Конспект логопедического занятия для группы детей с нарушением чтения и письма. обусловленного НОНР.

Конспект логопедического занятия с группой учащихся с нарушением чтения и письма, обусловленных ФФНР 2 класс.
Раздел: Глухие и звонкие согласные.

Тема: Коррекционная: «Дифференциация Ш и Ж в слогах, словах и словосочетаниях.»
Грамматическая: « Парные звонкие и глухие согласные, написание жи и ши.»
Лексическая: «Одежда»

Цель: Формировать умения и навыки дифференциации звуков Ш и Ж в слогах, словах и словосочетаниях.

Задачи:

Образовательные:
совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков Ш и Ж в слогах, словах и словосочетаниях,
соотносить звуки Ш и Ж с буквами,
совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуков Ш и Ж,
совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза,
расширять словарный запас путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения,
активизировать словарь по теме « Одежда»
формировать навыки построения связного высказывания,
упражнять обучающихся в составлении словосочетаний со словами, содержащими заданные звуки.
повторить и закрепить знания о написании сочетаний ЖИ и ШИ.

Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию слухового внимания,
способствовать развитию слухового и зрительного восприятия,
развивать артикуляционную моторику,
пополнять словарный запас обучающихся,
способствовать развитию зрительной памяти ,
способствовать развитию ориентировок на листе,

Воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения к друг другу,
воспитывать интерес к родному языку,
воспитывать активность .

Оборудование: таблица с картинками (пиджак, жилетка, шорты, пижама, жакет),; таблицы с символами звуков, образы букв Ш и Ж ( письменные и печатные) ; таблица со слогами; цветные карандаши ( оранжевый –для обозначения Ж, коричневый –для обозначения Ш) таблица со словами из слогов; картинка с изображениями ( машина, мороженое, пирожок, желуди, карандаш, шоколад); звуковые линейки на каждого ученика , мяч, пеналы с фишками для звукового разбора слов на каждого ученика, карточки со словосочетаниями, таблицы с видами материалов для обЪяснения ( шёлк, трикотаж, плюш)



ХОД ЗАНЯТИЯ

1 Организационный момент.
В кабинет проходит тот, кто отвечает на вопрос:.
- Какой сегодня день недели?
- Какой месяц?
- Какое сейчас время года? (зима)
- По каким признакам вы определили, что сейчас зима? ( на улице холодно, лежит снег, деревья сбросили листву и стоят голые).
- Назовите зимние месяцы ( декабрь, январь, февраль).

2. Определение темы занятия посредством постановки проблемных вопросов. ( слайд №1)
- Ребята, посмотрите на картинку. Назовите что изображено на ней. ( пиджак, жилет, шорты, пижама, жакет)
- Какое слово лишнее? (шорты, мы произносим звук ш)
- Вы уже догадались, какие звуки мы будем сегодня различать? ( Ж-Ш)
- Какая тема занятия? (Одежда)

3. Уточнение артикуляции звуков и соотнесение звуков с буквами.
Работа с зеркалами и соотнесение с символами звуков
- Давайте дадим характеристику этих звуков.
- Чем похожи эти звуки? ( согласные, всегда твердые)
- Чем отличаются эти звуки? ( Ш- глухой, Ж- звонкий)
- А вот так выглядят буквы Ш и Ж ( печатный и письменный вариант)
-На что похоже буква Ш? Буква Ж?

4.Чтение слогов по таблице .

5. Запись слогов под диктовку, с последующей проверкой
ША ЖА ШИ ЖИ ЖУ ШЕ ВЖИ КШИ РЖА
Вспомним правило: ЖИ –ШИ -- пишу с буквой И. Отмечаем цветными карандашами буквы Ш и Ж. Проверяем работу. (слайд № 2)

6. Составление слов из слогов, постановка вопросов к получившимся словам.
(слайд № 3)

ДЕЖ О ДА НЫЙ БУ МАЖ ШИ НА ТИ
ШЕ ПЛЮ ВЫЙ ПО ШОК РО РО ВАТЬ ШНУ

7.Картинка с предметами, работа со звуковыми линейками. ( приложения)
Определение места звука в словеах: шоколад, машина, карандаш, мороженое, желуди, пирожок.

8. Физкультминутка: Изобразите букву Ж , а теперь Ш.
А) Теперь я называю слова, а вы изображаете букву, которую мы напишем в данном слове: ШУТКА, ШАЙБА, ЖУРНАЛ, МЫШОНОК, ПОЖАР, ПУШОК, СНЕЖИНКА, МЕШОК, ЖЕМЧУГ, ОШИБКА, УМНОЖИТЬ, ШИНЕЛЬ, ИНЖИР.

Б) « Перекидывание мяча» Сядет тот, кто изменит слово, поменяв звук Ш на Ж:
Например ШАР –ЖАР . Изменилось значение слова?
ШИТЬ –ЖИТЬ, ШАЛОСТЬ –ЖАЛОСТЬ, ШАРИТЬ –ЖАРИТЬ, ШЕСТЬЖЕСТЬ.


9. Игра «Посмотри – запомни» (слайд № 4)

Давайте вспомним, что было изображено на картинке в начале занятия.
- Что изменилось на картинке? ( пиджак, жилет, шорты убрали, добавили шапку, шарф, шубу)

10. Звуковой разбор этих слов (шапка, шарф, шуба, пиджак).

11. Запись слов в два столбика. Вспомним правило: ЖИ и ШИ .
КАРАНДАШИ, ГАРАЖИ, ШАЛАШИ, СТРАЖИ, КАЛОШИ, КЛАВИШИ, МЫШИ, ЕЖИ.
Проверка и обмен тетрадями.

12. Ориентировка на листе. (приложения)
Картинки и слова с перепутанными буквами, нужно отгадать слово и назвать , где оно написано ( Например: слово шар – в правом верхнем углу)

13. Составление словосочетаний . (слайд № 5, 6)

Работа по карточкам. Вставь букву, подбери слово и запиши словосочетания.
Совместный разбор и запись. Объяснение слов : плюш, роскошь, шёлк, трикотаж
Плюю . вая .аль
Ко . аный платье
. ерстяное . илет
Роско . ная юбка
Трикота . ное . уба
. ёлковая . таны

14. Итог.
Чем мы сегодня занимались? Для чего мы это делали? Какое правило мы сегодня вспомнили.

15. Оценка работы детей.


15