Аппликация из лент. Технология изготовления розы.



Тема урока:
«Аппликация из лент.
Технология изготовления
розы»
Учитель
трудового обучения
Бахмутовской ООШ
Болдырева О.А.
2014
Тема урока:  Аппликация из лент. Технология изготовления розы.
Тип урока:  комбинированный
Цели урока:
Образовательная - ознакомить с историей возникновения вышивки лентами;
учить выполнять ленточный стежок и плетеную розу и закрепить практические знания и умения.
Развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, к виду рукоделия, развитию самостоятельности.
Воспитательная – способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.
Наглядные пособия: изделия, выполненные в технике вышивки лентами, образцы лент для вышивания, журналы «Рукоделие», инструкционные карты.
Оборудование:
ткань для основы, иглы, ножницы, атласные ленты, нитки «Мулине» в цвет атласных лент, пяльцы, компьютер , готовые работы учащихся, карточки по технике безопасности, инструкционные карты.
Дидактические материалы:  презентация PowerPoint  «Вышивка атласными лентами».
ТСО:
- компьютер;
- проектор;
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- инструктивно – практический;
- информационно – сообщающий.
Ход урока
Могут руки людей сделать чудо любое;
И по белому полю могут выткать цветы
И по синему небу вышить солнце золотое,
Чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и мастерства
И сошью я такое, что вам и не снится
Только чтобы жила на земле красота!
 
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы с вами отправимся в удивительную страну, которой нет на карте мира, это страна «Творчество». А для того чтобы нам по пути не встретить никаких преград давайте проверим, готовы ли наши рабочие места.
Инструменты и приспособления (ножницы, иглы в игольницах, циркуль, линейка, пяльцы) с правой стороны,
материалы (ткань, нитки, ленты) с левой.
II. Актуализация знаний учащихся
В нашей школе есть музей, и директор музея организовал уголок народного творчества. Сейчас он занимается различными видами вышивки. Сегодня он у нас в гостях и его интересует такой вопрос. Знаете ли вы, какие инструменты, и материалы используют при вышивке?
Методичный прием «Микрофон».
1. Старинный вид женского рукоделия. (Вышивка.)
2. Вышивкой были украшены предметы быта, головные уборы, обувь, а также…(одежда).
3. Нитки для вышивания. (Мулине).
4. Для перевода рисунка на ткань используется…(калька).
5. Инструмент для вышивания. (Игла.)
6. Шов, при котором на иголку навивают много витков. (Витой).
7. Ткань, переплетение нитей которой образуют клетки разной величины. (Канва.)
8.Специальное приспособление для натягивания ткани. (Пяльцы.)
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На пошлых уроках мы с вами начали изучать различные виды вышивки. И вы уже убедились, какая прекрасная вышивка, когда объединяется с несколькими техниками: вышивка крестом, объемная вышивка шелковыми лентами и аппликация из лент. Хочется вспомнить слова Т.Г. Шевченко «Учитеся, читайте, і чужому научайтесь, і свого не цурайтесь». История вышивки шелковыми лентами относится к давним англо-саксонским традициям. Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемности. Изучив даже самые простые  виды швов, вы без труда сможете создать своими руками необыкновенно красивые вещи. А кому этот вид рукоделия придутся по душе, вы можете глубже познакомиться с ним, выполнив проектную работу, проектируя самостоятельно изделия.
I\/. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока «Вышивка шелковыми лентами. Технология изготовления розы – королевы цветов».
Задание урока – познакомиться с техникой вишивки.
Y. Изучение нового материала.
Вика, Ира и Даша подготовили небольшое выступление про историю вышивки. (Доклад девочек)
Слайд 3,4,5.
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни людей. Уже в Древней Греции женщины украшали прически и одежду узкими полосками ткани, чтобы "оживить" свой образ В средние века лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси.
В 14 веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Ими украшали не только одежду, но и обувь. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями вплетались в волосы в Древнем Риме. Более того, по цвету и качеству лент, которыми расшивалась одежда, можно было определить принадлежность человека к тому или иному родовому клану и даже его социальному классу.
Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити.К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент. В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. И так случилось, что именно тогда началась пышная мода на камзолы и плащи, богато отделанные парчовыми и золотыми лентами. Уже при дворе Людовика XIV лентами, расшитыми жемчугом и драгоценностями, украшали абсолютно все предметы туалета— от обуви до панталон.
В эпоху Рококо стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья и костюмы богато украшались лентами. Именно в это время появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья мелкими розочками «а ля рококо», множеством разбросанных листьев с жемчужинами и хрусталиками.
«Поставщики королевского двора» с помощью простой иглы и лент создавали настоящие шедевры.
Потом этот вид рукоделия перекочевал в Англию, а оттуда разошелся по всему миру. Наибольшую популярность вышивка шелковыми лентами получила в 70 – е годы 19 столетия
Вспомните, где в быту вы встречали ленты и возможности их использования?
В отделке детской одежды и джинсовой одежды.
В отделке народных костюмов.
Подарок перевязывается лентами.
Новогодние шары оформляются лентами.
Одеяльце новорождённого ребёнка перевязывается розовой или голубой лентой.
В косички вплетаются.
Бусы нанизываются на тонкую ленту.
Переплетают свадебный букет и украшают машины.
Перевязывают салфетку на столе.
Из ленты можно сделать закладку для книги.
Делают вышивку на одежде.
Посмотрите мини – выставку работ, вышитых ленточками, на экране и те работы что выполнены старшими девочками нашей школы.
Слайд 6,7,8.
- Понравились вам работы?
- Какие чувства они вызывают?
- Хотели ли вы научиться  так,  вышивать?
А теперь познакомимся с материалами и инструментами, используемыми для вышивки лентами.
Слайд 8,10.
В отличие от многих других вышивальных техник, вышивка лентами предоставляет полную свободу в выборе стиля и не требует высокой точности. К тому же вышивать можно практически на любой ткани: на хлопке, льне, шелке, бархате и даже на трикотаже. Благодаря объёму, создаваемому при вышивке, изделия приобретают неповторимый вид. Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надежно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка.
Ленты. Традиционно для вышивания используют шелковые, атласные и муаровые ленты шириной от 3 до 10 мм, их можно купить в специализированных магазинах. Ленты, используемые в вышивке должны быть прочными, малорастяжимыми и достаточно тонкими.
 Иглы.
Иглы сегодня производятся различных видов и размеров.
При шитье лентой используются острые иглы, они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом неэстетичных затяжек.
Ушко у иглы должно быть удлинённым, чтобы можно было легко вводить ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему.
Таким образом, можно избежать вероятных разрывов. Для лент шириной 7,9,12 мм подбирают иглы №18-22, для ленты в 3 мм рекомендуется №24.
  Из ленты очень легко можно выполнить розы, которые являются прекрасным украшением свадебного платья, упаковки утонченного подарка, праздничного стола. Розы можно делать объемными, а можно вышить на ткани. Вот сейчас мы и приступим к вышиванию розы.
YІ. Текущий инструктаж
Необходимые материалы и принадлежности:
Используются ленты шириной от 2 до 12 мм. различных цветов;
Хранение лент: наматывать ленты на круглые стержни;
При шитье шелковой лентой используются острые иглы с большим удлиненным ушком;
Пользоваться острыми ножницами;
Выбирать ткань следует такую, через которую легко продеть иголку – это значит, что на ней легко вышивать.
Пяльцы
Слайд 11.
Прежде чем мы приступим к изучению видов швов и техник, я вас научу правильно закреплять ленту.
Плоский узел. Закрепление ленты на ткани. Слайд 19-21.
Чтобы начать работу:
возьмите ленту длиной примерно 35-50 см.;
срежьте кончик ленты под углом 45*:
вставьте ленту в иголку срезанным концом;
подогните кончик ленты с другой стороны на несколько мм и вколите иголку по центру.
придерживая ленту одной рукой и подтягивая другой, затяните узелок.
чтобы закрепить ленту, после того как вы завершили работу, выведите её на изнанку и непосредственно на ткани закрепите мелкими стежками, выполненными нитками в тон ткани.
Роза «Паутинка».
Ну а теперь знакомимся со швом роза «паутинка». Вы видите на экране и на демонстрационном стенде этот интересный шов.
Давайте с вами рассмотрим как же он выполняется. На ткани рисуем звездочку с пятью лучиками, длина 1 –го лучика 1 см.
