Доклад Инновационные педагогические технологии


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4
Муниципальный семинар
«Системно- деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС»
Тема выступления:
« Инновационные педагогические технологии обучения и воспитания в рамках реализации ФГОС»
Подготовила учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Левченко Елена Владимировна
Бутурлиновка, 2014 г.
Применение современных инновационных технологий в обучении- одна из наиболее важных тенденций образовательного процесса. В отечественном образовании в последние годы инновационные, в том числе интерактивные технологии стали все чаще использоваться при изучении большинства дисциплин.
Преимущества инновационных педагогических технологий заключаются в следующем:
- повышают эффективность и качество обучения;
- обеспечивают мотивы к самостоятельной познавательной деятельности;
- способствуют углублению межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки. ( слайд 1)
Педагогическая инновация - нововведение, преобразование в педагогической области, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями, исследованиями, проектами. ( слайд 2)
В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли инструктора, наставника, консультанта, куратора, управленца, помощника. Ученик становится активным участником образовательного процесса, который может думать, мыслить, рассуждать, свободно высказываться. Реализация ФГОС не может осуществляться без четкого ответа на вопрос «как обучать?» Учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который во - первых, не разрушил бы личный практический опыт, во- вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.
Современные приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных педагогических технологий, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.
Что же такое педагогическая технология? Это построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. ( слайд 3)
Рассмотрим базовые технологии стандартов второго поколения, применяемые в образовательном учреждении. ( слайд 4-5)
- Информационно- коммуникационные
- Технология, основанная на создании учебной ситуации
- Технология, основанная на реализации проектной деятельности
- Технология, основанная на уровневой дифференциации
- Здоровьесберегающая технология
- Проблемно- диалогическое обучение
- «Портфолио»
- Исследовательская деятельность
- Технология дистанционного обучения
( слайд 6) Информационно- коммуникационные технологии в образовательной деятельности осуществляют информационную поддержку учебного процесса, создают открытое ( но контролируемое пространство).Педагоги школы активно используют в учебной и неурочной деятельности, участвуют с обучающимися в конкурсах программы «Интел» - «Путь к успеху», подготавливая презентации. Эта технология способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, позволяет ребенку с интересом учиться.
(слайд 7) Уровневая дифференциация
Это дифференциация требований к уровню освоения базового и повышенных уровней. При этой технологии соблюдаются принципы: открытость системы требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми обучающимися и добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами подвижного состава.
(слайд 8) Обучение на основе «учебных ситуаций».
Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
(слайд 9) Здоровьесберегающая технология
Основная задача – охрана физического, психического, духовного, социального здоровья. В нашей школе педагоги используют технологию В.Ф.Базарного, включающую:
- массажные коврики для кровообращения стоп и профилактике плоскостопия;
- зрительно- двигательные траектории ( офтальмотренажеры), снимающие зрительное напряжение ;
- планируется использование конторок – режим смены динамических поз.
Регулярно проводится утренняя гимнастика.
(сдайд 10 ) Проектная деятельность
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть результат, формирует адекватную самооценку.
Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы познания окружающего мира. В этом направлении в школе организована работа кружков: «Путь к успеху», «Я исследую мир».
(слайд 11) «Портфолио»
Это способ фиксирования накопления и оценки индивидуальных достижений школьников в определенный период обучения. Обучающиеся демонстрируют свои достижения в различных областях: учебной, творческой, социальной.
(слайд 12) Проблемно- диалогическое обучение
Важно на уроке открытия новых знаний пройти 2 этапа: 1 – постановка проблемы (этап формирования нового знания), 2 – поиск решения ( формулирование темы урока или вопроса для исследования)
(слайд 13) Технология дистанционного обучения
Суть состоит в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, он- лайн и оф-лайн связей. Проходит в форме работы с одаренными детьми ( участие в дистанционных олимпиадах, интернет – викторинах). Педагоги школы активно участвуют в вебинарах, научно – практических конференциях , обсуждая актуальные вопросы обучения и воспитания.
Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно – ориентированный подход, активно использовать ИКТ и ТСО, Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности обучающихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают «ситуации успеха», развивают самоконтроль и взаимоконтроль.Использование современных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно высокий уровень интерес детей к учебе.
Учить ребенка радостно, без принуждения- возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии, учитель сам не захочет работать по старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.