Конспект урока по русскому языку на тему: Словообразовательные гнёзда (6 класс)


Урок русского языка в 6 «б» классе
Тема: Однокоренные слова . Анализ гнёзд однокоренных слов, данных в
словообразовательном словаре. Выявление чередований букв в однокоренных
словах.
Цель: 1. Повторение знаний об однокоренных словах и о формах одного и того
слова. Закрепление умения различать однокоренные слова и формы одного и того
же слова. Сформировать знания о словообразовательном гнезде и цепочке,
случаях чередования.
2, Развитие коммуникативной компетентности
3. Воспитательные задачи. Развивать творческие способности, умение аналитически
думать, рассуждать, делать выводы, формировать чувство ответственности и
коллективизма, учить добиваться результатов в работе, быть тактичным,
корректным, справедливым.
Ход урока
I Оргэтап. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, мне, гостям.
Деление на группы. Назначение консультантов. Раздача оценочных листов. 1 мин
II Этап проверки домашнего задания 3 мин
III. Этап изучения новой темы. 30 мин
Сообщение темы урока и выявление целей и задач урока. Запись в тетрадь. Формирование целей и задач урока детьми.1 мин Слайд №1

2. Этап проверки знаний
Задание №1
Тест по теме «Словообразование» Слайд №2-6

.





3. Тема нашего урока «Однокоренные слова». Сформулируйте мне его определение.
Докажите, что перед вами однокоренные слова. Выполните словообразовательный
разбор. Найдите «третий лишний».
Задание №2(Карточка)
Группа №1 Группа №2 Группа №3
1. Гореть, угорать, гора
2. Вода, водить, водник
1. Пот, потолок, потливый
2. Боль, большой, больница
1. Море, морщины, морской
2. Горе, нагорный, горевать
4. А теперь самостоятельно подберите к следующим словам однокоренные слова и докажите, что они однокоренные. А я дополню каждую группу своим словом. Задание №3 (Карточка) При проверке делаю упор на внимательность и привожу пример формы одного и того же слова, вводя ребят в заблуждение.
Задание №3 (Карточка)
Группа №1 Группа №2 Группа №3
сад мороз вода
Физминутка 2 мин
Два прихлопа,
Два притопа,
Ёжики, ёжики.
Наковальня, наковальня,
Ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте,
Зайчики, зайчики.
А теперь за парты сядем
Девочки и мальчики.
5.- А что такое форма слова? Задание №3 (продолжить) Просклонять своё слово, выделив окончания (формы одного и того же слова)
- Подвожу ребят к понятиям «словообразовательное гнездо- это все однокоренные слова, образованные от одного слова, словообразовательная цепочка –это словообразовательные пары» Проверить правильность образования того или иного слова можно по словообразовательному словарю А.Н.Тихонова Слайд Дерево- белый № 7,8 ( 9 раз кликаю) Объясняю новую тему на примере слайдов.
Слайд №9 (цена), Слайд 10-11- матрёшка-цепочка






Задание №4 (Карточка)
Попробуем расположить однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга Слайд №12
Новый, новость, обновить, новатор, возобновить, новаторский, новинка
Задание №4 (Карточка)
Группа №1 Группа №2 Группа №3
Новый, новость, обновить, новатор, возобновить, новаторский, новинка
Проверка работы по Слайду №13


Итог урока
– У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем? (Это дяди, тёти, братья, сёстры, родители и другие родственники.)
– А какая родня может быть у слов? (Это родственные или однокоренные слова.)
6.Этап рефлексии Слайд №14 2 мин

7.Этап оценивания (оценочный бланк прилагается) 5 мин
8.Этап информированности о домашнем задании. Слайд №15 2 мин
Д/з.Самостоятельно подбери к данным словам родственные. Выдели корень. С одним из слов составь словообразовательное гнездо и проверь его по словообразовательному словарю.
Ледник - ________________________________________________________________
Зима - ________________________________________________________________
Холод - _________________________________________________________________
Мороз - _________________________________________________________________
Речной - _________________________________________________________________
1) «Портной» (словообразовательная цепочка).
Как портной отрезал куски ткани, чтобы получить под конец «выкройку»? (Восстановите словообразовательную цепочку.)
Безукоризненно – ______________ = ____________ = __________ = корить.