Иглу с нитью мулине в тон лентам выводим через  центр звездочки на лицевую сторону. Далее делается 5 стежков из центра к краям звездочки. Чтобы получилась снежинка. Нить закрепляем с изнаночной стороны.
Выводим иглу с  лентой на лицевую  сторону в центре звездочки между стежками.
Выполняем переплетение лентой против часовой стрелки, над и под стежками, через один. Пока не закончится 1 круг.
Продолжать переплетение, до тех пор, пока нити не будет видно. Выведите ленту на изнаночную сторону и закрепите её.
V. Практическая работа.
На практической работе вы выполните розу «паутинка» используя технологические карты.
Чтобы начать работу, давайте вспомним правила безопасной работы
(Повторение правил техники безопасности проходит в форме беседы) «Передай слово другому»
Требования безопасности во время работы:
- ни в коем случае не берите в рот иголку;
- будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;
- храните иглы в определенном месте – в игольнице;
- игла всегда должна быть с ниткой;
- нельзя вкалывать иглу в одежду;
- сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку;
- никогда не берите в рот иглу, нитки, булавки, пуговицы.
- кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями.
Работу вашу я буду оценивать по следующим критериям:
1. Последовательное выполнение работы.
2. Соблюдение правил техники безопасности.
3. Использование инструментов по назначению.
4. Правильное применение знаний полученных при подготовке к вышивке.
5. Аккуратное выполнение работы.
Самостоятельная работа.
Текущий инструктаж – целевые обходы.
1 – обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
2 – обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.
 Физ. минутка по ходу работы.
Мы за вышивкой сидим
На работу мы глядим
Вдруг из рук пропали пяльцы
Посмотрели мы направо
Нету пялец  там, где право
Посмотрели мы налево
Нету  пялец, что же делать?
Мы посмотрим в уголок
Может, гномик уволок.
Посмотрели в потолок
Может, спрятал паучок.
Снова сядем за работу
Вышивать будем красоты.
Выполняем работу.
  Роза известна всем как царица цветов. Безусловно, это самый знаменитый и изысканный цветок. Традиционно с помощью роз разного цвета передают различные послания. Чаще всего это приятные и романтические послания, но бывают и неприятные, и противоречивые. Поэтому нужно очень внимательно выбирать букет роз для подарка.
  *Желтая роза- знак исчезающей любви или ревности.
  Махровая роза – знак гордости.
  Красная роза – безусловная посланница любви.
  Белая роза – символ чистоты и невинности.
 Заканчиваем работу.
VIІ. Закрепление новых знаний.
Тест «Вышивка атласными лентами». Учащиеся отвечают.
Проверяю, (самоконтроль).
 VI. Подведение итогов. Рефлексия
А теперь девочки выйдите, пожалуйста, из-за столов и встаньте в круг.
Покажите свои работы. Ответьте на вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке технологии?
- Было ли вам интересно, что понравилось больше всего?
- Чему вы научились на уроке?
- С какими трудностями встретились?
- Получив новые знания и умения, что бы вы хотели ещё выполнить?
Итог урока. Оцениваю, анализирую работы учащихся, называю лучшие, говорю об ошибках.
На следующем уроке мы с вами научимся выполнять шов «петля вприкреп» двумя способами, с помощью которого можно вышить листья розы и нераскрывшиеся бутоны.
 Слайд. 23
Изучив различные виды швов, можно без труда создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального объемного рисунка или банта можно объединить в единый ансамбль несколько предметов гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок и дамскую вечернюю сумочку. Кроме того, можно вышивать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей и множество других милых вещичек.
Учитесь ценить красоту вокруг,
создавать своими руками авторские изделия.
Информационные ресурсы
Мелинда Косс . Искусство вышивки. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 128с.
Донателла Чотти. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия./ Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 160 с.: ил. – (Энциклопедия).
Уильямс М. Шелковая лента/Перевод с англ. Н. Рейн. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 128 с. (Серия «Школа изящных рукоделий») «Вышивка шёлковыми лентами. Аксессуары. Подарки. Украшения».
Вышивка лентами. Основы мастерства Часть1 www.livemaster.ru/topic/71147-vyshivka-lentami-osnovy-masterstva?vr=1&inside=1ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
І. Тест по разделу вышивка лентами.
