ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Карагандинская область
Город Сарань
КГКП «Детская школа искусств №1»
преподаватель теоретических дисциплин
Жазыкенова С.Т.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ


В статье раскрываются актуальные проблемы современного общего музыкального образования. Рассмотрены особенности использования музыкально-компьютерных технологий как способа формирования компетентностной личности школьника.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, компьютеризация и информатизация музыкального образования, музыкальное образование школьников.


USE OF MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGY FOR MUSIC LESSONS

The article is devoted to the urgent problems of modern general music education. The use of computer technologies is considered as a way of forming of a schoolchild’s skills and knowledge.
Key words: music-computer technologies, computerisation and informatisation of music education, music education of schoolchildren.

В настоящее время образовательные учреждения всего мира получили доступ к информационным ресурсам. Поэтому обучение и воспитание подрастающего поколения стало строиться на использовании компьютерной техники, а компьютерные технологии получили широкое распространение в различных областях музыкальной деятельности. Безусловно, в России применение музыкально-компьютерных технологий началось совсем недавно по сравнению с Западом, где такая практика существует более 20 лет. Мы считаем, что их неисчерпаемые возможности позволят как расширить, обогатить, усовершенствовать теорию и практику преподавания музыки в общеобразовательных школах, так и повысить качество всего музыкального образования. В связи с этим появились новые требования к учителю музыки. Теперь он должен не просто знать компьютерные технологии, а быть специалистом, активно применяющим, правильно использующим и осознающим необходимость их применения в своей работе.

Однако возникает вопрос: почему учителя музыки не используют широкие возможности компьютерных технологий в своей работе, когда для их внедрения имеются все объективные предпосылки. Например, создание и разработка учебно-методических пособий, программ, методических разработок и литературы по использованию музыкально-компьютерных технологий для учителей музыки.

В данной области уже есть новаторы, педагоги-исследователи, которые освещают подобные вопросы. Среди них особый интерес представляют такие, как формирование и развитие электронного музыкального творчества (И. М. Красильников, И. Айдарова, Н. Глаголева, С. В. Пучков, М. Г. Светлов); использование и применение музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании школьников (Г. С. Машошина, Д. А. Семенова, Ж. Б. Кармазина, А. О. Бороздин Т. А. Затямина, Э. В. Зауторова, О. Тарачева); развитие музыкального слуха у младших школьников в процессе электронного музицирования (А. Е. Гимро); компьютер в музыкальном образовании детей (Т. Цареградская, А. Апухтин); работа в музыкально-компьютерных студиях (В. Г. Кадина).

Не менее важное место в данной проблеме занимают вопросы музыкальных технологий как информационного поля в современной культуре (Е. Назайкинский, А. Волков-Ланнит, Е. Дуков, Е. Шашеро, А. Коровина, Г. Котляренко, Р. Кунафин, А. Айги, А. Шнитке, А. Варгафтик, Д. Ухов); массового творчества на основе компьютерных систем (Н. Наумов, Д. Садомская, Л. Литягина, М. Капустин, Ю. Петелин, Д. Рабин, В. Кальян, Р. Браун, Д. Дубровский, Ю. Рагс). Не остались без внимания и проблемы истории создания электронных музыкальных инструментов (Н. Ю. Хомутская, П. Л. Живакин); сохранности здоровья при использовании музыкально-компьютерных технологий (О. В. Приходько, Е. В. Бирюлева) и другие различные вопросы по использованию музыкально-компьютерных технологий (Е. В. Орлова, М. И. Катюгян, В. О. Белунцова, В. Г. Пешняк, В. П. Чудина, А. Пресняков, В. Медников) [5].
В связи с перечисленными ранее проблемами возникли определенные противоречия:

между требованиями, предъявляемыми музыкальной педагогикой к музыкальным компьютерным технологиям, и реальными возможностями использования компьютерной техники на уроках музыки и во внеклассной работе;
между сложившимися в практике системами музыкального образования учащихся и слабой подготовкой учителей музыки (или полным отсутствием их профессиональной подготовки) по освоению компьютерных технологий;
некомпетентность выпускников музыкально-педагогических факультетов средних
отсутствие возможностей, а порой и откровенное нежелание администрации школ, внедрять информационные технологии в процесс музыкального образования школьников, что требует дальнейших вложений и специальной подготовки педагогических кадров.

К сожалению, все перечисленные выше работы можно объединить и свести к особенностям обучения игре на синтезаторе для специализированных детских музыкальных школ и детских школ искусств, а также к освещению истории создания электронных синтезаторов. Однако такая проблема, как использование музыкально-компьютерных технологий в средней общеобразовательной школе на традиционных уроках «Музыка», почти не рассматривается.

К тому же большой проблемой музыкальной педагогической практики является состояние учебно-методической базы, а именно наличие оформленных и оснащенных кабинетов музыки. Речь не идет об «образцово-показательных» школах, в которых есть компьютерный класс. По мнению И. М. Красильникова, его можно легко превратить в специализированную студию компьютерной музыки [4], где можно проводить и традиционные уроки музыки. Нужно ли говорить, что такие возможности имеются не во всех школах, а состояние кабинетов музыки, мягко говоря, выглядит весьма плачевным. Современные тенденции внедрения компьютерных технологий в образование вплотную коснулись и системы музыкального образования школьников. Отсюда наблюдается заинтересованность учителей музыки в освоении этих технологий и использовании их на практике. Однако, как правило, учителя музыки имеют слабое представление о дидактических возможностях компьютерных технологий, а те, кто все же применяет их в своей практической педагогической деятельности, используют их однопланово, не исчерпывая весь потенциал. Поэтому для современной отечественной музыкально-педагоги-ческой практики актуальной является проблема подготовки специалистов нового типа. Задачей современного учителя музыки становится не только передача знаний, умений и навыков, развитие музыкальных способностей учащихся, но и привитие учащимся творческого желания и развития, необходимых для дальнейшего самообразования и самореализации в условиях современного общества.

