Конспект урока по окружающему миру по теме Полезные ископаемые родного края (4 класс)


ТАБАЧНОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I – III СТУПЕНЕЙ
Открытый урок по «Я и Украине» Природоведение
4 КЛАСС
ТЕМА: «Полезные ископаемые в родном крае»
УЧИТЕЛЬ: ДЕМБИЦКАЯ ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

2012 – 2013 учебный год
Урок на тему «Полезные ископаемые в родном крае».
Цель: - ознакомить учеников с полезными ископаемыми АРК и Бахчисарайского района;
- раскрыть их значение в народном хозяйстве;
- формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, исследовательские навыки;
- воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к естественным богатствам;
Оборудование: карта «Полезные ископаемые», коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого, презентация, мультимедийный проектор,
ХОД УРОКА
Организационный момент
II.Мотивация учебной деятельности, сообщение темы урока
« Кто видел край, где роскошью природы Оживлены дубравы и луга, Где весело шумят и блещут воды И мирные ласкают берега, Где на холмы под лавровые своды Не смеют лечь угрюмые снега? Скажи мне, кто видел край прелестный…» (А.С.Пушкин)
- Это стихотворение А.С.Пушкин посвятил удивительному месту, в котором нам посчастливилось родиться. - Как называется область, в которой мы живём? (Автономная Республика Крым) - А название района? (Бахчисарайский район) Сегодня мы будем изучать, и исследовать природные богатства нашего родного края. Вы узнаете, как их добывают и какую роль они играют в нашей жизни. С древних времён человек научился использовать разнообразные богатства, которые лежат на поверхности земли или в её недрах. Гранит, глина, песок, торф, соль, нефть, уголь – это виды полезных ископаемых. Их добывают для разных видов промышленности, народного хозяйства. Сегодня я вам предлагаю побыть людьми, чья профессия непосредственно связана с поиском природных богатств. Разгадав ребус вы узнаете, что это за профессия.
Слайд 3. - Правильно. Геологи - это люди которые ищут природные ископаемые и изучают их. Прежде, чем мы отправимся за природными богатствами, нам надо проверить вашу готовность. Метод «Микрофон» 1.Ископаемые называют полезными потому что …
2. Скопление полезных ископаемых называется …
3. Полезные ископаемые называют горючими если …
4. Полезные ископаемые называют рудными если….
5. Полезные ископаемые называют нерудными если …
III. Изучение нового материала. - Геологи очень хорошо разбираются в природных ископаемых и смогут узнать их даже по описанию. А хорошо ли их знаете вы? Загадки. (отгадки на слайде 4 – 7 ) Отгадав загадку, ученик должен сказать для чего используется данный природный материал.
Если встретишь на дороге,То увязнут сильно ноги.Чтоб сделать миску или вазу —Она понадобится сразу. ( Глина )
Он очень нужен детворе.Он на дорожках во дворе,Он и на стройке, и на пляже,И он в стекле расплавлен даже. (Песок) Песок и глина - очень распространенные полезные ископаемые. Они образуются при разрушении твердых пород, например, гранита. Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла. Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, тарелки, блюдца, красивые вазы. Влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали твердыми. Добывают глину в карьерах.
Он несет в дома тепло,От него кругом светло,Черный и блестящий,Помощник настоящий.  (Каменный уголь) Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля - горючесть. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Добывают уголь в шахтах и карьерах. А перевозят его в вагонах по железной дороге.
Без неё не побежитНи такси, ни мотоцикл,Не поднимется ракета.Отгадайте, что же это? (Нефть) Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад, глубоко под землей. Нефть - густая маслянистая жидкость темного цвета. У неё резкий запах. Попадая в воду, она растекается тонкой пленкой по её поверхности. Нефть горюча. Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин), смазочные масла, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления ткани. Нефть добывают из скважин. Бурят их очень глубоко и строят буровые установки.
