Сочинение на основе восприятия музыки Э. Григ «В пещере горного короля»












Из опыта работы
учителя русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 р.п. Новоспасское

Табаковой Людмилы Петровны











2011 год


В современных условиях существования средней школы преподавание любого предмета невозможно только в рамках традиционного обучения. Требования к современному уроку предполагают использование методов, активизирующих познавательную деятельность и самостоятельность, частично-поисковых и исследовательских методов, и сочетание фронтальных форм организации познавательной деятельности с групповыми и парными, и дифференцированный подход. Среди различных путей совершенствования обучения через содержание учебного материала (СУМ) немаловажное место занимает умение устанавливать межпредметные связи и интегрирование знаний.
Таким образом, одно из направлений совершенствования школьного образования связано с повышением интегративности его содержания.
Слово «интеграция» восходит к латинскому слову integer –(целый) - и переводится как «восстановление, восполнение». Одно из его значений, которое приводится в Толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: «Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации». Интеграция – это объединение в целое частей, элементов.

Интегрированный урок может вести один учитель. Второй помогает в совместной разработке системы уроков, постановке целей и задач, в отборе материала. Он может присутствовать, чтобы и свои уроки построить в соответствии с общими планами, активизируя тем самым представления школьников о взаимосвязи учебных дисциплин. Роль педагогов разная в зависимости от целей занятия: они или работают в одном классе, но с разными группами, или совместно ведут обсуждение вопроса на семинаре, диспуте, дискуссии или поочередно, оказываются лекторами на уроке-лекции, или проводят опрос по своему предмету.
При интегрированном преподавании учителя «делят» между собой не только материал, но и приемы, методы, которые дополняют друг друга и помогают найти наиболее подходящие формы объяснения и закрепления материала, освоения новых умений и навыков.
Наиболее наглядно интеграция проявляется, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятий. Требуется согласованность всех этапов и эпизодов урока, хорошее взаимопонимание педагогов.




Интегрированное обучение создает новые условия деятельности учителя и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности, развивающих приемов обучения. Таким образом, интеграция – это школа сотрудничества и взаимодействия для учителей, учеников и даже родителей.

Уроки литературы представляют собой широкое поле для интеграции не только с русским языком, но и с историей, иностранными языками, предметами эстетического цикла.
Я считаю, одно из наиболее перспективных направлений интеграции литературы именно с такими предметами, как музыка, изобразительное искусство, МХК. Ведь литература как один из видов искусства имеет тесное соприкосновение с другими видами искусства: музыкой, живописью, кино, театром. Их объединяет образность как отличительная особенность искусства. Все они рисуют картину жизни, проникнутую чувствами, мыслями, переживаниями автора, только рисуют эту картину разными средствами. У них может быть одна историческая, фольклорная или литературная основа.
Поэтому я и предлагаю свои интегрированные уроки литературы и музыки.




































Сочинение на основе восприятия музыки
Э. Григ «В пещере горного короля»


Учитель русского языка и литературы
высшей категории Табакова Л.П.











Паспорт урока
Предмет: русский язык (развитие речи) + музыка
Тема урока: сочинение на основе восприятия музыки. Э.Григ «В пещере горного короля»
Цели урока:
Образовательная: учить и учиться писать сочинение на основе восприятия музыки;
Развивающая: развивать навыки соединения в тексте разных типов речи: описание и повествование;
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, интерес и любовь к музыке.
Задачи урока:
ученики должны на базовом уровне
- знать содержание драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт»;
- уметь отбирать материал для сочинения на основе восприятия музыки;
На творческом уровне
- понимать звучащую музыку;
-на основе услышанной музыки создавать творческую работу.
Тип урока: интегрированный урок развития речи и музыки.
практическая работа.
Основной дидактический метод: частично поисковый (эвристический).
Частные методы и приёмы: словесный – беседа, наглядный – мультимедийная демонстрация.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа.
Дидактические средства: мультимедиа, портреты Э. Грига и Г. Ибсена, магнитофонная запись пьесы «В пещере горного короля».
План урока
1.Организационный момент. Целеполагание. Вступительное слово о произведении Г. Ибсена и пьесе Э.Грига.
2.Первое прослушивание пьесы.
3.Обмен музыкальными впечатлениями.
4. Словарно-лексическая работа. Физкультминутка.
5.Повторное прослушивание пьесы.
6.Самостоятельная работа над черновиком сочинения.
7.Выводы и рефлексия по уроку, домашнее задание.



