Курсовая работа Изучение эпических произведений в средних классах

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»

Кафедра литературы


Допущена к защите:
Зав. кафедрой литературы
________________________________________




Курсовая работа

Изучение эпических произведений в средних классах

Автор работы: Безручко Любовь Сергеевна


Шифр работы___РЛЖ-07-04__________________филологический факультет

Специальность: «Русский язык и литература » с дополнительной
специальностью «Практическая журналистика»












Руководитель работы: Бражкина Н.А., к. пед. н., доцент




Ульяновск
2011
Содержание
Введение 3
Глава 1. Этапы работы над эпическим произведением в школе. 4
Глава 2. Специфика эпоса. 7
Глава 3. Эпос как литературный род. 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15























Введение
На уроках литературы в школе изучение эпического произведения занимает одно из важнейших мест. Для учащихся данный вид уроков имеет огромнейшее значение.
Актуальность данного исследования в том, что анализ эпического произведения в школе – один из важнейших этапов формирования у школьников речеведческих навыков.
Цель данной работы выявить особенности изучения эпического произведения в школе и выявление специфики эпоса как жанра.
Для достижения поставленной цели необходимо:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Определить специфику изучения эпических произведений в школе.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
















Глава 1. Этапы работы над эпическим произведением в школе.

Изучением эпических произведений школьники занимаются с первого по одиннадцатый класс. За долгие годы существования методики преподавания литературы как науки, уроки по изучению эпоса приобрели довольно полную и конкретную форму. Изучение эпических произведений в школе немаловажно, так как классические тексты обладают способностью многому научить маленького формирующегося человека.
По основным этапам изучения эпического произведения обычно выделяются три типа уроков: вступительный, урок анализа художественного текста и заключительно-обобщающий. Хотя эти уроки принадлежат к разным типам, но, входя в систему уроков, они приобретают некоторое функциональное сходство.
Задача вступительного урока - подготовить учащихся к осмыслению произведения в процессе предстоящего анализа, пробудить у них интерес к его изучению, создать у класса необходимый эмоциональный настрой.
Особой задачей начального урока анализа художественного текста является знакомство учащихся с художественной манерой писателя. Ведь изучение каждого нового эпического произведения - это встреча учащихся с новой творческой индивидуальностью, оригинальной художественной манерой, которую учащиеся должны освоить, чтобы постигнуть богатство содержания произведения, приобщиться к новым эстетическим переживаниям. Сообщение учащимся на начальном этапе анализа произведения знаний об особенностях художественной манеры писателя - обязательное условие его дальнейшего разбора, подготовки их к самостоятельной работе.
Для подготовки учащихся к разбору проблематики произведения целесообразно использовать на вступительном уроке фрагменты из критических статьей, обращая внимание учащихся на критерии в оценке данного критика на данное произведения. Критика формирует у учащихся способность анализировать произведение, вырабатывает у детей собственную точку зрения, позволяет познакомиться с творчеством других авторов-критиков.
Знакомство с фрагментами из статьи может быть своего рода введением в традиционную учебную ситуацию на вступительном уроке по разбору эпического произведения: изучение первоначального восприятия произведения учащимися. Обмен впечатлениями о романе после самостоятельного его чтения учащимися способствует пробуждению у класса интереса к произведению, часто вызывает споры, столкновение точек зрения, позволяет более эффективно построить работу по его анализу. Чаще всего для подготовки к обмену впечатлениями учащимся предлагаются для предварительного обдумывания дома вопросы такого рода: ваше отношение к герою, к его поступкам, какие эпизоды больше всего понравились.
В ответах на эти вопросы учащиеся обычно останавливаются на частностях, в то время как прежде всего важно выяснить целостное понимание учащимися образа героя, выявить, в какой мере ими понята авторская концепция характера.
Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе - это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой. Чтобы сформировать у детей желание прочитать объемное произведение, необходимо заинтересовать класс. Это можно сделать различными способами. Один из них – чтение на уроке наиболее интересных отрывков произведения. У детей может возникнуть интерес к судьбе героев, желание продолжения сюжета.
Необходимо стремиться к тому, чтобы заинтересовать учеников предстоящим изучением того или иного произведения.
При этом особо учитывается состав учащихся, их подготовленность. Тот или иной образ воспринимается нами в свете всей картины жизни, изображенной писателем. Отсюда возникает необходимость чтения учащимися не отдельных глав произведения, не хрестоматийных отрывков, а всего произведения. К сожалению, вопрос о самостоятельном чтении учащимися дома того или иного произведения до начала изучения его в классе все еще недостаточно исследован методистами и психологами. Не разработаны до сих пор и формы руководства самостоятельные чтением учащихся. А между тем чтение учащимися художественного произведения дома, до начала изучения его в школе - необходимый этап в изучении произведения вообще и образа литературного героя в частности.























