Изобразительные словообразовательные средства (теория и практика для 10-11 классов)


Выразительные словообразовательные средства 10 класс
Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской.
Наиболее сильной экспрессией обладают:
1. Суффиксы субъективной оценки существительных.
Некоторые суффиксы имен существительных, прилагательных и наречий исторически возникли в русском языке для передачи эмоционального отношения к обозначаемым словами явлениям. Они выражают дополнительные уменьшительные, увеличительные, ласкательные, а иногда и презрительные оттенки.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами называются деминутивами. Деминутивы характерны прежде всего для русской разговорной речи (голубчик, душенька, сынок, миленький, махонький, быстренько и т.д.). Деминутивы могут выражать, например, иронию (работничек, помощничек, идейка), приторную вежливость (передайте тарелочку, налейте квасочку, вот билетик), пренебрежение и некоторые другие качества.
дом - домик, домишко; брат - братец, браток, братишка; рука - ручка, рученька. Подобные существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки. Рядом с такими существительными часто используются оценочные прилагательные: одно слово как бы «заражает» (по выражению А.А. Потебни) другое: маленький домик, седенький старичок.
В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные:
дом - домина, домище; детина, ножища. Они, как правило, включают и оттенок негативной оценки.
Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, книженция, старушенция;
собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение: солдатня, матросня, пацаньё;
отвлеченные существительные, которые благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное значение: спанье, суетня, кислятина, пошлятина, галдеж, скулеж, скукота, смехота.
Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: воображала, подпевала, гуляка, кривляка, слабак, чужак, вертун ловкач, рвач, разгильдяй. Правда, у некоторых слов с такими суффиксами экспрессия стирается и сохраняется лишь разговорная окраска: бородач, силач, грамотей, бродяга.
В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются суффиксальные образования существительных, обозначающих лицо: девочка - девчурка - девчушка - девчонка - девчоночка - девонька - девулька - девка - деваха; старик - старичок - старикан - старикашка - старичишка. Русское словообразование позволяет нанизывать аффиксы субъективной оценки, так что «экспрессивное напряжение слова может выразиться в удвоении, утроении суффиксов»: Дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища, срамотища.
Для словообразования прилагательных также в высшей степени характерно выражение различных оценочных значений с помощью аффиксации. Разнообразны суффиксы субъективной оценки, имеющие положительную эмоциональную окраску: маленький, малюсенький, а также-отрицательную: вертлявый, высоченный, завалящий, холоднючий.
2. Приставки разных частей речи.
Интересна в стилистическом плане и префиксация существительных. Ей обязаны своей выразительностью такие, например, слова, как раскрасавица, сверхчеловек, суперколосс, ультрамода, экстросовершенство. Однако префиксальный способ словообразования уступает суффиксальному и по количеству продуктивных моделей, и по богатству экспрессивных оттенков.
Экспрессивны приставочные образования прилагательных, указывающие на степень проявления признака: всевластный, всесильный, предобрый, прескучный, развеселый, разудалый. Особой выразительностью обладают и словообразовательные модели прилагательных типа милый-милый, долгий-предолгий, которые указывают на сильное проявление признака.
В художественной речи нередко можно встретить повтор одинаковых или синонимических приставок. При этом приставка становится как бы компонентным стержнем, она усиливает эмоционально-содержательную напряженность всего произведения. Повтор приставок – важный способ выделения определенных элементов художественного текста, увеличения его информационно-эстетической емкости.
Однако и среди глаголов можно выделить ряд интересных словообразовательных моделей с яркой стилистической окраской. Как правило, экспрессивны глаголы, образованные от местоимений: якать, тыкать, выкать; междометий: ахать, охать, мукать, тявкать, а также от существительных и качественных прилагательных, имеющих оценочное значение: базарить, горланить, глупить, грубиянить, ловчить, жульничать, лентяйничать, подличать.
Среди глагольных новообразований продуктивны сниженные глаголы на -ничать: активничать, дипломатничать, насмешничать, подхалимничать, принципиальничать и др. их дополнительные смысловые оттенки - неодобрение, порицание.
Другая продуктивная модель - глаголы на -ить, образованные от существительных: бюллетенить, температурить. Они также выделяются сниженной окраской. Разговорно-просторечный характер отличает глаголы типа тормознуть, спекульнуть.
