Урок по теме «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России»


Урок по теме: «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России»

Цели урока:

1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России».
2. Развивать общеучебные навыки, навыки работы с контурными картами.
3. Воспитывать нравственные аспекты личности, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: физическая карта России, атласы, папка «Географическая почта», конверты с заданиями для капитанов, контурные карты.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Ведущий метод: интерактивный (игровая форма)
Предварительно учащиеся делятся на две команды.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент
II. Ход игры
Географическая почта.
Третий лишний.
Кто быстрее?
Угадай объект.
III. Итог урока

I . Организационный момент

Ребята вы закончили изучать тему «Рельеф России и размещение полезных ископаемых», сегодня на уроке каждый из вас должен определить для себя, что он знает хорошо по данной теме, а над чем ему надо поработать, на какие вопросы обратить внимание.
Урок проходит необычно, вам предлагается посоревноваться, Представляю команды
Команда №1 – капитан .
Команда №2 – капитан
Команда №3 – капитан
Позвольте представить наше многочисленное и компетентное жюри в лице - .
А теперь прослушайте правила игры:
1. Всего 4 конкурса
2. Каждый конкурс оценивается по своей шкале баллов.
3. Итоги каждого конкурса выносятся в таблицу результатов, которую вы видите на доске.
4. Обще командный итог будет подведен в конце урока, индивидуальные оценки поставлю на следующем уроке.

Ход игры (объявить порядок конкурсов игры)

Географическая почта

Каждая команда получает свою почту вы почтальоны – географы. Ваша задача выбрать из всей предложенной почты, письма относящиеся к теме 1 команда «Геология», 2 команда «Тектоника», 3 команда «Рельеф». Это ваша первая задача, вторая задача вы должны каждое письмо защитить, объяснить термин или понятие.
Высший балл за этот конкурс 6 баллов.
Содержание писем: Карпаты, горы, пустыня, складчатые области, Алтай, Урал, платформа, озеро, Балтийский щит, щит, эра, река, палеонтология, геохронологическая таблица, фанерозой, криптозой, возвышенность, почва, равнина, плита, осадочный чехол .
Ответы: «Рельеф» - возвышенность, Карпаты, горы, Алтай, Урал, равнина.
«Геология» - эра, палеонтология, геохронологическая таблица, кайнозой, фанерозой, криптозой.
«Тектоника» - складчатые области, платформа, Балтийский щит, щит, плита, осадочный чехол.
Идет защита писем, за каждое защищенное письмо команда получает по 1 баллу.

«Третий лишний»

В этом конкурсе вам предлагается 4 тройки слов, нужно убрать одно слова составить совсеми 12-ью словами предложение по изученной теме.
Высшая оценка 5 баллов.
1-я команда:
Хибины, Джугджур, р.Урал. Платформа, плита, чехол.
Таймыр, Урал, Кавказ. Нефть, уголь, железная руда.
2-я команда:
Русская равнина, Западно-Сибрская равнина, Саяны . Фундамент, чехол, плита.
Мел, гранит, гравий. Кавказ, Канин, Урал.
3-я команда:
Кузбасс, Печорский, КМА Кавказ, Русская, Западно-Сибирская.
Сихотэ-Алинь, Бырранга, Вайгач. Каменный уголь, нефть, железная руда.
Ответы. Лишние объекты:
р.Урал, Таймыр, чехол, железная руда.
Саяны, Гыданский, плита, гранит.
КМА, Сахалин, Кавказ, железная руда.

«Кто быстрее» (конкурс капитанов)

Капитаны команд у доски показывают объекты называемые командой соперницей.
( 2-я команда – 1-ой команде, 3-я команда – 2ой команде, 1-я команда – 3 команде.)
Объекты:
1-я команда – хребет Черского, Кавказ, Земля Франца Иосифа, Восточно-Европейская равнина, КМА, горы Бырранга, Саяны, Алданское нагорье,о. Сахалин.
2-я команда – Становой хребет, Чукотское нагорье, Печорский бассейн, Урал,
п-ов. Ямал, Сихотэ-Алинь, Канско-Ачинский бассейн, Западно-Сибирская равнина.
3-я команда – Средне – Сибирское плоскогорье, Подмосковный бассейн, Становое нагорье, Алтай, Волго-Уральский бассейн, Верхоянский хребет, о. Вайгач, Курильские о-ва.

Для удобства выполнения следующего задания вы должны занять свои места за партами.

Угадай объект.
Задание получает каждый ученик. На фрагменте контурной карты подписывают названия обозначенных объектов (5 объектов) 1 объект – 1 балл.
1 вариант: 1. Урал, 2. Западно-Сибирская равнина, 3. о. Вайгач, 4. Белое море,
5. п-ов Таймыр.
2 вариант: 1. Кавказ, 2. Восточно - Европейская равнина, 3. Черное море,4. о Сахалин, 5. п-ов Канин.
3 вариант: 1. Алтай, 2. Среднесибирское плоскогорье, 3. о. Врангеля, 4. п-ов Кольский,
5. Западные Саяны.
4 вариант: 1. Верхоянский хребет, 2. Восточные Саяны, 3. Западно-Сибирская
равнина, 4. п-ов Камчатка, 5. о-ва Земля Франца Иосифа
5 вариант: 1. Хребет Черского, 2. горы Бырранга, 3. Азовское море, 4. о-ва Новая Земля, 5. Сихотэ-Алинь.

III. Итог урока
По итогам игры лучшей стала команда № ____, членом этой команды присваивается звание «Магистры географических наук», а членам команды №____, присваивается звание «Бакалавры географических наук»; члены команды №____, объявляются знатоками географии;
Оценки за индивидуальную работу на карте вы узнаете на следующий урок.















































Задания для 1-ой команды:
1-я команда:
Хибины, Джугджур, р.Урал.
Платформа, плита, чехол.
Таймыр, Урал, Кавказ.
Нефть, уголь, железная руда.
_________________________________________________________________________

Задания для 2-ой команды:
Русская равнина, Западно-Сибирская равнина
Фундамент, чехол, плита.
Мел, гранит, гравий.
Кавказ, Канин, Урал.
_______________________________________________________________

Задания для 3-ей команды:
Кузбасс, Печорский, КМА
Кавказ, Русская, Западно-Сибирская.
Сихотэ-Алинь, Бырранга, Вайгач.
Каменный уголь, нефть, железная руда.





плита

кайнозой

складчатые
области
озеро

щит

Балтийский щит


осадочный чехол
река

геохронологическая таблица
фанерозой


криптозой
возвышенность

почва
палеонтология

Верхоянский хребет
горы

Алтай
Урал

равнина
траппы






15