Глава 2. Специфика эпоса

Эпос, как и любой другой поэтический род, всегда находится в движении. Он исторически изменчив и, в сущности, как бы заново рождается в каждом эпическом произведении большого художника. Однако в данной работе нас интересует прежде всего то устойчивое, что составляет качественную определенность эпического рода. Определенность эта - в повествовательном характере эпических произведений. В эпическом произведении всегда повествуется о человеческих судьбах, о том, что уже совершилось, уже было. Именно повествовательный характер притягивает интерес школьников в отличии от лирики. Часто можно услышать от детей, что «стихи без сюжета читать не интересно». Именно наличие событийного ряда определяет эпические произведения и вызывает у учащихся желание «узнать, что будет дальше».
Эпос дает возможность раскрывать жизненные явления в их причинно-следственных связях, взаимоотраженнях, сцеплениях единичного с общим.
В результате обстоятельно развертывающегося повествования каждое конкретное событие предстает «как отдельное проявление многостороннего, целого бытия».
Поскольку специфика эпоса связана с его повествовательным характером, возникает необходимость уточнить и осмыслить роль повествователя в структуре эпического произведения. Казалось бы, в эпосе повествователь поглощается самим потоком жизни, заполняющим произведение; тем не менее, именно он ведет повествование, вовлекая читателя в сложный мир человеческих отношений, «заставляя» его следовать за собой в его, повествователя, размышлениях, переживаниях, сомнениях. При этом его, порой, бывает трудно выделить в качестве отдельного компонента повествовательного текста. Из всех форм повествования, пожалуй, самой распространенной является повествование в третьем лице, так называемое авторское повествование.
Чтобы наиболее глубоко понять замысел произведения, учащимся необходимо знать факты из жизни писателя, признаки и особенности эпохи, в которую было создано произведение, обстоятельства из истории написания.
Объем сведений о жизни и деятельности писателя определяется программой и учебником. Если программа не предполагает изучения биографии, учитель ограничивается самой лаконичной справкой, цель которой представить, отрекомендовать автора.
Одной из форм изложения биографических сведений является краткий рассказ о жизни писателя, практикуемый согласно требованию программы в средних классах. Самостоятельно решая вопрос о том, какие факты из биографии писателя отобрать для своего рассказа, учитель обязан руководствоваться такими принципами:
Сосредоточивать главное внимание на тех фактах из жизни писателя, которым обязано своим появлением изучаемое произведение, либо тех, которые нашли отражение в нем.

Отбирать материал, выигрышный в воспитательном отношении

Не загромождать свой рассказ обилием фактов и дат.

Не увлекаться ни послужным списком писателя, ни перечнем написанного им, а рассказывать о нем, как о живом человеке.

Элементы биографии писателя освещаются только в той степени, в какой это необходимо, чтобы лучше понять изучаемое произведение.
В старших классах, где биография изучается основательней, необходимо еще руководствоваться стремлением связать изложение биографических сведений с историей творческого роста писателя.

Воссоздавая перед учащимися духовный облик писателя, следует вдумчиво отбирать и комментировать биографический материал, а погоня за эффектными броскими эпизодами, увлечение сенсационностью часто способствует искажению духовного облика писателя. Мы можем знать о нем, что угодно, но мы обязаны представить его школьникам в его лучших стремлениях и надеждах.
Вступительные занятия призваны подготовить учеников к восприятию произведения, обеспечить правильность его понимания, возбудить интерес, создать наиболее благоприятную атмосферу.
Основной тип работы с эпическим произведением на вступительных уроках по его изучению – беседа. Как правило, сначала следует вступительное слово учителя об авторе и эпохе, далее – беседа с учениками по произведению. Основная цель вступительного слова или беседы - приблизить произведение к учащимся, ознакомить с его героями, с проблематикой.
Попытки строгой классификации вступительных занятий, как показывает опыт, оказывались малоплодотворными, так как, во-первых, школьная практика выдвигает новые задачи и типы вступительных занятий, а во-вторых, на практике они смешиваются, перекрещиваются, почти никогда не существуют в чистом виде.
Трудно регламентировать и объем вступительных занятий. Он может быть различен - от 5-20 мин. в средних классах, до целого урока в старших. Следует лишь твердо знать о том, что разнообразной может быть методика этих занятий. Это могут быть:
– слово учителя;
– беседа по личным впечатлениям;
– рассматривание картин;
– предварительная творческая работа с последующим его обсуждением;
– использование ТСО;
– экскурсии и т.д.
На вступительных занятиях необходимо поднимать вопросы и предлагать задания, устанавливающие связь с ранее изученными и самостоятельно прочитанными произведениями. Эта связь может быть осуществлена как в виде вопросов: «Какие произведения данного автора вы читали?», так и в виде вступительного слова об истории создания, месте данного произведения в творческой судьбе автора.
Наиболее значительны и распространены:
1. вступительные занятия, помогающее понять историческую эпоху, отраженную в произведении или относящуюся ко времени его создания;
2. вступительные занятия, дающие определенный угол зрения на произведения или вводящие в его тематику;
3. занятия, основанные на использование жизненного опыта и живых наблюдений учащихся;
4. вступительные занятия, связанные с использованием биографического материала и т.д.
В 5-7 классах эффективным могут быть вступительные занятия, опирающиеся на жизненные впечатления школьников. Это часто используется в связи с изучением пейзажной лирики.
Биография писателя в средних классах не изучается. Программа же предусматривает обращение к биографическому материалу: в учебниках-хрестоматиях для 5-9 классов перед произведением публикуется материал о писателе. Это краткие, популярно написанные статьи составителей учебников, дающие общий взгляд на писателя и рассказывающие о фактах, которые связаны с изучаемым произведением. Например, в V классе статьи о Пушкине, Лермонтове; в VIII классе фрагменты из работ или воспоминаний о писателе, или школьные программы предлагающие раскрыть «жизненную основу» произведения (например, при изучении «Детства» А.М. Горькова и «Школы» А. Гайдара).
Таким образом, вступительные занятия, связанные с введением биографического материала призваны не только понять изучаемое литературное произведение, но и подготавливают школьников понять авторскую позицию, авторский взгляд на героев, события, жизнь.
Специфика изучения русской литературы в национальной школе проявляется в подходе к каждой группе понятий. Учитывается подготовка учащихся по литературе: формирование многих понятий может происходить на уроках по этому учебному предмету.






















