Урок-игра по математике «Зимний биатлон»

конспект урока по математике ( 5 класс ) по теме : Урок – игра для 5 класса «Зимний биатлон».
Учитель математики: Моделкина Елена Владимировна.
«Зимний биатлон»
( урок – игра )
Цель: способствовать развитию  познавательной и творческой активности учащихся.
Задачи:
- развивать умение учащихся применять математические знания в игровой форме;
- развивать внимание, математическое мышление, находчивость, сообразительность, память ;
- расширять кругозор
- формировать устойчивый интерес к математике; навыки  работы в группе.
Оборудование: компьютер или магнитофон, кассета с музыкальной заставкой к игре, магнитная доска с магнитами, раздаточный материал.
Оформление: рисунки учащихся на тему зимних видов спорта, плакаты со стихами про олимпиаду, разноцветные мишени ( каждой команде – свой цвет).
Ход урока:
Организационный момент.
Организация игровой деятельности.
Подведение  итогов игры и выставление оценок.
Класс предварительно с помощью жребия разделён на 4 команды : «Медвежонок», «Леопардик», «Зайка», «Олимпиец» и выбраны командиры. На столах : указатели команд, чистые листы для записей с название команды, таблицы соответствия чисел и букв русского алфавита.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

А
Б
В
Г
Д
Е
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33


Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я



Доска разделена на 4 части ( по количеству команд) , в каждой части закреплены по 5 мишеней своего цвета. За отдельным столом находится жюри ( в жюри могут входить старшеклассники, приглашённые учителя, родители).
Звучит гимн XXII Зимних олимпийских игр. Ведущий: Здравствуйте ребята, учителя, родители, гости! Сегодня мы собрались, чтобы
очень интересно и с пользой провести время, понаблюдать за игрой наших ребят. Поговорить о грандиозном событии, которое пройдёт в феврале 2014 г. в нашей стране – зимних олимпийских играх. У нас 4 команды; «Медвежонок» , «Леопардик», «Зайка», «Олимпиец». Командиры : . Наше жюри: . Сегодня наш урок – игра «Зимний биатлон», гонка под названием «Спринт» пройдёт по маршруту : старт, гонка, 1 стрельба, гонка, 2 стрельба, гонка, финиш. У вас на столах: чистые листы для записей ответов, таблицы соответствия чисел и букв русского алфавита. Все вопросы игры будут посвящены зимней олимпиаде и биатлону. Сегодняшняя игра покажет, что вы знаете про олимпиаду и биатлон и поможет узнать то, что не знаете. Победит та команда, которая будет решать задания быстро, дружно и наберёт наибольшее количество баллов. Победители получат по «5». Итак, всем удачи! Гонка начинается : на старт, внимание, марш!
Ведущий: 1 задание (гонка): отгадать девиз олимпийских игр. Он состоит из 3 слов. Необходимо прочитать задание, решить его, по найденным числам узнать букву, применяя таблицы соответствия чисел и букв алфавита, а затем из букв составить слова девиза. Команда, которая быстрее отгадает девиз , пишет его на листе бумаги и несёт жюри.
Первый прав. ответ – 5 баллов, 2 – 4 , 3 – 3, 4 -2. Получаем задание. Вперёд! Задание на карточке:
13 QUOTE 1415
количество зимних месяцев
13 QUOTE 1415
число, следующее за 19
13 QUOTE 1415
два десятка минус 1
10 – 4
количество учебных дней в неделю
313 QUOTE 1415
13 QUOTE 1415
число, предшествующее числу 19
13 QUOTE 1415
сколько ворот на хоккейном корте?
13 QUOTE 1415
наименьшее двузначное число
13 QUOTE 1415
13 QUOTE 1415
13 QUOTE 1415
( Жюри). Объявление команды, первой выполнившей задание и правильного ответа ( девиз: «быстрее, выше, сильнее»)
Ведущий: Итак, 1 стрельба: 5 мишеней – 5 вопросов, на мишенях с обратной стороны числа-ответы, команды отвечают на вопросы, пишут ответы на лист, командир бежит к своим мишеням, переворачивают те мишени, на которых ответы совпали с ответами на листах. Затем листы сдаются жюри. Кто правильно перевернёт 5 мишеней – получает 5 баллов, 2 – 4 , 3 – 3, 4 – 2. Промахнувшейся команде будет дано по 1 дополнительному патрону, который оценивается в полбалла. Получаем задание. Удачи!
Вопросы на карточке:
1) какие по счёту будут олимпийские игры в 2014 году? ( 22)
2) какого числа в феврале начнётся олимпиада? ( 7)
3) сколько всего различных спортивных дисциплин включено в олимпиаду? (15)
4) сколько колец на олимпийском флаге? (5)
5) сколько талисманов будет на олимпиаде в г. Сочи? (3)
( Жюри). Объявление правильных ответов и результатов стрельбы.
Ведущий: Дополнит. вопросы ( доп. патроны) промазавшим командам. Вопросы задаются вслух. Совещаться можно 10 секунд и ответ.
- Сколько мест на пьедестале для победителей? (3)
- Как называется город, в котором будут проходить 22 зимние олимпийские игры? (Сочи)
- Как называется лыжный ход биатлониста ? ( коньковый)
- Сколько дополнительных патронов даётся биатлонисту на эстафетной гонке? (3) ( Жюри). Подведение промежуточных итогов.
Ведущий: 2задание, гонка продолжается : С помощью букв, входящих в слово «ОЛИМПИАДА», составить различные слова- имена существительные, обозначающие предметы или явления. На выполнение – 2 мин. Слова пишутся на листах и сдаются командиром жюри. Кто больше слов составил, тот получает больше баллов, 1 слово – 1 балл. Итак, время! Вперёд! ( Примеры слов: олимп, мода, пила, помада, лампа, дама, лама, липа, ад, дом, пол, лом, лапа, идол ).
Пока команды составляют слова, ведущий заменяет мишени для 2-ой стрельбы.
Подведение промежуточных итогов( слово жюри)
Ведущий: У нас 2 стрельба . Задание - установи закономерность между числами в таблице и впиши нужные числа. Числа вписываем в таблицы , командир бежит к мишеням и открывает совпавшие числа, отдаёт записи жюри. Открывший верно все мишени, получает 5 баллов, 2 – 4 , 3 – 3, 4 – 2.
20
4
16


