Исследовательский проект Деревянные кружева


Воскресная школа прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное Кстовского района

На областной конкурс проектных работ
«Экологическая мозаика»
В номинации «Этногербарий»
Проект
Деревянные узоры
Разработали:
Халезова Софья, 11 лет
Сидорова Анастасия, 12 лет
Яковлева Елизавета, 11 лет
Руководитель:
Бурзилова Ирина Михайловна,
педагог воскресной школы прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное Кстовского района
2016 год
Содержание.
1 Введение. Обоснование актуальности создания проекта.
Сроки проекта.
Список партнёров. 3 - 5
2. Цель и задачи проекта.
6
3. Этапы реализации проекта.
Основные методы исследования.
6
4. Ожидаемые результаты. 7
5. Литература. 8
Введение. Обоснование актуальности создания проекта.

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях. В связи с этой проблемой патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она приобретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению, как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм, как на важнейшую ценность, интригующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» основывается на понимании патриотизма как базовой направленности социального поведения граждан, выражающей высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующей понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества. Такое понимание свидетельствует о приоритетности патриотизма в структуре ценностей российского общества и государственной политики, что позволит совершенствовать деятельность сложившихся структур системы патриотического воспитания, создаст условия для развития их взаимодействия, оптимального внедрения современных форм, технологий и механизмов эффективного взаимодействия между ними.
В этом контексте патриотическое воспитание выступает основополагающим социальным фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением страны, что определяет стратегию инновационного развития России.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в годовщину начала Великой Отечественной войны дал эксклюзивное интервью РИА Новости. Отвечая на вопрос о том, что такое патриотизм, только ли на войне он проявляется, и как Предстоятель Церкви оценивает уровень патриотизма россиян разных поколений сегодня, Святейший Патриарх заметил:
«Для меня патриотизм — это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм — это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ — но по-честному, не предвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа».
Над этой задачей работает и воскресная школа прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное Кстовского района. Для этого э\есть свои причины. Прежде всего, с. Безводное, процветающий центр ремёсел, пришёл в упадок. Но богатейшие культурные и духовные традиции живы вместе с безводнинцами и должны сохраняться их детьми. Эта сложнейшая задача ложится и на воскресную школу. В этом направлении мы строим работу через тесное сотрудничество с сельской администрацией, клубом, родителями, вовлекая их и детей в изучение родного края, имеющего свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющих тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.
Социально-экономические принципы реорганизации школы выявляют ряд новых для школы социально-значимых позиций, среди которых перспективным является проектное преобразование школы по этнокультурному пути.
На территориях с хорошо сохранившимся этнокультурным наследием, к числу которых принадлежит и с. Безводное, эффективным технологическим средством социальных преобразований становится построение комплекса этносоциальных образовательных практик. Такие проектно-партнёрские практики (антропопрактики) формируют эффективные стратегии развития сельского социума на основе управленческой и педагогической актуализации традиционно-культурных знаний и технологий. Образовательные антропопрактики создают учащегося как личность, как хозяина и творца своих знаний, своей культуры, своего профессионального пути. Цель антропопрактик – развитие субъекта своей собственной деятельности (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков).
Опыт проектного партнёрства позволяет даже небольшой приходской школе быть в курсе развития научной мысли. Инновационной областью этнокультурного образования являются модели развития образовательного знания школы через проектное исследование и интеграцию местных традиционно-культурных знаний и технологий. В таких проектах учащиеся работают с живым, онтологичным, проблемным знанием, при этом такое знание глубоко связано с их родной культурой, малой родиной, их собственной судьбой. В образовательной модели школы этносоциальных практик на основе многообразных форм такого живого знания учащимися и взрослыми (педагоги, родители, партнёры) разрабатываются стратегии развития сельского социума.
Воскресная школа прохода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное была основа в 1993 году настоятелем храма отцом Львом и матушкой Ириной Юшковыми. В 2000 году при Воскресной школе прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное был создан музея воскресной школы.
С 2005 года настоятелем храма является отец Валентин Мотев. Вместе с матушкой Еленой продолжают добрые традиции по духовно-нравственному воспитанию детей, уделяя большое значение развитию творческих способностей своих воспитанников.
Музей воскресной школы обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомства с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Музей имеет богатую коллекцию народных костюмов. История троицкого костюма тесно связана с традициями жителей села Безводное, празднованием Святой Троицы. Воспитанники фольклорной группы воскресной школы принимали участие в XI Международном фестивале национальных традиций и боевых искусств «Удаль молодецкая» в г Москва, стали дипломантами II степени в областном конкурсе традиционных этно-экологических игр «Золотые ворота» (2009 год).