Префиксация глаголов нередко вносит изменения не только в семантику слов, но и значительно усиливает их экспрессивную окраску, превращая глаголы межстилевые в разговорные и даже просторечные:тратиться - поистратиться; франтить - прифрантиться - выфрантиться.
Среди многочисленных приставочных образований глаголов особое внимание стилиста привлекают те, которые имеют сильную экспрессию, хотя образованы сочетанием нейтральных основ с нейтральными аффиксами: добегаться, забегаться, отбегаться, уездиться, уходиться, обхохотаться, подзаработать, прихватить, попридержать и др. Именно приставки создают особую выразительность таких глаголов, указывая на высокую степень интенсивности действия или на разнообразные оттенки его проявления (исчерпанность, ограниченность и т.д.) и придавая словам сниженную, разговорную окраску.
ЭКСПРЕССИВНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ РЕЧИ.
В XVIII в., слова «умалительные» и «увеличительные» считались принадлежностью низкого стиля и употребление их, согласно теории трех штилей М.В. Ломоносова, было возможно лишь в «подлых» жанрах (баснях, сатирах, комедиях).
А.С. Пушкин в лицейский период пародировал поэтическую речь, «украшенную» уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Стилистическое применение экспрессивного словообразования в творчестве крупнейших русских писателей обусловлено особенностями их слога и конкретными художественными задачами, которые решались при отборе выразительных средств языка для того или иного произведения. Отбор слов с разнообразными суффиксами дает читателю возможность почувствовать состояние героя, отношение к нему автора. Некоторые авторы активно использовали этот источник экспрессии (И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов), другим эта манера была чужда (А.П. Чехов, Л.Н. Толстой). У Щедрина экспрессивное словообразование выполняет чаще всего сатирическую функцию. Так, в создании психологического портрета Иудушки-кровопивушки «ласковые» слова с суффиксами субъективной оценки играют важную стилистическую роль: они придают речи Головлева слащавость, елейность, подчеркивают его лицемерие, ханжество: А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском званье родились?… Сидели бы теперь в избушечке, да горела бы у нас не свечечка, а лучинушка, а уж насчет чайку да кофейку - об этом думать бы не смели! Сидели бы; я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать сбирали…
У Ф.М. Достоевского наиболее яркое воплощение получило стилистическое использование словообразования для создания речевой характеристики социально приниженного героя. В романе «Бедные люди» Макар Девушкин обильно пересыпает свою речь уменьшительно-ласкательными словами: …Было мне всего семнадцать годочков, когда я на службу явился; Стыдненько мне было, Варенька!; А оттого, что ясмирненький, оттого, что я тихонький, а оттого, что добренький! В иных случаях обращение героев Достоевского к уменьшительно-ласкательным суффиксам получает тонкое психологическое обоснование. Например, они создают насмешливо-язвительный тон речи следователя Порфия Петровича в романе «Преступление и наказание»: Я знаю, он моя жертвочка; Говорит, а у самого зубки во рту один о другой колотятся..."
В современной литературе и публицистике экспрессивное словообразование выступает прежде всего как средство создания иронической, сатирической окраски речи.
Считается отступлением от стилистической нормы пристрастие к «ласковым» словечкам некоторых людей, стремящихся быть «подчеркнуто вежливыми» в аптеке, у канцелярского стола, в телефонных разговорах. Можно порой услышать: Будьте добры, мне горчичнички и валокординчику; Мне справочку…; Номерочек не подскажете?; В понедельничек позвоните… 
ПРАКТИКА
Да недолги были радости,Воротился сын больнехонек,Ночью кашель бьет солдатика,Белый плат в крови мокрехонек!..И погас он, словно свеченькаВосковая, предыконная...Мало слов, а горя реченька,Горя реченька бездонная!..
(«Орина, мать солдатская»)(Н.Некрасов)
Из-за леса, леса темного,Поднималась красна зорюшка,Рассыпала ясной радугойОгоньки-лучи багровые,В это утро вместе с солнышкомУж из тех ли темных зарослейВыплывала, словно зоренька,Белоснежная лебедушка.Позади ватагой стройноюПодвигались лебежатушки,И дробилась гладь зеркальнаяНа колечки изумрудные. (С.Есенин)
Настанет день – печальный, говорят! –Отцарствуют, отплачут, отгорят, –Остужены чужими пятаками, –Мои глаза, подвижные, как пламя.