Наука доказывает, что творческий потенциал, творческие возможности заложены и существуют в каждом ребенке, что творчество – естественная, природная функция мозга. Но развитие творческого стиля мышления происходит только в творческой деятельности. Именно благодаря ей учащийся развивается, приобретает специальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности [6]. Поэтому учителю музыки просто необходимо создать все условия на уроках музыки для творческого развития, используя для этого новые музыкально-компьютерные технологии. Конечно, это не предполагает полного отхода от традиционных форм и методов, используемых на уроках музыки ранее. Музыкально-компьютерные технологии призваны облегчить и усовершенствовать творческую музыкальную деятельность учителя музыки, а также обогатить те наработки в музыкальной педагогике, которые были накоплены ранее.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс школьного музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические средства: мультимедийный проектор или интерактивная доска

(MIMIO INTRACTIVE VIRTUAl INK, Hitachi Starboard и Interwrite board), а к ним всевозможные музыкальные программы (караоке, энциклопедии, справочники, игры по освоению нотной грамоты и др.), компьютер, синтезатор.
Упомянем, синтезатор – инструмент с безграничными электронными возможностями. По мнению П. Л. Живакина, у него большое будущее. Автор справедливо отмечает: «В последние годы компьютерные и коммуникативные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки. В свое время фортепиано произвело революцию в музыкальном образовании. Наступит день, когда схожую роль сыграет и синтезатор» [1]. А как же его использовать учителю на уроках музыки? Многие думают: «Неужели синтезатор, придя к нам в XXI век, призван искоренить фортепиано из процесса обучения музыке?» Но, по нашему мнению, у преподавателя появился лишь выбор в использовании как традиционных инструментов, так и цифровых.
К примеру, необходимым видом музыкальной деятельности на традиционных уроках музыки было и остается слушание, которое предполагает знакомство с произведениями композиторов различных эпох и народов. Педагог, выбрав музыкальное произведение, может использовать метод сравнения, который заключается в исполнении произведения на фортепиано, затем на синтезаторе и прослушивании этого же произведения в электронной версии аранжировщиков. Учащиеся, восприняв одно и то же произведение в разном исполнении, могут сделать сравнительный анализ, выделить положительные стороны и преимущества каждого инструмента.

Немаловажным видом деятельности на уроках музыки является хоровое пение. При этом мы предполагаем использование аккомпанемента синтезатора или программы «караоке». Записав «минусовку» песни (фонограмму без главной мелодии), педагог сможет направить все внимание на работу с детским хором. Караоке сможет прекрасно влиться и во внеклассную работу. Такие аранжировки будут прекрасным фоном музыкальных сценок, сказок, концертов, музыкально-ритмических игр, физкультурных минуток и т. п. Сам учитель может придумать массу приемов и методов применения караоке в своей работе по музыкальному воспитанию детей.

Появление обучающих компьютерных программ, игр, игровых вопросов и ответов, мультимедийных кроссвордов позволяет изучать нотную грамоту и получать элементарные знания о музыке.

На наш взгляд, в музыкальных классах, где проводятся уроки музыки, существует необходимость в установлении мультимедийного проектора либо интерактивной доски. Данные технологии позволяют музыкальный процесс уроков обогатить яркими и интересными событиями по музыкальному искусству (история музеев, театров и балетов, биография композиторов и дирижеров и другие), и демонстрируемый музыкальный материал будет усваиваться учащимся глубже.

Заметим, что предлагаемые нами формы и методы могут служить естественным дополнением к программам «Музыка» для общеобразовательных школ, созданных под руководством Л. Л. Куприяновой, Г. П. Сергеевой, Н. А. Терентьевой, Д. Б. Кабалевского, Ю. Б. Алиева, Л. М. Кашаповой, Н. Г. Ямалетдиновой, Р. Х. Хусаиновой и др.

Цель нашего исследования заключается

поиске новых форм и методов применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе, которые, как мы считаем, обязательно должны опираться на исторически-сложившиеся и традиционные методы и формы обучения музыке.

данной статье представлен обзор возможных форм и методов по использованию компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе. Для нас важно собрать и обобщить имеющийся отечественный и зарубежный опыт внедрения музыкально-компьютерных технологий в музыкальное образование, наработать научно-теоретическую базу, которая в дальнейшем позволит всем учителям музыки использовать их в своей работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Живакин П. Л. Синтезатор – это основной элемент общего музыкального образования в будущем // Музыка в школе. 2005. № 1. С. 4

Музыка в школе: научно методический журнал. 2005. № 1.
Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007. 496 с.
Красильников И. М., Глаголева Н. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе. М., 2004. 65 с.
Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор, интернет): материалы Всероссийской научно-практической конференции / сост. Е. В. Орлова. М.: Библиотека журнала «Искусство и образование», 2008. Вып. 1. 108 с.

Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 208 с.

Рахимов А. З. Психодидактика творчества: учеб. пособие. Уфа, 2002. 286 с.

15