План – конспект открытого урока по классу скрипки «Работа над интонацией».


План – конспект
Открытого урока педагога Пашиной Ольги Илларионовны
в классе скрипки.
 
Урок проведён с учащейся 3 класса общеэстетического  отделения Ковалёвым Арсением
Использована вариативно-адаптированная программа по предмету «Скрипка».
 Все разделы, которые  применены на занятии, помогают решить основные задачи.
                                    Тема занятия:
«Работа над интонацией».
 
Вид урока: смешанный (беседа, практическая работа).
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Методы ведения:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховые (показ с демонстрацией скрипичных приемов, наблюдение);
- эмоциональный (использование образных сравнений);
- практические (работа на инструменте над интонацией на упражнениях и пьесах).
 
Тема урока: «Работа над интонацией».
Цель урока: формирование координационных навыков в работе над интонацией.
Задачи:
- образовательная - овладение учащимся теоретическими знаниями и практическими навыками;
 - развитие навыков чистого интонирования и слухового контроля обучающегося.
 Структура  урока
 1. Начало урока – введение (определение понятия « чистое интонирование»).
2. Основная часть урока:
- попевки;
- упражнения;
- пьесы.
3. Заключительная часть урока:
- домашнее задание;
- итог урока, выводы.
 
  Ход урока
         1. Нечистое интонирование – один из наиболее распространенных недостатков у обучающихся игре на скрипке. Этот недостаток чаще всего возникает в самом начальном периоде обучения и нередко продолжает сохраняться и в последующие годы. Нет необходимости доказывать, насколько нечистая интонация снижает качество музыкального исполнения, как она тормозит музыкальное и техническое развитие ученика.
Качество интонации у начинающего скрипача находится в большой зависимости от правильности усвоения многих других навыков. Ученик должен уметь мысленно представлять тот звук, который ему надлежит извлечь, должен усвоить постановку левой руки, научиться правильно опускать палец на струну и, наконец, точно ощущать пальцем на грифе место, соответствующее данному звуку. Все эти навыки, как известно, приобретаются постепенно, путём тренировки в определённой последовательности.
 Переходим непосредственно к работе над музыкальным материалом.
 
2. Разучивается попевка: «Трудятся сестрицы, вяжут рукавицы». Попевка в мажоре, расстояние тон между соседними звуками. Вначале мальчи сольфеджирует,  для того, чтобы наиболее точно представить себе интонацию.
         По просьбе педагога мальчик исполняет попевку щипком от открытой струны «ре». Далее идёт обсуждение какой прозвучал звук чистый или фальшивый. Если звук оказался фальшивым, педагог показывает ученику в каком направлении следует двигать палец, чтобы звук стал выше или ниже, затем следует попевку повторить. Эту же попевку надо выучить от каждого последующего пальца.
          Разучивается следующая попевка в миноре: «В пруду большая драка, поссорились два рака». Здесь расстояние между соседними звуками полутон. Арсений играет и поёт попевку по тому же принципу что и предыдущую. Мальчик справляется успешно, педагог хвалит ученика.
Домашнее задание: нужно выучить эти попевки от каждого пальца на струне «ля», позднее добавятся струны «ми» и «соль».
 Мажорный и минорный тетрахорды преподаватель предлагает послушать мальчику на струне «ре» - после чего просит охарактеризовать услышанную музыку и сказать в чём он увидел разницу.
         Арсений после прослушивания вспоминает чем отличается мажор от минора и указывает педагогу на разное расположение пальцев на грифе. Педагог хвалит ученика за эрудицию.
          Осуществляется совместный анализ: прочно освоенный на одной струне тетрахорд будет залогом чистого интонирования и на других струнах.
         По просьбе учителя мальчик играет тетрахорды щипком не торопясь, с предварительным пропеванием требуемого звука. Подобным упражнением воспитывается крайне важная для чистого интонирования связь между мысленно представляемым звуком и мышечным ощущением пальца на струне. В этом и заключается сущность чистого интонирования.
         Педагог спрашивает Арсения - как он справился с заданием? Мальчик считает, что нужно точнее ставить полутон. Педагог с ним соглашается.
 
Задание – в домашней работе попытаться учесть свои замечания и пожелания учителя по поводу исполнения этого упражнения.
 
Далее перешли к работе над русской  народной  песней «Как под горкой».
Педагог предложил ученику послушать, как она звучит с аккомпанементом. После прослушивания Арсений охарактеризовал услышанную музыку как веселую. Проанализировали тональность, ключевые знаки, размер, встречающиеся длительности, штрихи. Мальчик просольфеджировал   пьесу.
        Приступили к выявлению встречающихся тонов и полутонов.
        Ученик по просьбе педагога играет мелодию  в умеренном темпе, соблюдая  штрихи и нужное распределение смычка. Педагог напоминает о необходимости чистого интонирования, слухового самоконтроля со стороны мальчика, быстрого реагирования и исправления фальши, путем передвижения пальцев в нужном направлении.
         Далее пьеса играется целиком в подвижном темпе в сопровождении концертмейстера. Текст закрепляется несколько раз. Преподаватель хвалит ученика за собранность, внимательность и верное исполнение интонации в пьесе.
 
 Домашнее задание: при  работе над пьесой следить за постановкой игрового аппарата - особенно на смычке, плотным звуком, не забывать контролировать чистоту интонировании. Работать над текстом, добиваясь правильного распределения смычка.
 
Педагог благодарит Арсения за продуктивную работу на уроке.
 
3. Итог занятия: педагог хвалит  Арсения за то, что с поставленными перед ним задачами он успешно справился. Поясняет, что необходимо продолжать работать над навыками качественного звукоизвлечения, слухового контроля, чистого интонирования.
        
Выводы: обучающийся обладает хорошим слухом, успешно справляется с интонационно чистым исполнением упражнений и пьес.
         Педагогом применяются дозированные задания, как на уроке, так и в домашних занятиях, предлагаются конкретные посильные для мальчика способы работы, чтобы мотивировать ученика на успешное осознанное овладение инструментом.
 
 
 
Список используемой литературы
 
1. Вопросы методики обучения игре на скрипке. Т.В. Погожева «Издательство музыка Москва», 1966
2. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1989
3. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1989
4. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. М., «Классика – XXI век», 2006
5. Марков А. Система скрипичной игры. М., «Музыка», 1997
6. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., «Музыка», 1984