Разработка урока по МХК по теме Художественная культура мусульманского Востока:логика абстрактной красоты.


План-конспект урока по мировой художественной культуре.
Учитель: Габдрахманова Лилия Анасовна
Образовательное учреждение: МОБУ СОШ с.Чуюнчи, Давлекановский район, республика Башкортостан
Предмет: мировая художественная культура. Тема урока: Художественная культура мусульманского Востока:
логика абстрактной красоты. Тип урока: изучение нового материала
Цели: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов Востока.
Задачи: • мотивация учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению искусства и культуры Арабского Востока;• развитие абстрактного и образного мышления; • воспитание толерантности.
Формы организации работы детей:
Учащиеся выполняют опережающие задания к уроку:
Подготовить сообщения об архитектуре Востока.
Выписать в тетрадь определения терминов Мечеть, минарет, арабеска.
Подготовить сообщения об архитектуре, используя ресурсы Единой цифровой коллекции (http://school-collection.edu.ru/)
На уроке:
учащиеся составляют опорный конспект по теме урока;
участвуют в анализе произведений архитектуры.
Формы организации работы учителя:
Лекция учителя
Сопровождение лекции электронной презентацией
Привлечение учащихся к обсуждению архитектуры Востока
-Используемое оборудование:
мультимедийный проектор
компьютер
экран
электронная презентация по теме «Искусство мусульманского Востока»

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
–материалы Федерального центра инфомационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)
Литература:
Энциклопедия по МХК, Москва, 2005 год
Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Методическое пособие по курсу: «Мировая художественная культура», Москва, 2001
Рапацкая Л.А. Искусство Востока – М., Просвещение: «Владос», 1999
Форма занятия: урок-лекция с элементами диалога
Структура урока:
Организация класса
Изучение нового материала:
Сообщение темы урока
Постановка проблемных задач и целей урока
Лекция учителя и прослушивание сообщений учащихся (опережающие сообщения учащихся)
Закрепление изученного материала.
Итог урока
Вводная часть:
Эпиграф :
Творцу молитесь; он могущийон правит ветром, в знойный деньна небо насылает тучи;Дает земле древесну сеньОн милосерд; Он МагометуОткрыл сияющий Коран,Да притечен и мы ко свету.И да падет с очей туман. А.С. Пушкин.
Основная часть:
1.Организационный момент. (Слайд 1 и 2 )2.Учитель: Ребята, сегодня мы с вами ознакомимся с художественной культурой мусульманского Востока.
Мусульманский Восток- огромный регион, объединивший разные народы на основе самой молодой из мировых религий- ислама. На землях современных государств- Сирии и Египта, Ирана и Ирака, Турции и Афганистана, Испании и Израиля, Азербайджана и стран Средней Азии сохранились многочисленные памятники Средневековья, свидетельствующие о единой самобытной художественной традиции. Она родилась под влиянием мировосприятия сквозь призму учения об Аллахе - всемогущем и вечном. (Слайд 3)
Ислам- монотеистическая (авраамическая ) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как мир. Другое значение этого слова — «предание себя Богу» («покорность Богу») . В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Богу, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия . Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами.
С точки зрения Корана, ислам — единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях Пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения. (Слайд 4, 5).
Мухаммед - родился 20 (22) апреля 571 года (по некоторым источникам 570), 12 числа месяца рабиуль-авваль, в понедельник, незадолго до восхода солнца, Мекка — ум. 8 июня 632 года, Медина — арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии; по учению ислама Мухаммеду Бог ниспослал его священное писание — Коран. Также политический деятель, основатель и глава мусульманской общины (уммы), которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове. (Слайд 6,7 ).
