Индивидуальный план самообразования на 2014-2015уч.г. воспитателя


Индивидуальный план самообразования на 2014-2015уч.г. воспитателя
НОУ «Школа-интернат № 25 ОАО «РЖД»
Тарасовой Лилии Евгеньевны
Образование высшее (2003 г. ГОУВПО «Томский государственный педагогический университет»)
Самообразовательная работа над темой:
1.Общешкольная тема «Деятельностный подход в обеспечении качества образования школьников»
2.Индивидуальная тема самообразования «Использование метода проектов во внеурочной деятельности»
3.Начало работы над темой: 2012-2013 уч.г.
4.Предполагаемый срок окончания работы над темой 2015-2016 уч.г.
5.Целями и задачами использования метода проектов во внеурочной деятельности в работе с младшими школьниками являются:
· развитие творческой, познавательной деятельности обучающихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся;
· воспитание чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность;
· применение разнообразных, соответствующих возрасту способов мотивирования обучающихся.
Этапы проработки материала
Литература по теме, по годам.
уч.г.
1. М.В. Дубова «Организация проектной деятельности младших школьников» Практическое пособие для учителей начальных классов. – М. Баласс, 2012 г.
2. А.В.Горячев, Н.И. Иглина Пособие по проектной деятельности «Всё знаю, всё смогу» 2-4 классы» – М. Баласс 2012 г.
3. А.И. Савенков Рабочая тетрадь «Маленький исследователь» – Самара и/д «Федоров» 2011г.
4. С. Н. Тур, Е. И. Васюкова Духовно-нравственное воспитание Тетрадь проектов для 1 класса – Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2011г.
2013-2014 уч.г.
1. О.В. Герасимова Проектная деятельность в воспитательной работе-2006.-№8.- C.42-43
2. Н.Н. Кутявина Организация проектной деятельности в начальной школе: из опыта/ Н.Н.Кутявина// Начальная школа.-2010.-№10.-С.42-45
3. А. Б. Воронцов и др. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений в 2-х вып. – М.: Просвещение, 2012.
Опыт изучения по теме.
Метод проекта зародился во 2-ой половине 19 века в США. Основоположником является американский философ Джон Дьюри (1859-1952)
Условиями успешности обучения по Дьюри является:
1. Проблематизация учебного материала.
2.Активность ребенка.
3.Связь обучения с жизнью ребенка, игрой и трудом.
Дьюри считал, что опыт и знание ребенок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов.
Дьюри и его ученики недооценивали значение теоретических знаний и дедуктивного метода в познании. Они недооценивали значение теоретических знаний и дедуктивного метода в познании, переоценивали роль спонтанного интереса у ребенка. Однако многие идеи получили развитие и не потеряли актуальности в наши дни.
Метод проектов приобрел известность в различных странах, в том числе и в России, где использовался в школьном и вузовском обучении.
В 20-30-е годы прошлого столетия советские педагоги считали, что критически переработанный, метод проектов сможет научить ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применить эти знания на практике.
Идеи Дьюри развивали: С.Т.Шацкий, В.Н. Сороко-Росинский и другие.
Наиболее полно идеи Дьюри были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.
В 1931 году метод проектов был осужден, т.к. школа не смогла обеспечить необходимого объема знаний для дальнейшего обучения.
В конце 20 в. интерес к идеям Дьюри возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности обучающихся.
Диагностика в процессе проектной деятельности
В процессе проектной деятельности я использую два вида диагностики: общая и тематическая. Общие диагностические методики помогают изучить уровень готовности младших школьников к проектной деятельности, ее эффективность, какие результаты достигнуты в процессе работы над проектами. Общая диагностика направлена на исследование личности развития ребенка по следующим направлениям: интересы, творчество, самооценка, взаимодействие, уровень воспитанности. Данный вид диагностики предусматривает изучение взаимоотношений в семье, так как проектная деятельность младших школьников рассматривается как совместная деятельность детей и взрослых (родителей).
Общую и тематическую диагностику я провожу в три этапа: начальный, корректирующий (текущий) и обобщающий (итоговый).
Начальный этап диагностики провожу в первые месяцы учебного года, и связан с выявлением интересов детей, творческих, коммуникативных способностей, умений оценивать свои и чужие действия. На данном этапе общей диагностики определяется, насколько ребенок готов к началу проектной деятельности. Полученные данные помогают мне определиться с выбором тем проектов.
Текущий этап общей диагностики проводится в середине учебного года и помогает выявить изменения в развитии обучающихся, взаимоотношений внутри коллектива. Информация, полученная на текущем этапе диагностики, помогает мне судить об эффективности проектной деятельности в целом, корректировать ход работы, совершенствовать стиль отношений с детьми, между детьми. Я имею возможность более активного, самостоятельного, творческого участия их в деятельности группы и коллектива.
Итоговый этап диагностики проводится в конце учебного года - для того, чтобы определить, совпал ли полученный результат с поставленными целями обучения и воспитания. Благодаря полученной информации я могу сделать вывод об эффективности проектной деятельности.

