Развитие специальных музыкальных способностей на уроках ритмики в коррекционной школе.

Развитие специальных музыкальных способностей на уроках ритмики в коррекционной школе.
Трудно переоценить значение движения в развитии любого ребенка. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Так, многие музыканты-педагоги (Ж. Далькроз, К. Орф, Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, Е.В. Конорова и др.) отмечали важную роль музыкально-ритмической деятельности для формирования художественного творчества у ребёнка в период развития воображения, фантазии, образного мышления — основных психических процессов, обеспечивающих успешное формирование художественно-творческих способностей. 
Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно и психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Постепенно внешние ориентировочные действия, связанные с телесными ощущениями переходят во внутренний план. Особенно это актуально для детей с задержкой психического развития. У таких детей нарушено полноценное развитие всех психических процессов, которое  характе­ризуется:
отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы;
отставанием в развитии высших психических функций;
отставанием в развитии двигательной сферы;
недостаточностью сенсомоторной координации;
общей моторной неловкостью;
импульсивностью;
эмоциональной неустойчивостью;
повышенной утомляемостью;
снижением знаний и представлений об окружающем мире.
Бесспорно, уроки ритмики и занятия по хореографии в рамках дополнительного образования в коррекционной школе  помогают развивать у ребёнка с особыми психофизическими возможностями и потребностями не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе; помогают формировать внутренний духовный мир, свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен   эмоциональную реакцию – радость, удовольствие; выполняют функцию психической и соматической релаксации; восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.         Дети нашей школы  имеют различные клинические формы ЗПР, в том числе и «соцпедзапущенные». Эта группа разнородна как по характеру проявлений недос­татков развития, так и по степени отставания в психофизи­ческом развитии.
Поэтому свою работу я начала с выявления хореографических способностей детей, чтобы сформулировать цель и задачи занятий с детьми с ЗПР музыкально-ритмической деятельностью как на уроках ритмики, так и на дополнительных занятиях. Я составила технологическую карту, в которой отразила следующие критерии. По этим критериям я тестировала ребят и заносила их индивидуальные способности и возможности в данные карты, чтобы в дальнейшем строить свою работу на уроках и занятиях по хореографии. Оценивала детей по 10-бальной шкале по таким критериям: развитие музыкальноси, эмоциональная сфера, творческие проявления, запоминание музыки движений, способность сосредотачиваться на движениях, скорость реакции, гибкость и пластичность, координация Работая хореографом много лет, я сделала вывод, что освоение детьми танцевальных композиций происходит в течение 2-3 месяцев. При этом я добиваюсь абсолютно точного и синхронного исполнения движений Обращаю внимание на мягкость рук, движение кистей, направленность взгляда на руки, соотнесение движений с музыкой.        
Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. С естественной необходимостью его реализация связана у ребенка с такими чувствами, как радость, наслаждение от движений, от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий.
Ребенок с особым удовольствием будет выполнять движения и действия, связанные с творческими заданиями. Например, создание различных образов, фигур. движений. Звучащие музыкальные образы вызывают у  детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Воспитатели и педагоги знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, хороводы или просто произвольные движения под музыку.
Свой опыт работы и наблюдения я отразила в рабочей программе по музыкально-ритмическому воспитанию учащихся с ЗПР, которая включает следующие   виды музыкально-ритмической деятельности:
музыкально-ритмические упражнения;
танцы, пляски, хороводы;
музыкальные игры.
 В программе я сформулировала  направления работы по музыкально – ритмической деятельности на уроках и занятиях по хореографии:
развитие музыкальности;
развитие двигательных качеств и умений;
развитие творческих способностей;
развитие и тренировка психических процессов;
развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
Каждое из направлений имеет свои задачи.
Развитие музыкальности:
развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер, и понимать содержание;
развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
развитие ловкости, точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
воспитание выносливости и развитие силы;
формирование правильной осанки, красивой походки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Творческие способности:
формирование потребности самовыражения в движениях под музыку;
формирование коммуникативных умений;
развитие творческого воображение и фантазии;
развитие умения импровизировать.
Нравственно-коммуникативные качества личности:
умение сопереживать людям, животным;
умение вести себя в группе во время движения;
чувство такта и культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Педагоги и родители отметили, что дети стали активнее, легко работают, исполняя различные танцевальные композиции, фантазируют, сочиняют элементы танца, заметно изменились взаимоотношения детей. Мои наблюдения показали, что старшие школьники стали организованнее, общительнее, добрее по отношению друг к другу.
Положительным результатом работы считаю участие моих воспитанников в конкурсах, фестивалях. Их выступления не остаются незамеченными.