Ученик 1. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Ислам держится на «пяти столпах» — основных правилах, которые должен соблюдать каждый мусульманин. (Слайд 7, 8)1) Шахада - вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха;2) Намаз – ежедневная 5-кратная (с рассвета и до заката) молитва. Женщины и дети читают его дома. Мальчики с 12 лет в мечети. 3) Зякет - Благотворительность в пользу бедных– 1/40 часть годового дохода. 4) Пост в месяце Рамадан (с рассвета до заката)5) Хадж - 6 дневное паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.(Слайд8)
Коран (араб. кур'ан, букв. — чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Переводить с арабского языка нельзя – теряется святость. «Настоящий» Коран печатается в одном из городов Саудовской Аравии, в специально освященной типографии. В Коране 114 разделов – сур, которые делятся на аяты. Длина сур к концу книги в основном уменьшается. Большая часть Корана написана нерифмованной прозой.Коран был дополнен Сунной, написанной в VII-VIII вв. Это 6 томов комментариев к Корану. Сунна послужила основой для шариата – свода исламских законовСегодня сохранились 4 самых древних Корана (VII-VIII век): в Мекке, Медине, Каире, Самарканде.
Учитель: Искусство мусульманского Востока, подобно творчеству многих народов в эпоху Средневековья, было основано на канонических установках. Эти правила сложились достаточно быстро. Ведущим началом религиозного художественного мышления в исламской культуре стало сочетание декоративности и ритма.(слайд 9). Красоту произведения искусства видели в гармонии строгой, логичной геометрической формы с изощренными абстрактными декоративными украшениями. Впервые наиболее ярко и зримо исламский художественный канон воплотился в архитектуре. Его прообразом был дом Мухаммеда в Мекке. Здесь же на месте древнейшего языческого святилища Каабы, где хранился волшебный Черный камень(вероятно упавший метеорит), возникла самая ранняя мусульманская святыня.
Ученик 2. Мечеть- «место поклонения» — мусульманское богослужебное архитектурное сооружение.(слайд 10).
Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.
Аль-Масджид аль-Харам - главная Мечеть, во внутреннем дворе которой находится Кааба Расположена в Мекке в Саудовской Аравии.(слайд 11).
Строительство первой мечети около Каабы относят к 638 году. Существующая мечеть известна с 1570 года. За Время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось. Сначала Запретная мечеть имела шесть минаретов, но когда у Голубой мечети в Стамбуле было построено тоже шесть минаретов, имам Мекки назвал это святотатством: ни одна мечеть мира не должна была равняться с Каабой. И тогда султан Ахмед приказал построить в Запретной Мечети седьмой минарет.(слайд 12).
Последняя реконструкция мечети происходила в конце 1980-х годов, когда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами. Именно в этом корпусе находится теперь главный вход в мечеть — ворота короля Фахда. В настоящее время мечеть Харам — это огромное сооружение площадью 309 тысяч кв. метров. Мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Кроме 4 ворот существует ещё 44 входа в мечеть. В здании действует 7 эскалаторов. Воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные помещения для молитв и совершения омовений, причём эти помещения делятся на мужские и женские. Аль-Масджид аль-Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда при этом верующие размещаются даже на крыше здания. (слайд 13).
Ученик 3. Мечеть Куббат ас-Сахра- Купол Скалы, иногда переводят как Купол над Скалой — монумент (не мечеть) на Храмовой горе в Иерусалиме, рядом с мечетью Аль-Акса.
Куббат ас-Сахра, помимо ее религиозного значения, является одним из древнейших и красивейших памятников раннего исламского зодчества, имея правильные пропорциональные очертания и внутренний богато украшенный узорчатый мозаичный орнамент. (слайд 14).
По повелению омейядского халифа Абд аль-Малика (65-86 г хиджры / 684—705 гг. н. э.) в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами Иерусалимского храма в 687—691 годах два инженера, Раджа бен Хайва из Бисана и Язид бен Салям из Иерусалима, назначенные Абд аль-Маликом, воздвигли мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»). Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммад совершил мирадж. Именно благодаря этому выступу Куббат ас-Сахра получила своё название. (слайд 15).
Очень часто в литературе как архитектурный памятник истории ислама ошибочно отождествляется с Мечетью Омара (Аль-Акса). Хотя Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Мечеть халифа Умара — Аль-Акса два совершенно разных исламских храма, однако они составляют единый архитектурный комплекс Харам аль-Шариф.
Сейчас это здание используется в качестве «женской» мечети. Хотя по изначальному замыслу — это не дом молитвы, а архитектурный памятник, оберегающий камень, с которого вознёсся пророк Мухаммед, на котором стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма и с которого, по иудейской традиции, началось сотворение мира (см. Камень основания).