1. Какие из перечисленных видов швов относятся к вышивке лентами:
а) прямой,
б) французский узелок,
в) тамбурный шов,
г) шов «шнурок».
2. При шитье лентами какие используют иглы:
а) острые,
б) тупые,
в) с большим ушком,
3. Для вышивки лентами необходимы следующие материалы:
а) пяльцы,
б) шелковые нити,
в) шелковые ленты,
г) крючок.
4. На каких тканях по волокнистому составу можно вышивать лентами:
а) хлопковые,
б) льняные,
в) шерстяные,
г) шелковые.
5. В каком направлении можно натягивать ткань в пяльцы:
а) основы и утка,
б) основы,
в) по диагонали.
6. Для чего используют декоративные ленты
а) для вышивки,
б) для отделки,
в) для украшения.
Ответы на тест: 1-а, б, в; 2-а, в; 3-а, в; 4-а, б, г; 5-а, б; 6-б.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятка с рекомендациями для вышивающих лентами
Длина ленты не должна превышать 50 см, следует постоянно следить чтобы лента не закручивалась и располагалась на ткани только с лицевой (гладкой) стороны вверх.
Пропускать иглу с лентой в канву необходимо в отверстие.
При выполнении перекрученных стежков – жгутов, их надо закреплять на основной ткани ниточными потайными стежками в начале и конце стежка, иначе витки будут распускаться.
Не рекомендуется проводить влажно-тепловую обработку вышивки с лицевой стороны, чтобы не нарушить выпуклость узора.
Чтобы избежать окрашивания ткани при увлажнении и стирке вышивки, ленты заранее проверят на окраску.
Иглы для вышивания должны быть разные, на случай, если остался короткий конец ленты и необходимость её закрепления, а также для разных узоров.
Напёрсток предохранит пальцы и поможет справиться с толщиной перекрученной ленты.
Проутюжьте ленты заранее, так как заломы отрицательно скажутся на фактуре узора.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ІІ. Тест
1. Когда и где появилась вышивка лентами?
а) в XVIIIв. во Франции
б) в Древнем Риме
в) в XIXв. в США
2. Какие иглы используются для вышивания лентами?
а) тонкие с тупым концом
б) с острым концом и удлиненным ушком
в) толстые с небольшим овальным ушком
3. Для чего применяется прием "обмотка пялец"?
а) для удобства при использовании пялец
б) для предотвращения стягивания вышитого узора
в) во избежание заломов на тонких или ворсовых тканях
4. Каким образом лента закрепляется на ткани?
а) прямыми стежками шва "вперед иголку"
б) стежком шва "за иголку"
в) плоским узелком
5. Как называются наиболее известные и широко применяемые в вышивке лентами швы?
а) "набор", "роспись"
б) "вытянутый стежок", "вытянутый стежок с завитком"
в) "шнурок", "гобеленовый шов"
Инструкционная карта №1
Плетеная роза
Двумя нитками того же цвета, что и лента, выбранная для розы, сделайте 5 стежков, похожих на спицы колеса. Их вышивают тамбурными стежками с удлиненным поперечным стежком и дополнительными отрезками D-E и F-E. Надежно закрепите нитку. «Спицы колеса» должны быть одинаковой длины и на равном расстоянии друг от друга.


1. 2. 3.
Выведите ленту на лицевую сторону ткани, как показано на рисунке, ближе к центру «колеса». Пропускайте ленту то над «спицей», то над ней, оплетая их таким образом лентой. Работайте не острием иглы, а ее ушком, чтобы не задеть и не слишком сильно натянуть ленту, которой уже оплетены «спицы».

Располагайте ленту плотными кругами. Старайтесь не слишком сильно натягивать ее, иначе роза получится похожей на комок ленты. Следите, чтобы лента не перекручивалась, старайтесь придать розе как можно более натуральный облик.
Выведите ленту на изнанку и закрепите.
Размеры розы могут меняться в зависимости от размеров первых стежков, ширины ленты, количества кругов на «спицах», и натяжения ленты.
Можно расположить в центре розы французский узелок из ленты более темного оттенка. Если роза очень крупная, в центре понадобятся три французских узелка.