Конспект интегрированного урока по ИЗО на тему Весна в музыке и живописи (1 класс 21 век)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с. Высокая Гора




Конспект интегрированного урока ИЗО в 1 классе.

Тема урока: «Весна в музыке и живописи».










Подготовила:
учитель нач. кл
Закирова Л.В

Высокая Гора 2015 г


Тип урока. Изучения нового материала.

Цель. Познакомить с музыкальными и художественными произведениями о весне.
Задачи.
Обучающие:
Познакомить с музыкальным фортепианным циклом П. И. Чайковского «Времена года», Апрель. Подснежники, с произведением Э.Грига «Весной».
познакомить с произведением русского художника А.К. Саврасова «Грачи прилетели», А. М Грицая « Подснежники».
Развивающие:
Развитие чувства цвета, воображения, музыкального мышления.
Воспитывающие:
Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозаписи, портрет композитора Э. Грига и П. Чайковского, портрет художника А.К. Саврасова, А. М. Грицая, альбомный лист, акварель, кисти, непроливайка.

Организационный момент.
У. - Здравствуйте ребята.
- Добрый день. А день действительно добрый. Вы сегодня красивые, нарядные. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, пусть это хорошее настроение сохраниться у вас до конца урока.

Введение в тему урока.
У. - Сегодня у нас необычный урок, А вот о чём будет наш сегодняшний урок, вы узнаете, разгадав загадку?

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи
На ветках плотные комочки –
В них дремлют клейкие листочки.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

- Когда же это бывает? (весной)
У. – Так о каком времени года пойдет речь на уроке? (о весне)
- И тема нашего урока «Весна в музыке и живописи». Слайд 1
2мин




- В живописи много произведений, посвящённых временам года. Осень, зима, весна – любимые темы художников на протяжении многих веков. А главное в них то, что художники изображают временные элементы природы: весна ранняя или поздняя, тающий снег, дождь, гроза, весеннее солнце, выглянувшее на мгновение из-за облаков..
Посмотрите внимательно на картину Алексея Кондратьевича Саврасова («Грачи прилетели»)название картины не афиширую. Слайд2
- Что вы на ней видите ? (природу)
-Какое время года изображено на картине? (весна, ранняя весна)
-А почему вы решили, что это весна? (Потому, что художник изобразил птиц, они строят гнёзда, значит, только прилетели. Берёзы стоят голые, без листочков).

- Что ещё, вы видите на картине? (Ещё на картине изображен, грязный, рыхлый снег, пруд, ручеёк течет, вдали виднеется церковь.)

- А, что вы можете сказать о небе? (Небо голубое оно переливается желтыми лучиками солнца)

- Какого цвета птицы? (черного).
- Кто знает, каких именно птиц изобразил художник? (грачей)

- Вы ребята, знаете, как называется эта картина? А как бы вы её назвали? (Грачи прилетели)

- Какое настроение вы видите на этой картине (радостное и грустное)

-А кто написал эту картину? (Эта картина называется «Грачи прилетели» написал её художник А. Саврасов Слайд 3 с портретом художника



Как и художники, композиторы тоже сочиняли музыку о природе. Мы сегодня послушаем музыкальное произведение Грига « Весной»

Слушание песни : Григ «Весной» дети слушают закрыв глаза
Разбор музыкального произведения
Что вы услышали? (ответы детей)
В какое время года, можно услышать такие звуки (весной)
- Что вы представляли, когда звучала эта музыка? (капают капли, тает снег, бегут ручьи, солнышко пригревает, опускает лучи на землю, бурным потоком вода бежит по полям)
6мин



У. Ребята, отгадайте мою загадку: Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник.) Слайд 5
-Почему эти цветы так называются? (Потому, что эти цветы появляются из под снега)
- Растут подснежники в лесу на полянках, как только появляются проталинки. (Слайд 6 )
Легенда о подснежниках
- Однажды богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила Подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор они неразлучны, а в благодарность за тот вечер снег никогда не оставит хрупкий цветок в беде. (Слайд 6 )
Динамическая пауза «Машина зарядка» (Слайд 7)
5мин
- Про цветок подснежник много написано писателями, поэтами, художниками и композиторами. Многие великие музыканты, сочиняя свои произведения, учились у природы. П. И. Чайковский создал фортепианный цикл «Времена года». Весь
цикл состоит из 12 пьес представляющих собой образ одного из месяцев года. У каждой
пьесы есть своё название помимо названия месяца.