Доступ в Купол Скалы запрещён мусульманами для всех «неверных».
15 февраля 2008 г. землетрясение силой в 5,3 балла по шкале Рихтера оставило свой след в Старом городе в Иерусалиме. Рядом с Куполом Скалы возник заметный провал в земле глубиной 1 м, шириной 1,5 м и длиной около 2 м.
Ученик 4. Больша́я мече́ть Дама́ска, также известная как Мечеть Омейядов , одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Расположена в одном из самых священных мест в старом городе Дамаска, представляет собой большую архитектурную ценность. (слайд 16).
Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%85%D1%8C%D1%8F" \o "Яхья" Яхья), почитаемого Пророком как христианами, так и мусульманами. Голова возможно была найдена во время раскопок при строительстве мечети. В мечети также находится могила Салах-ад-Дина, расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.
Святыня Иоанна Крестителя (или Яхья) внутри мечети. Место, где сейчас стоит мечеть, в арамейскую эру было занято Храмом Хадада. Арамейское присутствие было засвидетельствовано открытием базальтовой стелы, изображающей сфинкса и раскопанной в северо-восточном углу мечети. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю. (слайд 17).
Первоначально арабское завоевание Дамаска в 636 не затронуло церковь, как сооружение, почитаемое как мусульманскими, так и христианскими прихожанами. Это сохранило церковь и богослужения, хотя мусульмане построили пристройку из саманного кирпича напротив южной стены храма. При Омейядском халифе Аль-Валиде I, однако, церковь была куплена у христиан перед тем, как была разрушена. Между 706 и 715 на этом месте была построена существующая мечеть. В соответствии с легендой, Аль-Валид самолично начал разрушение церкви, введя золотой шип. С этого момента Дамаск становится важнейшим пунктом на Ближнем Востоке и позже стал столицей Государства Омейядов.
Мечеть отделена от шумного города мощными стенами. Огромный внутренний двор выложен черно-белыми полированными плитами, слева от входа стоит внушительная деревянная повозка на здоровенных колесах. Одни говорят, что это таранное устройство, оставленное Тамерланом после штурма Дамаска, другие считают повозку боевой колесницей времен Древнего Рима. Пол молельного зала устлан множеством ковров — их здесь более пяти тысяч.
Внутренний план Мечети ОмейядовВ молельном зале стоит гробница с Главой Иоанна Крестителя, отсеченной по приказу царя Ирода. Усыпальница сделана из белого мрамора, украшена нишами из рельефных стекол зеленого цвета. Сквозь специальный проем можно бросить внутрь поминальную записку, фотографию, передать в дар пророку Яхье (так мусульмане называют Иоанна Предтечу) деньги. Один из трех минаретов мечети Омеяйдов (тот, что расположен с юго-восточной стороны), носит имя Иса бен Мариам, то есть «Иисус, Сын Марии». Согласно пророчеству, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Иисус Христос. Руки Спасителя, облаченного в белые одежды, будут лежать на крыльях двух ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не коснулась вода. Вот почему на землю под минаретом, куда должна ступить нога Искупителя, имам мечети каждый день стелет новый ковер.
Мощи Иоанна Крестителя (Яхья)
История с мощами Предтечи так и не выяснена до конца. Как говорит архимандрит Александр Елисов (представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока), речь может идти только о части головы Крестителя. Существует еще три фрагмента головы святого — одна хранится на Афоне, другая — во французском Амьене, третья — в Риме, в церкви Папы Сильвестра.
В мечети. Прихожане ведут себя раскованно — не только молятся, но и читают, сидят, лежат, некоторые даже спят. Ежедневно, кроме пятницы, в мечеть свободно пускают представителей любой веры, и никакой недоброжелательности по отношению к гостям здесь не ощущается.
Ученик 5. Великая мечеть Хассана II  — была построена при власти короля Хассана II. Она находится в Касабланке на берегу океана. Великая мечеть является второй по величине мечетью пocлe главного мусульманского храма Аль-Масджид аль-Харам, находящегося в Мекке. Примечательно, что архитектор мечети — француз Мишель Пинсо, не был мусульманином. (слайд 18).