Вскрыла жилы: неостановимо,Невосстановимо хлещет жизнь.Подставляйте миски и тарелки!Всякая тарелка будет – мелкой,Миска – плоской,Через край – и мимо –В землю черную, питать тростник.Невозвратно, неостановимо,Невосстановимо хлещет стих.
Смерть – это так:Недостроенный дом,Недовзращенный сын,Недовязанный сноп,Недодышанный вздох,Недокрикнутый крик.
Зачеремушатся, засиренятсяПод разливной рекою кусты,Запоют, зашумят, завесенятся,Все подруги твои, как – и ты.
Зазвенит, заликует, залюбитсяВсе, что гасло зимой от тоски.Топором все сухое обрубится,Смело сочное пустит ростки. (И.Северянин)
М.Цветаева
Б.Пастернаку
Рас – стояние: версты, мили...Нас рас – ставили, рас – садили,Чтобы тихо себя вели,По двум разным концам земли.
Рас – стояние: версты, дали...Нас расклеили, распаяли,В две руки развели, распяв,И не знали, что это – сплав
Вдохновений и сухожилий...Не рассорили – рассорили,Расслоили...Стена да ров.Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали...Не расстроили – растеряли.По трущобам земных широтРассовали нас, как сирот.
Который уж – ну который – март?!Разбили нас – как колоду карт!
24 марта 1925
С Борисом Пастернаком Марину Цветаеву сближает некоторая общность поэтической манеры. Цветаева посвятила ему множество прекрасных стихов. Стихотворение «Рас–стояние: версты, мили...» спустя годы обрело особенное звучание, явно выходя за рамки личного поэтического послания. Версты, дали разделили в послереволюционные годы не только двух прекрасных поэтов. Исторические события 1917 года развели по разным концам земли множество замечательных людей России, разлучили их надолго, а то и навсегда, с родиной.Основной особенностью данного стихотворения является многократное и разнообразное использование приставки раз-. Но наряду с этим художественным явлением в стихотворении применяются и другие образные средства. Обратите на них внимание.
1. Найдите глаголы с приставкой раз-/рас-. Определите ее значение. Объясните, почему в данном тексте так много слов с такой приставкой. Как повторяющаяся морфема выявляет основную тему стихотворения?
2. В каких словах звуковой компонент рас с точки зрения современного русского языка уже не является приставкой и входит в корень? Прочитайте историческую справку о словах расстояние и распять: Расстояние. Заимств. из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. образовано с помощью суф. -ни(j) от расстояти – «стоять в отдалении», сохранившегося в диалектах и являющегося производным с преф. рас- от стояти. Распять. Заимств. из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. образовано с помощью преф. рас- от пяти – «натягивать». Покажите, что выбор М.Цветаевой этих слов также правомерен.
3. Почему в отдельных словах морфема (или слог) рас- отделена от слова знаком тире? Как способствует такое выделение пониманию основной темы и идеи произведения?
4. Найдите омографы. Определите, как они образованы. Объясните их употребление в тексте. Какое значение приобретают эти слова, находясь в противопоставлении?
5. Кого поэт определяет словосочетанием сплав вдохновений и сухожилий? Как вы понимаете это образное выражение?
6. Почему в стихотворении упоминается об орлах? Каким приложением определяется слово орлы? Почему это приложение перенесено в начало другой строки? Что достигается в результате подобного переноса? Найдите в тексте примеры аналогичного переноса, объясните их.
7. О чем говорит метафора трущобы земных широт? Как эта метафора соотносится со сравнением как сироты? Какие еще сравнения употреблены в стихотворении?
8. Найдите синонимический ряд слов, обозначающих расстояние. Почему рядом с русским обозначением присутствует заимствованное слово?
9. Какой знак препинания наиболее употребителен в стихотворении? В каких случаях его постановка соответствует правилам пунктуации и когда этот знак авторский? Какую смысловую нагрузку несет данный знак?
10. С какими муками сравниваются муки разделенных не по своей воле людей? По какому слову вы об этом догадались?
11. Посмотрите, когда написано это стихотворение. Имеется ли в тексте указание на время написания? Можно ли считать это произведение автобиографическим?