Большое внимание уделено в программе музея экскурсионной подготовке актива. Экскурсионная работа тесно связана с экспозицией музея, с поисковой работой. Результатом совместной работы по изучению родного края активистов музея, учителей образовательной и воскресной школ, родителей и общественности был создан проект по созданию этно-экологической тропы «Тайны села Безводное» (руководители Бурзилова Ирина Михайловна и Лысков Василий Петрович). Содержание проекта включает в себя не только создание маршрута, проведение экспедиций по поиску исторического и культурного материала для проведения экскурсий, но и проведение экологических акций по уборке территории, включающей в себя территорию села, водные объекты (берег реки Волга, родники), памятники культуры. Созданная в 2008 году при поддержке социальных партнёров - сельской администрации, общеобразовательной школы этно-экологическая тропа стала визитной карточкой села Безводное. Публикации в СМИ позволили привлечь внимание жителей района, гостей села в истории, культуре старинного села Безводное.
Каждый год этно-экологической тропой проходят воспитанники и педагоги воскресных и общеобразовательных школ Кстовского района, участники этнографических экспедиций из Нижнего Новгорода и Москвы. 19 сентября 2015 года на базе воскресной школы села Безводное прошёл финал научно-познавательной игры для воспитанников воскресных школ Нижегородской епархии «КРОТ-2015». Более 70 участников из разных уголков нашей области прошли маршрутом этно-экологической тропы, знакомясь с историей нашей малой Родины. Бурзилова Ирина Михайловна представляла проект на конкурсе «Серафимовский учитель - 2015», став победителем окружного этапа, а также на международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива 2015-2016».
Проект «Деревянные узоры» продолжит нашу совместную работу по изучению и сохранению культуры села Безводное, поможет собрать и изучить уникальный материал, связанный с изображением растений на предметах традиционной материальной культуры – домовой резьбе с. Безводное Кстовского района.
Академик Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» назвал домовую резьбу «овеществлёнными заговорами», возникшими в недрах славянского язычества и перенесёнными через века в наши дни. Узоры не просто фантазия мастеров, а символика призванная защитить дом от вторжения зла и темных сил. Вход в дом, окно, углы дома, крыша – самые уязвимые места для ветра и зла. На защитные доски в таких местах и стали наносить сакральные знаки. Каждый хозяин старался обеспечить семье сытость, тепло, благополучие, здоровье, безопасность. Окна для наших предков являлись связью с Космосом, Богом. Подать что-нибудь в окно нищему, божьему человеку, – значило Богу подать. Разумеется, окно должно было быть защищено от напастей. Семантика домовой резьбы была направлена, с одной стороны, на оберегание, с другой — на привлечение благополучия. Причем символы традиционной деревянной резьбы четко соотносятся с символами традиционной вышивки, ткачества, росписи и других видов народного творчества. Все это мировоззрение отражено в наличниках.
Место реализации проекта – село Безводное Кстовского района
Сроки реализации: октябрь 2016 года – август 2017 года.
Социальные партнёры проекта:
Сельская администрация с. Безводное,
Дом культуры с. Безводное
Воскресная школа при Троицком Храме с. Безводное.
Цель и задачи проекта.
Цель – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем мире как активного хранителя и созидателя культурных и природных ценностей родного края.
Задачи:
Изучить и систематизировать исследуемые объекты с домовой резьбой села Безводное., создать каталог.
Использовать собранный материал для проведения экскурсий по маршруту этно-экологической тропы.
Активно участвовать в природоохранной деятельности.
Содержание проекта по направлениям.
Экскурсионная деятельность.
Этно-экологическая просветительская деятельность.
Исследовательская деятельность.
3. Этапы реализации проекта.
1. Поисково-теоретический этап – октябрь 2016 - сентябрь 2017 года.
1. На данном этапе учащимися ведётся сбор информации по данной теме, её систематизация, анализ. Был проведён опрос-анкетирование среди жителей с. Безводное о значимости домовой резьбы на домах села Безводное.
2. Изучается литература, материалы музеев школы, Воскресной школы, архива г. Кстово. В итоге была обозначены проблемы и намечена программа деятельности.
2. Практический этап – апрель - август 2017 года
1. Проведение экскурсий по маршруту этно-экологической тропы, с использованем материала по домовой резьбе.
2. Проведение экспедиций для сбора материала.
3. Работа группы волонтёров совместно с Центром занятости и сельской администрации по благоустройству территории.
4. Участие в исследовательских конкурсах.
5. Проведение экологических акций.
3. Аналитический этап - сентябрь 2017 года.
Систематизация исследуемых объектов и создание каталога.
Основные методы исследования.
Опрос жителей.
Анализ статистических данных.
Работа с разнообразными источниками информации (архивный документы, литература, интернет-ресурсы, публицистика).
4. Ожидаемые результаты.
В результате осуществления Проекта ожидается:
Повышение уровень знаний воспитанников школы о родном крае, экологической воспитанности.
Сформировано гражданско – патриотическое сознание, развито чувство гордости за своё село.
Сформирована личная ответственность за состояние окружающей среды.
Проведена работа по экологическому просвещению населения.
Привлечено внимание СМИ, администрации села и района на экологические, социальные проблемах села Безводное.
Литература.
Захарова О.А., Доронин Д.Ю. Этноэкология. Методическое пособие по проведению этноэкологических исследований – М.: Лесная страна, 2008. – 184 с.2. Земля кстовская: историко-краеведческий и литературно- художественный альманах. – Н.Новгород: Волго-Вятское кн.изд-во, 1995. – 270 с., ил.
Гнедовский М.Б. Музей в системе непрерывного образования. Серия «Музейное дело и охрана памятников». Выпуск 3., М., 1990.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения., М., 1996.
Игнатьева, Г.А. Дидактика развивающего обучения: практико-ориентированная монография / Г.А. Игнатьева, В.О. Волкова, О.П. Шишкина. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. – 136 с.
Кузьмина Е.Е. Работа зарубежных музеев с подрастающим поколением. На материалах музеев Англии. Серия «Музейное дело и охрана памятников». Выпуск 2., М., 1990.
Музееведение. Ребенок в музее (социологические и психологические аспекты)., М., 1993.
Музей и школа: пособие для учителя. Сост. Павлюченко Э.А., М., 1985.
Панкратова Т.Н. Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мире культуры., М., 2000.
Решетников Н.И. Музейная педагогика как теоретическая проблема., М., 1991.
Источники.
Материалы по истории села Безводное школьного краеведческого музея.
Материалы по истории села Безводное из музея воскресной школы при Троицком храме с. Безводное.
Ахматгалиева М. Деревянные кружева/ исследовательская работа, 2011год.