Конспект урока по музыке Развитие музыки. Доучивание текста песни «Снежная песенка», знакомство с симфонической сказкой «Петя и волк» (2 класс)


СТРУКТУРА УРОКА
Дата: 02.02.16
Предмет: Музыка
Класс: 2 «А»
Студент: Звягинцева Алина Тема: Развитие музыки. Доучивание текста песни «Снежная песенка», знакомство с симфонической сказкой «Петя и волк».
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: доучивание текста песни «Снежная песенка»; знакомство с симфонической сказкой «Петя и волк».
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с формами построения музыки; учить анализировать музыкальное произведение; повторить понятие «лад», повторить и доучить песню «Снежная песенка»; познакомить с симфонической сказкой «Петя и волк».
Воспитательные: воспитывать интерес к музыке, эмоционально-ценностное отношение к искусству, нравственные и эстетические чувства; научить сотрудничеству и взаимопомощи при выполнении групповых заданий.
Развивающие: развивать умение слушать музыку; развивать, речь, мышление, воображение; продолжить работу по развитию вокально-хоровых навыков, чувства ритма, ансамбля, строя; развивать музыкальную память и слух.
Планируемые результаты урока:
Предметные: повторить понятия «лад» в музыке, доучить слова песни «Снежная песенка», познакомить с симфонической сказкой «Петя и волк».
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: формирование умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; высказываться о музыке; давать образную характеристику прослушанного произведения.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение слушать музыкальное произведение; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: уметь слушать, вести диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование умения выражать свое отношение к искусству и музыке; формировать самосознание, позитивную самооценку.
Средства обучения: «Снежная песенка» музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова; симфоническая сказка «Петя и волк» С.С.Прокофьев; ноутбук, колонки.
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Скажите все, ли готово к уроку.
- Посмотрите друг-друг на друга и улыбнитесь, начнем наш урок с улыбки. - Приветствуют учителя
- Показывают свою готовность.

2. Актуализация знаний.
-Ребята, какое время года у нас сейчас за окном?
- Скажите, какие эмоции вы испытываете, когда видите красоту зимней природы?
- Какие песни вы знаете о зиме?
- Какие эти песни по настроению?
- Вспомните, какую песню вы разучивали на прошлом уроке?
- Какой лад в этой песне?
-Какой лад вы еще знаете?
- Что такое лад?
О чем говорится в этой песни?
- Какое домашнее задание вам было задано?
- Ребята, посмотрите, какие чудные рисунки нарисовали ваши одноклассники.
Музыку можно не только услышать, но и увидеть.
- Вспомним слова, которые вы выучили на прошлом уроке.
- Ребята, давайте вместе споем первые 2 куплета и припев песни.
Куплет 1
К нам на новоселье
Жалует зима.
А за ней веселье,
Снег и кутерьма.
ПРИПЕВ:
А ну, снежок, а ну, дружок,
Лети, не уставай.
И двор, и дом, и всё кругом
Теплее укрывай.
Куплет 2
Нам всего милее
Зимние деньки.
Снежные аллеи,
Лыжи и коньки.
- Молодцы! Сегодня мы с вами доучим эту песню.
Разучивание третьего куплета по строчкам.
- Послушайте первую строчку:
Белый снег мохнатый
Пляшет за окном.
- Повторим ее вместе
- Послушайте вторую строчку
Мы о нём, ребята,
Песенку споём!
- Повторим вторую строчку.
- Ребята, повторим весь куплет.
Белый снег мохнатый
Пляшет за окном.
Мы о нём, ребята,
Песенку споём!
- Молодцы, а теперь разучим до конца припев. Послушайте его.
А ну, снежок,
А ну, дружок,
Лети, не уставай.
И двор, и дом,
И всё кругом-
И школьный сад,
И нас, ребят,
И все, и все,
И все подряд
Теплее укрывай!
- Начнем с этой строчки: Послушайте первую строчку
И всё кругом-
И школьный сад,
И нас, ребят,
- Повторим ее вместе
- Послушайте вторую строчку
И все, и все,
И все подряд
Теплее укрывай!
- Повторим вторую строчку.
- Ребята повторим весь куплет
- Ребята, давайте вместе споем песню.
- Понравилась ли вам песня? Какие чувства она у вас вызвала?
- Музыка в песне была одинаковой или менялась?
- Какое было развитие?
- Зима.
Рассуждают над вопросами
-Вспоминают песни о зиме.
- По настроению они веселые.
- лад: мажор и минор
- «Снежная песенка»
- мажорный- веселый
- минорный -грустный
- музыкально- выразительное средство
- о зиме
- нарисовать рисунок к песне.
- Поют песню.

Слушают третий куплет.
Разучивают третий куплет по строчкам.
Повторяют.
Разучивают припев по строчкам.
Повторяют.
Поют песню.
- веселые, добрые
- менялась
- темп, динамика
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
- О какой сказке вы говорили на прошлом уроке?
- Правильно! На прошлом уроке вы говорили о симфонической сказке «Петя и волк», которую написал для детей Сергей Сергеевич Прокофьев в 1936. Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
- Кто может рассказать сказку?
- Кто главные герои в этой сказке?
Ранним утром пионер Петя выходит на большую зеленую лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупрежденная Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остается ни с чем.
Выходит, Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает.
Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка еще туже. Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идет Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подает голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил ее живьем.
- Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. У птички – своя, у кошки – своя. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Характер темы может меняться в зависимости от действия, происходящего в сказке, но она всегда узнаваема. Сейчас мы с вами в этом убедимся сами.
- Петя мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, весёлая. Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром – скрипка, виолончель.
- Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.
- Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку – неторопливую, важную Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже.
Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками.
Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная.деревянный духовой инструмент.
Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры.
- «Петя и волк»
-музыкальная, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром.
- Нужно понимать содержание и образы, которые рисует музыка и автор.
- Петя, волк, утка, птичка.
4. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Слушаем внимательно произведение.
- Это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание.
И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом, — каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет — крадется кошка; заворчал фагот — дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны — появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк — волк проглотил утку.
Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку.
- Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным. Слушают сказку.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?
- Что дает развитие музыке?
- Какое настроение может иметь музыка?
- Урок окончен. Всем спасибо за урок. -Отвечают на вопросы.

Темп (быстрый, медленный), динамика (громко, тихо), лад (веселый, грустный)
- Подводят итог.
Учитель: _____________________
Руководитель практики: ___________________
Отметка: ________________________