Работа в группах. (карта на столе у учащихся) - Один из основных инструментов геолога это карта. Она будет нашим помощником. Рассмотрите карту полезных ископаемых и условные обозначения. Определите, какие полезные ископаемые есть на нашем полуострове. (результаты записываются на листах и вывешиваются на доске ) - Как видите, природа не обделила наш край природными богатствами. На полуострове распространена добыча полезных ископаемых, которые используются как строительный материал (известняк, мергель, мрамор, инкерманский камень). На полуострове ведётся добыча соли. До 1917года именно в Крыму добывалось 40% всей соли в стране. Месторождения газа и нефти есть в Черноморском и Джанкойском районах. Также известны Керченское месторождение железной руды. - Мне хочется вас подробнее познакомить с месторождениями полезных ископаемых Бахчисарайского района.
- Кто может назвать самое большое промышленное предприятие в нашем районе? (Цементный завод). Образовался он благодаря тому, что были найдены залежи осадочной породы - мергеля. Его используют для производства цемента и строительных смесей. Слайд 8 В селе Скалистое и Глубокий Яр ведётся добыча известняка. Много миллионов лет морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены). Особая разновидность известняка - мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок. Слайд 9 А село Трудолюбовка известно тем, что там идёт добыча диабаза. Он применяется для мощения улиц, при производстве каменных изделий, архитектуре. Слайд 10 Мало кто знает что в нашем районе есть Бешуйское месторождение каменного угля (единственное в Крыму ). Находится оно в очень живописном месте долины реки Кача под горой Бешуй. Добыча угля активно шла с конца 19 века до 1949 года. Затем добычу угля прекратили из – за нерентабельности шахт. Слайд 11 Также это месторождение было известно самым дешёвым из поделочных камней - гагат (черный янтарь). Делали из него трубки, пуговицы, четки. крестики. Слайд 12 Также в нашем районе широко идут добычи голубой глины и песка. Физминутка Мы геологами станем Да? – да! (хлопок над головой) Будут все гордится нами. Да? –да! Что же ждёт нас впереди? Высокая гора (показывают руками), Бурная река (показывают руками), Её не обойдёшь (топают ногами), Её не проплывёшь (плывут), Её не пролетишь (крылья), Надо напрямик. Все мы сможем, всё сумеем (шагают) И своей достигнем цели. (хлопок над головой) Работа в группах - После отдыха нас ждёт исследовательская работа. Геологи должны уметь определять свойства полезных ископаемых нашей местности. (Образцы природных ископаемых каждой группе) 1 группа – миргель, глина. 2 группа – известняк, уголь. Результаты записываются в таблицу.
Название полезного ископаемого Прозрачное или непрозрачное Цвет Запах Твёрдость/
ломкость Растворимое или нерастворимое Горит или не горит
Применение
Устно сделать вывод о свойствах каждого описанного полезного ископаемого. Работа с учебником (стр. 149). - А теперь геологи отправятся в самостоятельный поиск. Я прошу вас прочитать два последних абзаца и выяснить, способы добывания полезных ископаемых в Украине. (Открытые карьеры, шахты, буровые скважины) Слайд 13
- Определите, каким способом добываются природные ископаемые ( нефть, известняк, каменный уголь, мрамор, золото, мергель). Беседа с элементами рассказа об экономном и рациональном использовании полезных ископаемых. Запасы известняков огромны, длина некоторых пластов достигает сотен километров, толщина – до 3км. В недрах Земли текут целые реки нефти, есть пустоты заполненные газом, подземные дворцы из каменного угля, драгоценных камней, обычной поваренной соли. Геологи постоянно открывают новые месторождения полезных ископаемых.
Постановка проблемного вопроса. - Так есть ли необходимость бережно относиться к полезным ископаемым, если их так много? - Почему мы должны бережно относиться к природным ресурсам? (они не безграничны). А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? ( Собирать металлолом. Нужно экономить свет, этим мы сохраним запасы каменного угля). Когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых. IV. Закрепление материала. Тест на слайдах. Ответы на листочках. Самопроверка по проектору. Слайд 14 - 16 Итог урока. - Сегодня мы с вами попробовали быть геологами. - Что изучают люди этой профессии? Нужны ли геологи нашему Крымскому полуострову? - Так как наш полуостров богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов этой профессии готовит Институт горного дела и геологии в г.Донецк. - И пусть многие из вас выберут другой путь в жизни, но в вашей памяти останется наш урок – поиск. Домашнее задание. 1 группа – написать сочинение «Каким природным ископаемым я бы хотел быть» 2 группа – приготовить сообщение об одном из природных ископаемых.