Информационные технологии как средство обучения решению стереометрических задач


УДК
Информационные технологии как средство обучения решению стереометрических задач
Ю.Е.ЗонненбергОмский государственный педагогический университет
Научный руководитель ‒доктор пед. наук, профессор каф. математики методики обучения математике В.А.ДалингерВ настоящее время наблюдается прогрессивное внедрение информационных технологий (ИТ) во все сферы человеческой деятельности: производство, школа, сфера обслуживания, культура, средства массовой информации, домашнее хозяйство и, главным образом, в школу, которая и является стартовым пунктом познания возможностей информационных технологий. Учителю, ведущему математику в старших классах, известны трудности, которые возникают в процессе преподавания стереометрии буквально с первых уроков. Начальные сведения по стереометрии имеют абстрактный характер, усвоение материала строится на заучивании. Ученики теряют интерес к предмету, и многие из них считают стереометрию трудным школьным предметом.
Трудности в изучении стереометрии вызваны тем, что зрительное восприятие геометрических объектов не всегда соответствует тем закономерностям, которыми этот объект обладает. Отображение пространственных фигур в виде чертежа на листе бумаги приводит к тому, что очень многие закономерности представляются в искаженном виде. Т.к. при работе над стереометрическими задачами используются плоские чертежи, сделанные на бумаге или на доске, то возникают объективные трудности, связанные с поиском необходимых закономерностей на основе схематического чертежа, который отражает далеко не все особенности пространственных фигур. Некоторые важные для решения задачи линии или точки могут оказаться на чертеже слишком близкими или совпадающими. Другие важные точки могут попасть за край листа бумаги. Все эти факты приводят к неправильному восприятию учащимися пространственных фигур в самом начале курса стереометрии.
Если при решении задачи по формированию образов пространственных фигур, таких как куб, шар, пирамида, учитель опирается на вещественные модели, что может обеспечить успешность решения первоначальных стереометрических задач, то для решения сложных задач, таких как построение линейного угла двугранного угла, построение сечения многогранника плоскостью на помощь должен прийти чертеж. Для чтения условного чертежа, на котором искажены линейные и угловые размеры, нужно иметь хорошо развитое пространственное мышление. Полученный чертеж является внешним источником, из которого черпаются идеи решения задачи. Существующее сегодня программное обеспечение позволяет строить перспективное изображение, поворачивать его и рассматривать под разными углами, что помогает формировать умение у учащихся воссоздавать целостный пространственный образ. В настоящее время создано определенное количество компьютерных программ, позволяющих ученикам осуществить выход в пространство. В курсе стереометрии определенное место отводится построению сечения пространственных фигур, построение многогранников. Здесь можно отметить программы моделирования Живая Геометрия, Poly, которые позволяют выполнять конструирование, моделирование.
-23232939454Анализируя использования информационных технологии, мы убедились в том, что это позволяет обучающимся развивать творческие функции мышления, а также повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения.
Дубровский, В.Н. Стереометрия с компьютером // Компьютерные инструменты в образовании№6. – СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2003. – С.3-11
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. –М.: Педагогика, 1991. – 480с.