Глава 3. Эпос как литературный род.

В каждом из литературных родов (эпос, лирика, драма) различна природа художественного образа, каждый из них использует свои, именно ему свойственные средства создания образа. «От лирического образа, сосредоточенного на изображении лишь отдельного переживания, отмечает проф. Л. И. Тимофеев, образ эпический отличается не только своей многогранностью, но и... динамичностью, от драматического образа тем, что в эпосе человек изображается в рассказе о нем, а не в его самостоятельном действии на сцене».
Эпос, в отличие от лирики и драмы, искусство повествовательное, характеризующееся изображением событий, независимых от личности повествователя. Еще Аристотель заметил, что автор эпического произведения рассказывает «...о событии, как о чем-то отдельном от себя». На эту особенность эпоса указывал и В. Г. Белинский: «Эпическая поэзия есть по преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю»; «...поэт является только как бы простым повествователем того, что совершилось само собою».
Повествование, являясь основным средством эпического изображения, основным признаком эпоса, взаимодействует с другими способами эпического изображения описаниями людей, быта, природы, монологами и диалогами персонажей, авторскими отступлениями и т.д. В целом же повествование доминирует в произведении, скрепляя воедино все в нем изображенное. Совокупность средств эпического изображения (при ведущей роли повествования) позволяет широко и глубоко отображать жизнь. Из всех форм повествования самой распространенной является повествование в третьем лице (от автора).
Эпос – это не значит просто прозаическое повествование. Эпос бывает прозаическим, поэтическим, смешанным, включает большие, средние и малые жанровые разновидности: эпопею, эпическую поэму, роман, повесть, рассказ, очерк, балладу, басню и др. Эпопея Обширное повествование в прозе или стихах о национально-исторических событиях общенародного значения. Эту крупную форму (жанр) эпоса отличают масштабность, панорамность изображения жизни, в ней пересекаются сюжетные линии многих основных героев. В романе повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания.
Что такое рассказ? Это малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. Или по "Литературному энциклопедическому словарю" В.М. Кожевникова и П.А. Николаева: "Малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение.
















Заключение
Итак, в заключении можно сказать, что анализ эпического произведения в школе - сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дисциплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.
В ходе исследования мы выяснили, что специфика изучения эпического произведения в школе заключается в повествовательном характере и в особых подходах к вступительным урокам по произведениям.




















Cписок использованной литературы
1. Гуковский Г. А..Изучение литературного произведения в школе.
(Методологические очерки о методике)
2. Кожевников В.М., Николаев П.А.. Литературный энциклопедический словарь
3. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М.- Просвещение,. 1970
Богданова О. Ю. Особенности изучения эпических произведений. В пособии: Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А. Д. Жижиной. – М., 1987.
Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М., 1985.
Словарь литературоведческих терминов / Ред. и сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 1974. с. 257.
Маранцман В. Г. Анализ художественного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976.
Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.
Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие. / Под ред.
Л.В. Чернец. – М., 2000.
11.Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М., 2004.
12. Краткая Литературная Энциклопедия в 9-ти т. / Под ред.
А.А. Суркова. – М., 1966. Т. 3.
13. Программа по литературе в V-IX классах. / Под ред.
Т.Ф. Курдюмовой. – М., 1999.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15