Литературная гостиная Земле я отдал дань земную…


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено:
На заседании ШМО ГЦ ___________Шибаева О.А.
Протокол № ___ от
«___»___________2014г.
Согласовано:
Заместитель директора по
_________________УВР
Гайдукова М.А. Утверждено:
Директор школы
____________ Гузеев С.А.
Приказ № ____ от
« ___»__________2014г.
Рабочая программа учебного предмета
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
10 класс, III уровень, базовый уровень
на 2014-2015 учебный год
Разработана: Гнилицкой Еленой
Петровной,
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
село Успенка, 2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» с учётом авторского УМК:
Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11кл. / сост. Г. И. Данилова. – 6-е изд., – М.: Дрофа, 2010.
Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: От истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: От XVII века до современности. 11 класс» / Г. И. Данилова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Учебник Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 класс. М.: «Дрофа», 2009.
Данная рабочая программа по мировой художественной культуре разработана для обучения в 10 классе МБОУ «Успенская СОШ» на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004). Программа рассчитана: на 35 часов, в учебном плане МБОУ «Успенская СОШ» на изучение мировой художественной культуры в 10 классе отводится 1  час в неделю. Сроки реализации данной программы 1 год.
Приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления: литература, русский и иностранные языки, история, обществознание музыка, ИЗО.
Цели и задачи изучения курса
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Программа содержит примерный объём знаний за два года (10–11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части; каждая часть рассчитана на базовый уровень общеобразовательной школы, на чём основана структура изучаемого предмета.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость. Развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Данный курс предусматривает различные формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, видео-урок, уроки- путешествия, кино-уроки, уроки-проекты и т. д. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной деятельности:
объяснительно- иллюстративный (беседа, сообщение);
проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации);
эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);
исследовательский.
По функциям:
методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);
методы закрепления изучаемого материала ( беседа, работа с учебником );
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений);
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая работа).
Средства обучения: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, средства наглядности, видеоматериалы, технические средства обучения.Применяемые технологии:
В.В.Фирсов «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»;
С.И.Заир-Бек «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»;
И.Б.Первин, В.К.Дьяченко «Технология групповых и коллективных способов обучения»;
Курс опирается на следующие виды деятельности: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная.
Основные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый, индивидуальный.
Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос, самостоятельные творческие задания, тестовые задания, рефераты.

Структура изучаемого предмета
№ п/пНазвание разделов учебного предмета Количество часов
1 Древние цивилизации 6
2 Культура античности 4
3 Средние века 10
4 Культура Востока 6
5 Возрождение 9
Итого 35
Календарно-тематическое планирование

№ п/пНаименование разделов программы, темы урока Количество часов Дата По плану По факту Древние цивилизации (6часов) 1 Первые художники Земли 1 01.09 2
3 Архитектура страны фараонов 2 08.09;
15.09 4 Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта 1 22.09 5 Художественная культура Древней Передней Азии 1 29.09 6 Искусство доколумбовой Америки 1 06.10 Культура античности (4часа) 7 Золотой век Афин 1 13.10 8 Архитектура Древнего Рима 1 20.10 9-10 Театральное и музыкальное искусство античности 2 27.10;
10.11 Средние века (10часов) 11 Мир византийской культуры. 1 17.11 12 Архитектурный облик Древней Руси 1 24.11 13 Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. 1 01.12 14 Архитектура Московского княжества 1 08.12 15-16 Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. 2 15.12;
22.12 17-18 Архитектура западноевропейского Средневековья 2 12.01;
19.01 19 Изобразительное искусство Средних веков 1 26.01 20 Театральное искусство и музыка Средних веков 1 02.02 Культура Востока (6часов) 21-22 Индия- «страна чудес» 2 09.02;
16.02 23-24 Художественная культура Китая 2 24.02;
02.03 25 Искусство Страны восходящего солнца (Япония) 1 09.03 26 Художественная культура ислама 1 16.03 Возрождение (9часов) 27 Флоренция- колыбель итальянского Возрождения 1 30.03 28 Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи 1 06.04 29 Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело 1 13.04 30 Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных» 1 20.04 31 Возрождение в Венеции 1 27.04 32-33 Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров 2 04.05;
11.05 34-35 Музыка и театр эпохи Возрождения 2 18.05;
25.05
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученики 10 класса должны знать/понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
для выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества
Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.Критерии и нормы оценки и контроля знаний обучающихся
активность участия
умение собеседника прочувствовать суть вопроса
искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
самостоятельность.
оригинальность суждений. 
умение сопровождать свои ответы презентациями
«5» - Яркий ответ с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.
«4» - Грамотно составленный ответ с использованием точных научных сведений.
«3» - Расплывчатый ответ с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.
«2» - Формальный ответ без малейшей опоры на точные научные сведения.
Список литературы
Для реализации программы используется следующая литература для учителя
основная:
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.- 5-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2009
дополнительная:
1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.
Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.
Основная литература для школьников:
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.- 6-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2008
Дополнительная литература :1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.
Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.