Презентация на тему Педагогические технологии в учебно- воспитательном процессе в условиях ФГОС


Педагогические технологии в учебно- воспитательном процессе в условиях ФГОСУчитель начальных классов Беленёва Тамара Владимировна , МОУ школа № 8 г.о. Жуковский, 2015г. Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции, технология – на науке.С искусства начинается, технологией заканчивается, чтобы все началось сначала. В.П. Беспалько. Технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».А. Дистервег Термин «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом. Основные требования образовательной технологии: Концептуальность. Системность. Управляемость. Эффективность. Воспроизводимость


Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса. Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, может и непременно должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности школьника. Четыре основания образования: Учиться знать Учиться делатьУчиться житьУчиться быть Образовательные технологии Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса : - Педагогика сотрудничества - Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили - Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся : - Игровые технологии - Проблемное обучение - Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е. И.Пассов) - Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала ( В. Ф. Шаталов) - Технология С. Н. Лысенковой : перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении - Технологии уровневой дифференциации - Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов) - Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова). - Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) - Технология программированного обучения - Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) - Групповые технологии - Компьютерные (новые информационные) технологии обученияПедагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала : - «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов) - «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) - Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) - Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович) Частнопредметные педагогические технологии : - Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) - Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев) - Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев) Альтернативные технологии : - Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) - Технология свободного труда (С.Френе) - Технология вероятностного образования (А.М.Лобок) - Технология мастерских Природосообразные технологии : - Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир) - Технология саморазвития (М. Монтессори) Технологии развивающего обучения : - Общие основы технологий развивающего обучения - Система развивающего обучения Л.В.Занкова - Технология развивающего обучения Д. Б.Эльконина-В.В.Давыдова. - Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П. Иванов) - Личностно-ориентированное развивающее обучение (И. С.Якиманская) -Технология саморазвивающего обучения (Г. К.Селевко) Технология разноуровнего обучения - Технология коллективного взаимообучения - Технология сотрудничества Технология модульного обучения - Технология перспективно- опережающего обучения (С. Н. Лысенкова)   Современные образовательные технологии:- проблемное обучение (создание проблемных ситуаций);- обучение в сотрудничестве (в команде, в сотрудничестве)- интерактивные технологии ( в диалоге, в парах, в группах) - игровые технологии, - технология критического мышления,- здоровьесберегающие технологии (рациональное использование времени на уроках, проведение физ. минуток)- проектно - исследовательская технология- информационно-коммуникационные технологии. - проектные технологии. - технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Проблемное обучение (создание проблемных ситуаций).Цель использования технологии: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках формирование целостной системы знаний; развитие научно-познавательных и творческих способностей формирование у обучаемых навыков продуктивного, творческого изучения предмета. Результат использования технологии: Изложение материала становится более доказательным, а знания более осознанными; повышается интерес к учению, формируется поисковое мышление, умение комплексно, системно анализировать учебную проблемуИнтерактивные технологии ( в диалоге, в парах, в группах) Цель использования технологии: обеспечение активности учебного процесса, достижение высокого уровня усвоения содержания, воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности Результат использования технологии: ученики приобретают в лице учителя партнёра , развивается чувство товарищества и взаимопомощи у учащихся; ученики овладевают коммуникативными умениями ; формируется адекватная оценка своих возможностей, собственная точка зрения; они учатся её аргументировать, отстаивать своё мнение ; ученики приобретают навык самообразования и углубляют свои знания по предмету в общении и на практике. Игровые технологииЦель использования технологии: активизация познавательной деятельности учащихся, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету, обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний в процессе игры, создание благоприятной психологической атмосферы, приобщение к ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.Результат использования технологии: формируется: коммуникабельность, толерантность, коллективизм, любознательность, умение применять полученные знания в общении и на практике. Технология развития критического мышления Цель данной технологии : развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Результат использования технологии: осознают своё "я", свой опыт  собственных действий и действий других учащихся и учителя;-получают  рождение нового знания, становление опыта, развитие личности, целостное осмысление, обобщение полученной информации;формируют собственное отношение к изучаемому материалу. Здоровьесберегающие технологии (рациональное использование времени на уроках, проведение физ.минуток) Цель использования технологии: обеспечить условия для физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся сформировать у учащегося необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Результат использования технологии: учащиеся стремятся вести здоровый образ жизни ,наблюдается разнообразие при проведении урока, улучшается усвояемость учебного материала, снижается утомляемость и улучшается успеваемость.Проектно - исследовательская технология.Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Участвуя в проектной и исследовательской деятельности ребенок учится: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, доказывать и защищать свои идеи, самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать собственную деятельность, приобретать умения и навыки работы в сотрудничестве. Информационно-коммуникационные технологии. Цель использования технологии: развитие исследовательского интереса, оптимизация учебного процесса, формирование умений работать с информацией, навыков работы с компьютерной техникой, подготовка личности «информационного общества» .Результат использования технологии: повышение интереса к урокам, развитие логического мышления, памяти, внимания и наблюдательностиТехнология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Цель использования технологии: определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детейРезультат использования технологии: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.  Литература.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.http://www.school2100.ru/upload/iblock/Кузнецова М.И.   ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.Песняева Н.А.   Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.Шакина Г.В.   Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10.