Конспект урока технологии 3 класс по теме Зоопарк. Работа с бумагой. Оригами.

Урок технологии в 3 классе
Тема. Зоопарк. Работа с бумагой. Оригами.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся в совместной учебно-познавательной деятельности по способу знакомства с видами техники оригами
Планируемые результаты
Предметные: познакомятся с видами техники оригами, с условными обозначениями техники оригами; расширят представление об истории зарождения искусства оригами; научатся соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по складыванию оригами, выполнять работу по схеме, понимать условные обозначения техники оригами, складывать фигурки оригами по схеме; выполнять работу над изделием «Птицы».
Познавательные: научатся самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; имеют стремление к расширению своей познавательной сферы;
Регулятивные: научатся основам самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий мастер приступает к процессу творчества); контролируют процесс создания изделия на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; умеют оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям;
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, вступать в коллективное сотрудничество, слушать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы, использовать образную речь при описании изделия.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, ножницы, клей, картон, мультимедийная презентация, образцы изделий оригами, схемы оригами, бумага для демонстрации действий по условным обозначениям
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
Промежуточный контроль

I. Организационный
момент
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– Какую поделку научились выполнять на прошлом уроке?
– Из какого материала?
– Мы все очень любим города, в которых живем. Но иногда так устаешь от раскаленного асфальта, непрерывного потока машин, что хочется побывать на природе, отдохнуть от городской суеты. Но не всегда это возможно.
И мы ищем уголки природы в городе. Куда мы идем в этом случае? Правильно, в парки. А еще мы можем пообщаться с животными в зоопарке. Я думаю, вы все хотите, чтобы зоопарк был и в нашем городе. Тогда начинаем работу.
– Можете предположить, легче или труднее предстоящее задание?
– Какие качества потребуется применить, чтобы успешно справиться с учебно-практической задачей?
Слушают учителя, отвечают на вопросы
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы
Устные ответы

II. Изучение нового
материала
– Отношения человека с животными за тысячелетия истории складывались по-разному. Одни народы животным поклонялись, другие устраивали с их участием зрелища, у третьих преобладало праздное любопытство. В эпоху наивысшего расцвета Римской империи из Африки, Персии, Индии и Галлии свозились в Вечный город леопарды и тигры, слоны и носороги, крокодилы и жирафы. Грандиозные кровавые спектакли-охоты, бои гладиаторов с хищниками вызывали всеобщий восторг. В Испании не меньшей популярностью пользовалась и продолжает пользоваться коррида. К древности же восходит традиция коллекционирования животных. «Садом ума» назвал свое собрание зверей и птиц китайский император в ХII веке. Широко распространены были зверинцы с экзотическими животными в средневековой Европе. Самый знаменитый европейский зверинец построил в Версале Людовик ХIV в ХVII веке. Архитектор расположил помещения и выгулы радиально, в виде наполовину раскрытого веера. С середины можно было одновременно видеть всех его обитателей. Версальский парк имел успех у коронованных особ тогдашней Европы и вызвал много подражаний. Мало кто догадывается, что и сам термин «зоопарк» впервые был употреблен больше чем пять сотен лет тому назад, в 1451 году, для названия парка в Штутгарте, где обитали дикие животные и большое количество ловчих птиц. Самое раннее упоминание о зверинцах в России восходит к XVI веку. «У Никольских ворот во рву содержались львы, – вспоминал немец Г. Штаден, состоящий на службе у московского царя Ивана Грозного, – там же содержался слон, привезенный из Аравии». Львиный ров примыкал к стене Китай-города. Животные являлись частью даров, подносимых царям посольствами иностранных государств. Коллекции диких зверей и экзотических птиц были обязательными в загородных императорских дворцах и богатых частных усадьбах. Однако это зрелище было доступно очень немногим. Простому народу приходилось довольствоваться бродячими зверинцами и ярмарочными балаганами. Общедоступные зоопарки с большими коллекциями разнообразных животных стали появляться в России с середины XIX века, благодаря стараниям ученых-биологов.
– Прочитайте в учебнике (с. 116) информацию о зоопарках
Смотрят презентацию; слушают учителя; работают с учебником,
анализируют информацию, отвечают на вопросы
Личностные: сориентированы на бережное отношение к животному миру.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; имеют стремление к расширению своей познавательной сферы; осуществляют поиск информации о значении животных
в жизни человека.
Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу
Устные ответы


– Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела, который называется «Человек и воздух». Вы можете спросить, а причем здесь зоопарк и животные? Ведь воздух – это, например, летательные аппараты. Но, оказывается, тут есть связь. Человек с давних пор присматривался к разным представителям животного мира, стараясь научиться у них многому тому, чего не умел сам. Природа даёт человеку множество примеров для технических изобретений. Существует даже специальная наука – бионика, соединяющая биологию и технику. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, – орнитоптер.
– Прочитайте в учебнике (с. 116) определение науки бионики.
– Можете ли вы привести примеры использования природных форм при решении технических задач?
Слушают учителя; работают с учебником; анализируют информацию, делают выводы
Личностные: имеют представление о ценности природного мира для практической деятельности человека.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного
объяснения; имеют стремление к расширению сво-
ей познавательной сферы;
анализируют информацию.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Устные ответы


– Наш зоопарк будет заселен животными, сделанными из бумаги в технике оригами. Что вы знаете об искусстве оригами? Оригами это искусство складывания фигурок из бумаги. Оно похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения. Слово «оригами» в переводе с японского – «сложенная бумага». Сначала оригами занимались только японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и взрослые, живущие в разных странах. История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Официальная дата «появления» бумаги – 105 год н. э., когда китайский чиновник Цай Лунь сделал доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги, но, несмотря на запрет, вывезли за границу секретную технологию, в 610 году странствующий буддийский монах Дан-Хо добирается до Японии и передает секрет. Эта технология производства бумаги сохраняется в Японии и по сей день. Рядом с крупнейшими фабриками, производящими ежедневно километры бумаги, соседствуют маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельные и дорогие листы бумаги «Васи». Они очень прочны – выдерживают несколько тысяч сгибов. Настоящее революционное развитие оригами началось после Второй мировой войны благодаря усилиям мастера Акиры Йошизавы. Он изобрел условные обозначения для процесса складывания, появление которых равносильно изобретению нотных знаков в музыке. Искусство оригами можно было теперь передавать другим людям
Слушают учителя; рассматривают фигурки оригами; анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; имеют стремление к расширению своей познавательной сферы; умеют самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера.
Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы
Устные ответы


– Давайте познакомимся с некоторыми терминами, используемыми в оригами.
– Прочитайте, что означают понятия «модуль», «проект» и «набор схем».
– Вы знаете, оригами бывают разных видов.
– Найдите в учебнике (с. 116–117) информацию о том, какие виды оригами существуют и чем они отличаются друг от друга.
Во время ответов учащихся демонстрирует изделия, выполненные в разных техниках оригами, и организует их обсуждение учащимися с целью выяснения отличий
Слушают учителя; рассматривают изделия; анализируют информацию; работают по учебнику, делают выводы
Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; обобщают, выделяя вид объектов по заданному признаку.
Регулятивные: умеют ориентироваться в задании
Устные ответы


– В литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных «нот», следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто.
– Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки. Давайте рассмотрим эти обозначения в учебнике (с. 118).
Во время работы учащихся с таблицей демонстрирует приемы выполнения того или иного условного обозначения
Слушают учителя; наблюдают за приемами, демонстрируемыми учителем; анализируют информацию; работают по учебнику, делают выводы
Познавательные: умеют осознанно читать тексты, рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Регулятивные: умеют ориентироваться в задании
Устные ответы


Проводит физкультминутку
Выполняют упражнения
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
Выполнение упражнений

III. Твор-
ческая практическая деятельность
проверяет организацию рабочего места учащихся
Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы
Познавательные: умеют организовать творческое пространство; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места.
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью
Устные ответы


Организует помощь учащимся в проведении анализа готового изделия «Птица».
– Определите, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием.
– Необходимо ли выполнять разметку деталей?
– Назовите способ сборки изделия.
– Как вы его оформите?
Организует изучение учащимися схемы складывания листа бумаги
Анализируют готовое изделие; отвечают на вопросы; проговаривают последовательность работы
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке.
Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя.
Регулятивные: планируют свою деятельность.
Познавательные: анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия
Устные ответы


В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
– Выполните из бумаги поделку «Птицы»
Выполняют задание; консультируются с одноклассниками, учителем при выполнении операций, вызывающих затруднение
Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; вносят необходимые дополнения и коррективы.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения
Выполнение
изделие «Птицы» из бумаги

IV. Итоги урока. Рефлексия
В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, составление из них композиции, оценивание.

Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, оригинальность и т. д.



Наблюдает за деятельностью учащихся, проверяет правильность ответов.
– Выполните тест «Условные обозначения техники оригами»

Организует беседу по вопросам в учебнике (с. 119)
Рассматривают выполненные поделки, оценивают их



Выполняют тестовое задание


Слушают учителя, отвечают на вопросы
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Оценивание учащихся за работу на уроке





Наблюдение




Устные ответы

V. Домашнее задание
Объясняет задание:
– Выполните работу над изделиями по остальным схемам оригами в рабочей тетради.
– Найдите информацию о профессиях лётчика, штурмана, авиаконструктора, вложите материалы в папку достижений.
Слушают учителя






15