Проект по окружающему миру Лебединое озеро

Проект
« Вырастим цветы на новой клумбе « Лебединое озеро»


Введение
Как построить учебно- воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес?
Ответ на этот вопрос я нашла, работая с учащимися над проектом. Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса познания мира учащимися.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею.
Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Одним из таких факторов является проектная деятельность.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные на уроке, должны стать базой для самостоятельной оценки работы и для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своих наблюдений. Опыт работы показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе.
Образовательный проект- это форма организации работы, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им учащихся уже в начальной школе.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся наш проект снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно- научной и гуманитарной.
Участие в проектной деятельности позволяет организов ать совместную
деятельность учащихся и родителей.

На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы. Тема нашего проекта рождена из практической задачи, взятой из учебника «Окружающий
мир» (4 класс), где предлагается учащимся провести опыт с посадкой и выращиванием цветов.

Описание проекта « Вырастим цветы сами к празднику любимой маме».
Тип проекта- творческий, коллективный, долгосрочный.
Исполнители- учащиеся 4-го класса и учитель.
Характер проекта- учебно- исследовательская работа.
Цель: создать новую клумбу, получить навык исследовательской работы
Задачи:
Вызвать интерес детей к проектной деятельности, т.к. она дает возможность:
Проявить творчество мышления
Научиться элементами поисковой работы
Научиться способам поиска информации, её анализа, структурирования.
Актуальность темы: предметно- содержательная область проекта объединила все предметы, изучаемые начальной школе, их взаимообусловленные связи.
Практическая направленность проекта в том, что каждый ребёнок вырастил и подарил маме цветок.
Структура- блок теоретических знаний, практическая деятельность, опытно- экспериментальная работа.
Доминирующая деятельность в проекте- учебно- исследовательская, творческая и поисковая.
Метод проектов целесообразно было применить, так как:
Существовала значимая для детей проблема ( интеграция знания, исследования).
Есть значимость результата ( теоретическая и практическая).
Была самостоятельная деятельность учащихся.
Этапность проекта.
Используются исследовательские метод:
Формулировка задач исследования;
Выдвижение гипотез, их решение;
Обсуждение методов исследования;
Обсуждение способов оформления результатов;
Сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных.
Выводы.
Результат- материальный продукт, выращенный детьми цветы
Этапы проекта
Подготовительный этап.
Запуск проекта.
Основной этап.
Практическая работа.
Экспериментально- опытная работа.
Презентация.
Каждый этап проекта заканчивается рефлексией и диагностикой.
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе- поддержка родителей и изучение книг про цветы.
Запуск проекта.
Начало поиска информации, выделение ступеней поиска для достижения главной цели.
Основной этап.
Дети собирали материал и изучали его по подтемам, их предлагали учащиеся в ходе работы над проектом.
В структуре проекта это « Банки проектов».
Темы:
Из истории цветов.
Жёлтый, чёрный, голубой- выбирай цветок любой.
Работа с рассадой.
По страницам Красной книги.
Литературная страница.
Цветочный этикет.
Методы и способы: изучение литературы, работа со словарями, поиск в Интернете, опрос специалистов, родителей, учителей.












Название
Цель проекта
Разделы

«Из истории
цветов»
Выяснить историю посаженных цветов
Говорящие названия цветов
Побываем в разных странах и эпохах

«Желтый,чер-
ный,голубой-
выбирай цве-
ток любой»
Выяснить,строение,виды,
классификацию.
Выбор сортов для посадки
Строение цветов.
Такие разные и прекрасные.
Виды цветов,которые можно
Вырастить к определенному
сроку

«Работа с рассадой»
Опыт выращивания к определенному сроку
«Практические советы по выращиванию цветов»

По страницам
Красной книги»
Узнать какие цветы занесены в Рязанской области в Красную книгу?
Проблема охраны природы.
Все цветы нуждаются в защите!
Земля- наш общий дом.
Результат- сочинения по теме
«Земля наш общий дом»
«Наша земля в будущем»
Конкурс плакатов в защиту природы.

«Литературная
страница»
Найти легенды, стихи, сказки, пословицы и поговорки, самим сочинить сказку, стихотворение
Цветок счастья.
Народная мудрость.
Стихи о цветах.
Выход:
5 учеников- написали стихи.
Конкурс рисунков. Сделали
выставку. В классе было красочно от цветов на бумаге,
но живые пока растут


«Цветочный этикет»
Выяснить, как правильно дарить цветы
Составили памятку, отвечая на вопросы викторины


Как итог полученных теоретических знаний, дети составили памятку по выращиванию цветов.
Практическая работа.
Весной каждый ребёнок высадил в клумбу рассаду цветов, ребята поливали, пропаловали и ухаживали за цветами.
Опытно- экспериментальная работа.
Цель: выяснить, что влияет на созревание бутона цветов.
Задачи работа:
Рассчитать время, необходимое для распускания цветов, рассмотреть условия необходимые для этого.
Выяснить влияние подкормки на созревание.
Вели дневник наблюдений, ежедневно делая записи.
Анализ, сравнение.
Вывод: два месяца надо цветам для роста и распускания. Дети вместе с учителем продолжали наблюдение за каждым цветком и готовились к презентации.
Презентация.
Итогом большой работы была презентация проекта.
На празднике- презентации присутствовали мамы, которым каждый ребёнок подарил выращенный собственными руками цветок, рисунок и свое литературное творчество.
В рамках проекта проводилась рефлексия и диагностика. Следует отметить, что такие показатели, как самостоятельность, организационные умения, коммуникативные, информационные умения стали выше, чем до выполнения проекта.
Результативность проекта.
Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов, историков, художников, озеленителей, учёных. Кругозор детей расширился, мыслительный деятельность активизировалась.
Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно- узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции.

















Литература:

Демидова М.Ю. Естественно- научные проекты.- М.: Школьная пресса, 2005.
Панкеев И.А. Энциклопедия этикета.- М.: ОЛМА- ПРЕСС,2003.
Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2000.№ 1,4
Савенков А.И. Я- исследователь. Учебник- тетрадь для младших школьников.М.: « Учебная литература», 2004.
Сборник « Цветы для вашего сада»- М.: Садовый центр,2004.
15