Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с нарушением зрения.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с нарушением зрения
(старший дошкольный возраст)
подготовила учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад "Дружная семейка" компенсирующего вида" Заинского
муниципального района, РТ
Шакирова А.А.
Тема: Автоматизация звуков «Ш», «Р» в словах.
Цели:
1. Коррекционно-развивающие:
- развивать дыхание,
- способствовать нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;
- развивать глазодвигательные навыки; способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева направо, сверху вниз и т. д.)
- развивать общую и тонкую моторику.
- развивать устойчивость зрительного и слухового внимания;
- формировать умение практически ориентироваться в микропространстве (на поверхности листа бумаги, на фланелеграфе).
2. Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звуков «Р», «Ш» в словах;
- активизировать и обогащать словарный запас.
3. Коррекционно-воспитательные:
- вызывать положительные эмоции от совместной деятельности;
- воспитывать умения согласовывать свои действия с заданием взрослого.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, игры на развитие слухового внимания «Повтори ритм», «Найди ошибку», «Будь внимательным»; игра «Четвёртый лишний», «Так и не так», игры на развитие ориентировки в пространстве.
Оборудование и наглядный материал: зеркальце, игровое поле, разделенное на 12 клеток – в каждой клетке картинка на звук «Ш», фишка-магнит, небольшая емкость, наполненная горохом, бобами и т.д.; два набора объемных предметов (матрешка, грибок, кубик, шарик и т.д.), картинки с изображением разных предметов, игра «Найди ошибку».
Ход занятия
Организационный этап.
Здравствуй. Как твои дела? Как настроение? Сегодня мы продолжим работу со звуками «Р», «Ш», будем заниматься гимнастикой для глаз, для языка и губ. Готов к занятию?
Дыхательная гимнастика.
Упражнение 1. Подготовительная часть. Исходное положение – стоя. Сделать максимально глубокий вдох, одновременно представляя себе, как поток кислорода проходит по всему телу, от носа к пальцам ног. Затем выдохнуть воздух - 2-3 раза.
Основная часть. Сделав глубокий вдох, задержать дыхание и, не дыша, наклонить голову и туловище вперед так, чтобы голова оказалась ниже, чем сердце. Для этого можно слегка согнуть ноги в коленях. Оставаться в таком положении 4-5 с, а затем вернуться в исходное положение и выдохнуть - 1 раз
Артикуляционная гимнастика
Логопед просит помочь дать характеристику звука.
«Что поможет определить положение губ, языка?» (зеркальце)
1. Потяни звук [и] и скажи, что делают твои губы?
2. Произнеси звук [у], скажи, что делают твои губы, когда произносишь этот звук?
3. Произнеси вместе звуки [иу], [уи] и скажи, как изменяется положение губ при произнесении.
4. Открыть рот, высунуть широкий язык вперед, сделать его узким. Чередовать положение широкого и узкого языка.
5. А теперь выполним упражнение с закрытыми глазами
- Рот открыть, высунуть язык «змейкой», тянуться кончиком языка к носу, затем – к подбородку. Чередовать движения под счет.
Работа над автоматизацией звука «Ш»
Игра «Путешественник, стоп!»
Цель: автоматизация звука «Ш» в словах, закрепление умения ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развитие слухового внимания.
Оборудование: игровое поле, разделенное на 12 клеток – в каждой клетке картинка на звук «Ш», фишка-магнит.
Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, закрепленное на доске. На одну клетку ставится фишка, которая отправится в путешествие. Вначале уточняются знания ребенка в пространственной ориентации «Покажи, где правая сторона доски, левая, верхняя, нижняя». Затем логопед задает направление перемещения фишки командами: «1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказалась фишка?» Ребенок называет картину, на которой остановилась его фишка на звук "Ш". (шашки, шишка, шина, машина и т.д.)
Развитие тактильных ощущений
Игра «Найди предмет»
Цель: нахождение предметов на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.
Оборудование: небольшая емкость, наполненная горохом, бобами и т.д.; два набора объемных предметов (матрешка, грибок, кубик, шарик и т.д.).
Оздоровительный момент.
Зрительная гимнастика
Логопед: Сейчас поиграем с пальчиками. Будем отстукивать пальцами по столу, и моргать обоими глазами на каждый стук. (вначале логопед дает образец и один раз отстукивает вместе с ребенком, затем 2-3 раза ребенок выполняет упражнение самостоятельно).
Работа над автоматизацией звука «Р», развитие внимания памяти.
Логопед: «Ты научился правильно произносить звук "Р". Порычи громко-громко, а теперь тихонечко. Посмотри, на доске картинки с изображением разных предметов. Упражнение «Скажи, что это? кто это?» Ребёнок называет картинки, например: «Это рыба», «Это радуга», «Это робот», «Это рысь». Затем логопед говорит: «Запомни, сейчас я закрою все картинки, а ты вспомни и назови их». Игра «Назови картинки». (картинки переворачиваются и ребенок называет картинки по памяти).
Какой первый звук в этих словах? (Р).
Закрепление графического изображения буквы «Р»
Игра «Найди ошибку».
Логопед: Мы с тобой на прошлом занятии познакомились с буквой "Р". Я хочу сейчас проверить, запомнил ли ты, как пишется буква "Р". Посмотри на доску. Я просила Незнайку написать для тебя ряд букв "Р". Как ты считаешь, справился ли Незнайка с заданием? Проверь, а если найдешь неверно написанную букву, зачеркни ее.
Оздоровительный момент.
Развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.
Игра «Невидимые письмена»
Логопед: «А сейчас предлагаю написать в воздухе букву «Р». Мы помним, что головой не вертим, работают только глаза. «Взяли» в правую руку невидимую ручку, подняли ее вверх, чертим прямую линию сверху вниз. Затем снова поднимаем руки вверх и рисуем справа полукруг. А теперь выполним вместе. (затем ребенок «рисует» один, сопровождаю свои действия речью).
Итог. Рефлексия.
Какие слова ты научился произносить? Ты старался и у тебя всё получилось.
- Что было трудно? - Что легко? – Что интересно?
- Почему, думаешь, у тебя все получилось?