4
18

1
2
3

3
4



773
775
777

774

778

2
3
5

20
30


6
2
10

3

5



( Правильные ответы – 22 ( олимпийские игры в г. Москва 1980 г. -летние), 5(мишеней в биатлоне), 776( до нашей эры – 1 олимпийские игры), 50(м до мишени в биатлоне), 1(место) )
Ведущий: дополнительные вопросы ( доп. патроны ) командам( 10 секунд на ответ):
1. через сколько лет проводятся олимпийские игры? ( через 4 )
2. сколько дней осталось до олимпиады? ( дней)
3. какого числа закончится олимпиада? ( 23 )
4. как называется приспособление, с помощью которого олимпийский огонь путешествует по стране? ( факел)
Объявление правильных ответов в стрельбе и подведение промежуточных итогов( жюри).
Ведущий: Двигаемся к финишу. Заключительные метры! Итоговое задание – финишная гонка.
3 задание. Решите уравнения, запишите в таблицу ответы и соответствующие им буквы (принцип соответствия см. в таблице) и получите слово, имеющее отношение к биатлону. Отгадываем, пишем слово на листе и командир несёт его жюри. Первый правильный ответ – 5 баллов, 2 – 4, 3 – 3, 4 – 2. Получаем задание. Вперёд к финишу! Удачи!
Пример
1
2
3
4
5
6

Ответ







Буква







1. х : 3 = 7 4. 25 – х =17
2. х + 40 = 58 5. 20х = 200
3. 3х = 18 6. 34 + х = 50

( Правильный ответ – оружие)
Гонка закончена. Поздравляем всех. Все команды пришли к финишу. Кто же первый? Пока жюри подводит итоги, блеснём эрудицией.
А знаете ли вы?
-какой учёный – математик принимал участие в древних олимпийских играх? ( Пифагор)
- сколько биатлонистов участвует в такой биатлонной гонке как масстарт? ( 30 )
- в какой стране зажигается олимпийский огонь? ( Греция)
- как называется сооружение: в нём чашей трибуны и поле сражения? ( стадион)
загадка : с «Ы» мы мчим вас что есть мочи, с «У» мы ноги вам промочим. ( лыжи, лужи )
Подведение итогов ( слово жюри)и выставление оценок.
Ведущий. Сегодня все молодцы, но победителем у нас стала команда ... . Вот и закончилась наша увлекательная гонка. Спасибо всем участникам за игру, спасибо присутствующим за поддержку, а жюри за справедливое судейство. До новых встреч!
Звучит музыка, все расходятся.

лђ Заголовок 115