-Я вам предлагаю послушать произведение П. И.Чайковского «Апрель. Подснежник» (закройте глазки и представьте себе, как просыпается природа после зимней спячки и распускается цветок)
(Слайд 8)
Звучит грамзапись произведений: «Апрель. Подснежник» П. Чайковского
А теперь откройте глазки.
- Вам понравилась музыка?
- Чем она вам понравилась?
-Как музыка рассказывает о природе? (Музыка рассказывает о весне, о пробуждении цветов, как они распускаются и покачиваются на ветру. О том, что солнышко светит не всегда, что бывает холодно и ненастно)
-Какая это музыка? (- Музыка очень красивая и душевная, её приятно слушать. Она то нежная и ласковая , то взволнованная иногда тревожная)
Предлагаю рассмотреть следующую картину («Подснежники» А. Грицай).
(Слайд 9).

- Что изобразил художник на этой картине? (Весну, лес, цветы)
- А можно с уверенностью сказать, что это весеннее время года? По каким признакам вы это определили?
(Художник изобразил серую землю, деревья без листочков, на переднем плане растут маленькие еле заметные цветы первоцветы)
- Кто знает, как называются эти цветы?(Эти цветы называются подснежники)

У: - Да ребята художник уделил внимание маленьким подснежникам и изобразил их на переднем плане.

–А картину свою он назвал, как вы думаете как? (Подснежники )
-Вспомните автора. (Алексей Михайлович Грицай) Слайд10

Динамическая пауза: «Подснежник»
Я родился! Я родился! Ладони к груди, руки вверх- 2 разаЯ родился!
Снег пробил, Складывают ладони перед грудью в «бутон» и
Поднимают на уровень глаз
На свет явился! Раскрывают «бутон», раздвинув пальцы в сторону
Ух, какой ты снег колючий, грозят указательным пальцем
Ты холодный снег и злющий Скрещивают руки на груди и хлопают,
Хлопают ладонями ,а затем по плечам
О морозах зря мечтаешь указательным пальцем вправо-влево
Очень скоро ты растаешь. машут ладонями движение от себя
8мин
А вспомните ребята ,в какой сказке говорится о подснежниках? (Двенадцать месяцев)
Слайд11
- Посмотрите ребята, в сказке девочка нарвала целую корзину подснежников. А можно ли их рвать? Почему?
(Подснежников в природе осталось мало. Когда сорвёшь цветок, то новые уже не вырастут ,потому что земля сырая и цветок срывается вместе с луковицей)
Ребята, а вот некоторые люди не знают, что цветов этих мало и рвут их в подарок кому нибудь или просто так. А ведь может наступить день когда, мы с вами не увидим больше цветов, вместо них будет голая серая земля и ни какой красоты.
- Давайте подумаем, как же можно спасти подснежники?
(можно рассказать своим родным, близким и всем знакомым о том, что цветы исчезнут с лица земли, если люди не перестанут их рвать.)2мин
- Я предлагаю вам сегодня самим нарисовать себе подснежник.

Практическая работа под музыку П.И. Чайковского «Подснежник» Слайд 12

(демонстрация лучших работ)
У. - Какие замечательные работы у вас получились, какие хрупкие, но какие красивые цветы. Молодцы! 15мин
Исполнение песни «Солнечный лучик». Слайд 13

Слайд 14

Итоги.

Продолжите фразу:

сегодня я узнал( а)
было интересно
было трудно
я выполнял( а) задания

Сегодня вы хорошо работали, и мне хотелось бы поставить вам всем одну общую оценку «отлично».
Слайд 15

Молодцы!