Высота минарета мечети 200 метров. Это самое высокое религиозное сооружение в мире. Минарет на 30 метров выше знаменитой пирамиды Хеопса и на 40 метров — собора Святого Петра. (слайд 19).
Одновременно в мечети Хассана II могут молиться 20 тысяч верующих и еще 80 тысяч — на площади возле нее. Общая стоимость этого сооружения составила около 800 миллионов долларов. Причем это — пожертвования верующих. Мечеть Хассана II — одно из немногих религиозных сооружений в Марокко, куда пускают немусульман. Внутри зал для молитв украшен 78 колоннами из розового гранита, полы устланы плитами из золотистого мрамора и зеленого оникса, зимой пол подогревается, а центральная часть крыши может раздвигаться. Заплатив 100 дирхамов (около 10 американских долларов), любой желающий может попасть внутрь и сделать фотографии.
Ученик 6. Альга́мбра — архитектурный ансамбль преимущественно мавританского периода ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8D%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%82" \o "Гранадский эмират" Гранадский эмират), состоящий из мечети, дворца и крепости в южной Испании, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада. Альгамбра была построена в XIV веке как резиденция маврских правителей, и в настоящее время является музеем исламской архитектуры. (слайд 20, 21).
На крепостной стене легендарной Альгамбры высечены слова:
Подайте ему, госпожа, подайте,Ибо нет доли более жестокой,Чем быть слепым в Гранаде.
Этот дворец построен арабскими завоевателями. Представители мавританской культуры, они пожелали на покоренных землях солнечной Гранады создать кусочек рая земного. Так среди тенистых садов возникла Альгамбра — административный центр и королевская резиденция.
Внутренние дворики, переходы, фонтаны, водоёмы и каскады прекрасно сочетаются друг с другом. Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и арабская вязь образуют пышное декоративное убранство арок, сводов, изящных столбиков, стройных колонн и резных узорчатых окон. Многие считают Альгамбру высшим достижением мавританского искусства в Западной Европе.
Именно свет и вода играют важную роль в общей композиции. В уголке парка, спланированном террасами, журчит вода. Она пенится в каскадах, сверкает брызгами фонтанов, резко бежит по каналам и льётся, наполняя пруды и водоёмы. Всё это — в окружении кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев, цветущих клумб на фоне покрытых вечными снегами горных вершин и ярко-голубого неба.
Альгамбра — комплекс садов, внутренних двориков и как бы распахнутых во все стороны дворцовых помещений. Красноречивы уже сами названия многих из них: «Миртовый дворик», украшенный вечнозелеными миртовыми шпалерами; «Зал двух сестер» с вделанными в пол двумя огромными плитами белого мрамора; «Дворик львов», названный так благодаря фонтану, вокруг которого застыли изваяния двенадцати гривастых хищников. «Палата послов» создавалась для официальных церемоний и придворных торжеств. Купол этого помещения украшен звездным узором, мерцающим на большой высоте. (слайд 22).
Романтическая атмосфера этого места вдохновила Вашингтона Ирвинга на создание первого в американской литературе сборника рассказов, в котором Пушкин почерпнул сюжет «Сказки о золотом петушке».
Ученик 7. Минаре́т (араб. منارة‎‎, манара, «маяк») — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни. (слайд 23).
Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).
Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние — два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, девять, у мечети Аль-Харам в Мекке.
Учитель . Арабеска (Арабески) — вид орнамента: причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике. (слайд 24).
В искусствоведении многих стран Европы термин арабеска имеет и более узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мотивов (в противоположность т. н. мореске — орнаменту из геометрических мотивов). (слайд 25).
Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной". Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это "боязнью пустоты"). ( Слайд 26) Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике. Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к этому причудливому и затейливому, очень сложному и изысканно-утонченному виду живописи. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX-начало XX в.в.), особенно Обри Бердслей.
Завершающая часть:
Арабское искусство в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художественной культуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульманский мир и выходило далеко за его пределы.
Домашнее заданиеПервого уровня: тема 5, прочитать, ответить на вопросы.
Второго уровня:
подготовить реферат об искусстве Востока.