ХОД УРОКА

1.Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке развития речи мы будем слушать пьесу великого норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля» из музыки к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт». Предупреждая ваш вопрос, поясню: у нас не урок музыки, но сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение на основе восприятия музыки, используя навыки соединения разных типов речи: описание и повествование.






Г. Ибсен - драматург





















Э.Григ - норвежский композитор







В драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт» рассказывается о приключениях юноши по имени Пер Гюнт, мечтавшего покорить весь мир. Во многих местах он побывал, многих людей узнал. Многое пришлось пережить ему до своего возвращения домой, где его ждала верная подруга Сольвейг. И тогда понял юноша, что нет ничего дороже, чем место, где родился и вырос, где ждут тебя твои родные и друзья.
Фантастическая сцена, которую мы сегодня будем слушать, рассказывает о том как Пер попал в пещеру троллей.
-Кто такие тролли? (злобные карлики, злые гномы)
Верил я, входя впервые
В недра мрачные земные:
Духи тьмы там, в глубине,
Тайну тайн откроют мне.
Я приглашаю вас спуститься в пещеру троллей и понаблюдать за тем, что там происходит, что творит подземная нечисть. Подземные духи и зловещая обстановка неразделимы. Слушайте и представляйте.

2.Первое прослушивание пьесы.

3. Обмен музыкальными впечатлениями, мнениями.
-Что вы представили?
-Что услышали?
-Какой представилась вам пещера?
-Как вы думаете, чем заняты тролли?

4. Словарно-лексическая работа.
Итак, у нас два объекта изображения: пещера и тролли.
-Какими словами мы можем заменить существительное «пещера»?
(Мрачное подземелье, жилище троллей, горный чертог, тёмный сырой подвал)
-Какой тип речи мы используем при этом? (описание)
При описании пещеры обратите особое внимание на её внутренний вид, звуки, свет, тени.
-Какие вам потребуются слова и словосочетания?
(Каменные стены, огромные камни, длинные извилистые коридоры, низкие своды (потолки), каменные глыбы, мокрые ступени, уступы, колонны;
полумрак, странные тени, призраки;
таинственное эхо, стоны, вскрики, вздохи, гул голосов, вопли).
-Какими словами вы будете описывать троллей?
(карлики, маленькие злодеи, обитатели подземелья, подземные духи).

-Какой тип речи мы будем использовать для описания танца и пения троллей? (рассказ, повествование)
-Какие слова будут уместны?
(зловещий хоровод, быстрый топот, стремительный темп, подскакивают, приседают, хлопают в ладоши, издают страшные звуки, ужасное пение, неистовый танец).

Физкультминутка.
Давайте и мы попрыгаем, поскачем, как тролли.

Откройте тетради, запишите число, вид работы, заголовок.
-Авторское название музыкальной пьесы «В пещере горного короля», но вы можете озаглавить своё сочинение по-своему.
-Всегда трудно начать. Вот 2 варианта начала, вы можете ими воспользоваться:
1.Слушая музыкальную пьесу Э. Грига «В пещере горного короля», я словно попадаю в таинственную, пугающую пещеру
2.Раздаются первые звуки пьесы, и я мысленно переношусь в Норвегию, где среди гор прячутся в глубоких пещерах маленькие злые тролли.
Но можно начать сочинение по-другому, по-своему.

5.Повторное прослушивание пьесы.

6. Самостоятельная работа над черновиком произведения.

7.Заслушиваем 3-4 учеников, их варианты.
-Что интересного подметили ребята?
-Что показалось заслуживающим внимания?
-Интересно было слушать и писать о музыке?
В театре, если зрителям нравится постановка, они хлопают в ладоши, давайте и мы похлопаем сами себе, музыке и нашим терпеливым гостям.

8. Какое домашнее задание нам предстоит?
(переписать сочинение и принести его завтра)




Список литературы

1.Антонова Е.С. Инновационная система интеграции русского
языка и литературы // Народное образование, 2003 № 4.
2.Беленький Г.И. Интеграция? //Литература в школе, 1998 № 8.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии
обучения.- М. Издательство института профессионального
образования МО РФ , 1995.
4.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе
//Литература в школе, 1996 № 5.
5.Кириллова Г. Яковлева Е. Синтез искусств – основа содержания
предметов эстетического цикла //Искусство в школе, 2000 №3.
6. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 10-11
класс. Курс для учителя под ред. Малюшкина А.Б.- М.
Творческий центр, 2003.
7..Шевченко Л.А. Об интеграции на уроках литературы
//Литература в школе, 1996 № 5.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415