Общение в моей жизни 9 класс


Классный час «Общение в моей жизни"
Каждый день мы общаемся с разными людьми. Общение начинается с самого рождения. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, определяете свои симпатии и антипатии. Возникает множество вопросов, связанных с общением в различных ситуациях. У всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может делать это лучше, кто-то хуже.
Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (я тебе - своё Я, ты мне – своё Я). Различают вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальное общение – это слова; невербальное – мимика, поза тела, жесты, походка. (слайд 1,2)
Вопросы для обсуждения:
· Всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным?
· Нужно ли учиться общению? Для чего это нужно?
· «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери). Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту фразу?
· Говорил ли вам кто-нибудь слова « я не хочу с тобой общаться»?
· Были ли эти слова справедливы?
· Как вы на них реагировали?
Общение – это, своего рода, понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо внимательно выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами. (слайд 2)
Упражнение « Расшифруй слово».
Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но не обычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:
О – объединение, открытость;
Б – близость, безопасность;
Щ – щедрость;
Е - единомыслие;
Н - необходимость;
Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься. Как вы думаете, какие человеческие качества помогут в этом? Какие станут препятствием? (обсуждение по теме, на доске записать ответы)
Как вы считаете, можно из этих качеств выделить главное? Я хочу остановиться на некоторых. Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского и назовите качество, о котором идёт речь.

Эгоизм ( от лат. эго – я) – себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде; предпочтение своих личных интересов интересам других людей; пренебрежение к интересам общества. (слайд 3)
Эгоизм есть чрезмерная любовь к себе.
Аристотель
Эгоизм начинается с того, что человек сосредоточивает все свои помыслы вокруг себя, все его духовные силы направлены на удовлетворение собственных желаний. Желания других людей для него не существуют, он глух к их нуждам и потребностям. Вам бы хотелось общаться с таким человеком? Почему, по мнению автора, эгоиста ожидает крах, падение в жизни?
. Послушайте ещё один рассказ В.А.Сухомлинского и назовите качество, о котором идёт речь
Пахарь и крот.
Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:
- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?
Пахарь отвечает:
- Я пашу не только для себя, но и людям.
Удивился Крот:
- Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.
- Но ведь вы же – кроты, мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду
Как можно назвать Пахаря? Какой принцип заложен в его отношение к жизни, к другим людям? А как можно назвать Крота? Каким принципом руководствуется он? Кого бы вы выбрали себе в друзья? Что такое альтруизм?
Альтруизм (от лат. – один из двух, равный, такой же) – система нравственных принципов, предполагающая предпочтение интересов других собственным интересам.
Альтруизм есть порыв к самопожертвованию, добровольное принесение себя в жертву другим
Н.Фёдоров
Обратимся к качествам личности, которые, по-вашему мнению, способствуют развитию цивилизованных отношений между людьми. Каким одним словом можно было бы их объединить? Вспомните – «вы же – кроты, мы – люди». Есть такое красивое и очень важное слово – человечность. Предлагаю вам самостоятельно дома протестировать себя, насколько у вас развито это нравственное качество, и сделать соответствующие выводы (тест). (слайд 4)

Нравственное качество
Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности
Степень сформированности





Человечность
1. Благодарность

2. Великодушие

3. Вежливость
4. Доброжелательность
5. Доброта
6. Сострадание
7. Милосердие
8. Любовь к людям
9. Забота о ближних
10. Послушание
11. Щедрость
12. Умение прощать
13. Внимание
14. Терпимость

В мире всё взаимосвязано, вспомните народную мудрость о том, что ни одна травинка не ломается просто так; о том, что ломать – не строить. А ещё библейскую заповедь – «относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Как часто мы забываем об этом, и нами же сотворённое возвращается к нам бумерангом. (сценка «Бумеранг»)
Поделитесь впечатлениями о занятии:
· Что понравилось?
· Что бы вы хотели изменить?
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями.
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!