Конспект урока музыки «Изобразительные и выразительные интонации в музыке»


Тема урока: «Изобразительные и выразительные интонации в музыке»
Цель: сформировать понятие о музыкальной интонации; научить определять интонации в опере-сказке «Золотой петушок» Н.А.Римского –Корсакова.
Задачи:
Обучающая – знакомство с особенностями звучания музыкальных интонаций;
Развивающая – продолжение развития тембрового слуха, вокально-хоровых навыков, закрепление понятий "интонация", "изобразительные и выразительные интонации";
Воспитывающая – воспитание уважения к русской народной музыкальной культуре, воспитание слушательской и исполнительской культуры.
Ход урока
Организация учащихся на урок
Вход под музыку. Музыкальное приветствие.
Повторение пройденного материала. Исполнение русской народной песни «Ах вы, сени…
У: Что нужно сделать ,чтобы в музыке появились танцевальные интонации? (добавить ритмический рисунок)
Учитель предлагает все «ритмические инструменты» (кубики, деревянные палочки и др) объединяет детей в группы и предлагает исполнить русскую народную песню «Ах вы, сени…» с ритмическим сопровождением.
Каждой группе раздается партитура ритмического рисунка.
Изучение нового материала.
Учитель предлагает совершить путешествие в страну Звукляндию. В город, на улицу Изобразительных и Выразительных интонаций, прибыли гости из оперы-сказки «Золотой петушок», которую написал русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
( Показ портрета композитора, рассказ о композиторе)
У: А сейчас, а сейчас, приглашаю в сказку Вас! ( Иллюстрация с изображением золотого петушка). Звездочет приходит к царю Дадону и приносит в дар золотого петушка.

Вот мудрец перед ДадономСтал и вынул из мешкаЗолотого петушка.«Посади ты эту птицу, —Молвил он царю, — на спицу;Петушок мой золотойБудет верный сторож твой:Коль кругом всё будет мирно,Так сидеть он будет смирно;Но лишь чуть со стороныОжидать тебе войны,Иль набега силы бранной,Иль другой беды незваной,Вмиг тогда мой петушокПриподымет гребешок,Закричит и встрепенетсяИ в то место обернется».
Слушание главных тем из оперы «Золотой петушок»
Анализ прослушанного отрывка:
Какие музыкальные портреты нарисовал композитор?
- Тема звездочета содержит в себе и изобразительность – звенит, как колокольчик, и выразительность – мудрость, покой (повторное прослушивание)
Какой интонацией показывает композитор образ петушка?
- Основная интонация – призывная, изображающая крик петушка, и в то же время выразительная – спокойствие ( повторное прослушивание
Тема царя Дадона характеризует его «величие» - тупое самодовольство (повторное прослушивание)
Тема воеводы Полкана – изобразительна: передает речь, Полкан говорит всегда так, как будто ругается (повторное прослушивание)
Далее учитель предлагает послушать новую песню, не называя её, и просит назвать интонации, которые дети услышали.
Слушание песни «Котенок и щенок», муз. ПопатенкоКроме незнакомых интонация, здесь необходимо уделить внимание ритмическому рисунку, который и придает музыке танцевальный характер.
IV Работа над песней
Разучивание песни «Котенок и щенок». При разучивании уделить внимание ритму и поучить его в более медленном темпе. Возможно разучивание куплетов в виде игры «Эхо», вторые части куплетов разучиваются с прохлопыванием ритма.
V Итог урока
- Какие новые интонации вам сегодня встретились?
- С какими интонациями вы уже были знакомы?
- В каких музыкальных произведениях вы встречали радостные интонации? Грустные интонации? Решительные?
VI Домашнее задание: нарисуйте сказочных героев, о которых мы сегодня говорили на уроке.