Таблица: Формирование УУД на различных этапах работы над проектом.

Формирование УУД на различных этапах работы над проектом Приложение 1

Содержание деятельности учащихся
Личностные УУД
Коммуникатив-ные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД

I cтадия Подготовка
Определение темы и целей проекта, его исходного положения.
Подбор рабочей группы. Формирование микрогрупп

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию
Самоопределение
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, следование в поведении соц. нормам
Инициативное сотрудничество
- ставить вопросы, формулировать свои затруднения
- предлагать помощь
- проявлять активность во взаимодействии
Общеучебные
-самостоятель-но выделять и формулировать познавательную цель

Целеполагание
- формулиро-вать уч. задачу
- ставить уч. задачи в сотрудничестве с учителем

II стадия Планирование
Определение источников необходимой информации.
Определение способов сбора и анализа информации, предоставления результатов.
Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
Распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают свои критерии успеха проекта
Самоопределение (зависит от темы исследования)
- экологическая культура: цен-ностное отноше-ние к природ-ному миру
- осознание своей этнической принадлежности

Планирование учебного сотруд-ничества
- задавать вопро-сы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества
- определять цели, функции участников взаимодействия
- договариваться о распределении функций и ролей
Общеучебные
- выбирать наиболее эф-фективные спо-собы решения задач
- самостоятель-нот создавать алгоритмы дея-тельности при решении раз-личных задач
Планирование
- выбирать действия в соответствии с задачей
- составлять план действий
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности



Нравственно-этическая ориен-тация
- навыки сотрудничества в разных ситуаци-ях, умение не создавать конф-ликты и находить выходы из спор-ных ситуаций
Управление коммуникацией
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
- адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих


Прогнозирова-ние
- предвосхи-щать результат
- предвидеть уровень усвое-ния знаний
- предвидеть возможность получения конкретного результата

III этап Исследование
Сбор и уточнение информации (интервью, опрос, наблюдения, эксперименты и т.д).
Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Выбор оптимального варианта хода проекта.
Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта
Смыслообразов-ание
- мотивация учебной деятель-ности (учебно-познавательная)
- целостный, социально-ориентирванный взгляд на мир в единстве и разно-образии приро-ды, народов, культур и рели-гий
Взаимодействие
- формулировать свое мнения и позицию, задавать вопросы
- строить понят-ные для партнера высказывания
- вести устный и письменный диалог, слушать собеседника
- строить монологическое высказывание
Информацион-ные
- поиск, выде-ление, сбор, обработка, ана-лиз информа-ции из разных источников в разных формах
- передача ин-формации (уст-но, письменно)
- интерпретация информации
- применение, представление и оценка информации
Осуществление учебных дей-ствий
- выполнять учебные дей-ствия в мариа-лизованной, громкоречевой и умственной формах
- использовать речь для регу-ляции своего действия



Управление коммуникацией
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве
- оказывать сотрудничество и взаимопомощь
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Логические
- подведение под понятие на основе распоз-навания объек-тов, выделения существенных признаков
- анализ, синтез, сравнение, се-риация
- классифика-ция по задан-ным критериям, установление аналогий
- установление причинно-след-ственных свя-зей
- построение рассуждений, обобщение





Общеучебные
- ставить, фор-мулировать и решать проб-лемы
- выбирать наиболее эф-фективные спо-собы решения задач
- осуществлять смысловое чтение
- выбирать вид чтения в зависимость от цели


IV этап Выводы
Анализ информации.
Формулирование выводов

Выполняют ис-следование и ра-ботают над про-ектом, анализи-руя информа-цию. Оформля-ют проект.
Самоопределение
- осознание ответственности человека за об-щее благопо-лучие
- начальные навыки адапта-ции в динамично меняющемся мире
Взаимодействие
- формулировать собственное мне-ние и позицию, задавать вопросы
- строить моно-логическое выс-казывание
Общеучебные
- контролиро-вать и оцени-вать процесс и результат деятельности
- осуществлять рефлексию спо-собов и условий действий
Контроль и самоконтроль
- различать способ и рез-ультат дейст-вия
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
- использовать установленные правила в кон-троле способа решения


Смыслообразова-ние
- целостный, социально-ориентирванный взгляд на мир в единстве и разно-образии приро-ды, народов, культур и рели-гий
Управление коммуникацией
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Коррекция
- вносить кор-рективы в действия
- адекватно воспринимать предложения учителей, това-рищей, родите-лей по исправ-лению ошибок
- вносить необходимые дополнения и изменении в план и способ действия в слу-чае расхожде-ния реального действия с эталоном


Нравственно-этическая ориен-тация
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов


Саморегуляция
- концентрация воли для прео-доления интел-лектуальных затруднений
- стабилизация эмоционального состояния
- активизация сил и энергии, к волевому уси-лию в ситуации мотивационного конфликта

V этап Представление (защита) проекта и оценка его результатов
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет).
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач) и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.
Самоопределение
- самостоятель-ная и личная ответственность за свои поступки
- готовность и способность учащихся к саморазвитию
- внутренняя позиция школь-ника на основе положительного отношения к школе
- принятие образа «хорошего ученика»
Инициативное сотрудничество
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
- предлагать помощь и сотрудничество
- проявлять активность во взаимодействии
Знаково-символические
- использовать знаково-симво-лические сред-ства, в том чис-ле модели и схемы для решения задач
- создавать и преобразовы-вать модели и схемы для решения задач
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения задач
Оценка
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, опре-делять качество усвоения
- устанавливать соответствие полученного ре-зультата постав-ленной цели
- соотносить правильность выбора, плани-рования, выпол-нения и резуль-тата действия с требованиями конкретной задачи


Смыслообразо-вание
- самооценка на основе критериев успешной учеб-ной деятельности
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Взаимодействие
- формулировать свое мнения и позицию, задавать вопросы
- строить понят-ные для партнера высказывания
- вести устный и письменный диалог, слушать собеседника
- строить монологическое высказывание
Общеучебные
- осознанно и произвольно строить сооб-щения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследователь-ского характера
- ориентиро-ваться в разно-образии спосо-бов решения задач
Саморегуляция
- концентрация воли для прео-доления интел-лектуальных затруднений
- стабилизация эмоционального состояния
- активизация сил и энергии, к волевому уси-лию в ситуации мотивационного конфликта


Нравственно-эти-ческая ориента-ция
- эстетические потребности, ценности, чувства
- доброжелатель-ность и эмоцио-нально-нравст-венная отзыв-чивость
- гуманистичес-кие и демократи-ческие ценности многонациональ-ного российского общества
Управление коммуникацией
- адекватно оце-нивать свое пове-дение и поведе-ние окружающих
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь





15