Список используемых диагностик
Анкеты для родителей:
«Восприятие родителями личных качеств детей»
«Взаимопонимание между родителями и детьми»
Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
Анкеты для обучающихся:
Методика Н.П. Капустина «Выявление уровня воспитанности»
Выявление межличностных отношений обучающихся
«Коммуникативные способности обучающихся»
«Творческая активность обучающихся»
«Познавательная самостоятельность обучающихся»
Работу по проекту помогают организовать тематическая диагностика. В зависимости от темы проекта я использую анкеты на тему:
«Здоровое питание» к теме проекта «Путь к здоровью»
«История моей семьи» к теме проекта «Моя семья»
Выявление первоначальных знаний о космосе к теме проекта «Космическое путешествие»
Выявление знаний о празднике Пасхи к теме проекта «Пасха – Светлый праздник»
Выявление первоначальных знаний о зимней олимпиаде к теме проекта «Зимняя олимпиада. Сочи – 2014»
Выявление первоначальных навыков о масленице к теме проекта «Широка масленица».
Тематическая диагностика обучающихся в процессе проектной деятельности позволяет проводить качественный мониторинг развития навыков, умений и способностей обучающихся, а также выявлять отношение детей к темам проектной деятельности, помогает выстраивать работу по проекту.
Творческое сотрудничество по теме самообразования.
01.02.2013 г. участие в неделе здоровья. Проведен конкурс физминуток, в процессе которого совместно со 2 – а классом (воспитатель Кречетова Татьяна Александровна) провели физминутку и обменялись памятками.
12.04.2013г. школьный проект на тему «Путешествие Незнайки». Совместное сотрудничество с воспитателями и обучающимися начальных классов – 1б класс (воспитатель Логинова Оксана Васильевна), 2-а класс (воспитатель Кречетова Татьяна Александровна), 2б класс (воспитатель Медведева Ирина Александровна).
10.10.2013г. школьный мини-проект по ЗОЖ «Путь к здоровью». Станцию «Здоровье – это сила» посетили обучающиеся 1-а класса (воспитатель Яушева Людмила Александровна) , 3 –а класса (воспитатель Кречетова Татьяна Александровна).
20.04.2014г. школьный творческий проект «Пасха – светлый праздник». Участие в выставке прикладного искусства между обучающимися начальных классов (с1 по 4 кл.) – изготовление пасхального яйца.

Практические выходы.
2012-2013 уч. г.
Классный мини-проект на тему «Осенняя пора».
Школьный мини-проект «Путешествие Незнайки»«Космическое путешествие на станцию Юпитер».
В октябре 2012 г. выступала с докладом на методическом объединении по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе работы над проектом у младших школьников».
2013-2014 уч.гШкольный мини-проект «Путь к здоровью»
Родительское собрание на тему «Введение школьников в проектную деятельность»
Школьный мини-проект «Зимушка-зима»
Школьный проект «Зимняя олимпиада. Сочи 2014».
Школьный проект «Пасха – светлый праздник».
Классный долгосрочный проект на тему «Моя семья».
Участие в научно-практической конференции с защитой проекта «Моя семья»
Участие во всероссийском конкурсе «Моя семья» (номинация сочинение) Результат участия таков: Беседнова Д. – диплом I степени, Кузнецова Д., Григораш С., Ершова Д., Карманов М. - дипломы II степени.
2014-2015 уч.г.
Школьный творческий проект «Подарок школе»
Школьный проект «Широка масленица»
Школьный проект «70 лет Победы»
Школьный проект «22 апреля – День Земли»
Классный творческий проект «Все краски осени»
Изучение передового опыта.
В 2013 году посетила открытые внеклассные мероприятия школьного проекта «Зимушка-зима» воспитателей начальных классов: Мареевой Надежды Николаевны, Логиновой Оксаны Васильевны, Кречетовой Татьяны Александровны, Медведевой Ирины Александровны.
Выступление с сообщением о собственном педагогическом опыте.
Декабрь 2013г.
Выступление на педсовете с отчетом по теме самообразования
Участие в методической неделе по теме «Самообразование – один из путей повышения профессионального мастерства педагогов» и представила свой опыт работы проведя открытое занятие по теме: «Проектная задача. Зимушка-зима». Получила сертификат.
2014 г. Участие во всероссийском интернет-проекте «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки». Публикация работы «Внеурочное интегрированное занятие «Зимушка-зима» на всероссийском педагогическом портале МЕТОДКАБИНЕТ. РФ. Получила сертификат.