Полезные ископаемые нашего края


Обобщающий урок по теме
«Полезные ископаемые нашего края».
Попова Надежда Дмитриевна
учитель начальных классов, МБОУ «Школа №15 для обучающихся с ОВЗ»
Цели:
Оборудование:
1.Учебник «Мир вокруг нас» 3 класс, авт. А.А.Плешаков, Москва
«Просвещение» 20013г.
2.Карта России (физическая).
3. Карта Пермского края (Физическая).
4. Образцы полезных ископаемых.
5. Бумага и фломастеры.
6. Презентация «Полезные ископаемые нашего края».
7. Карточки с заданием, карточки – «помогайки».

Ход урока.
1. Мозговая гимнастика:
- «Качание головой» - стимулирует мыслительные процессы.
- «Ленивые восьмёрки» - рисовать в воздухе в горизонтальной плоскости
«восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
(активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
- «Шапка для размышлений – заверните уши от верхней мочки 3 раза.
(улучшает внимание, ясность восприятия и речь).

2. Организационный момент.
Прикрыли глазки и мысленно сказали: « Я внимателен, я хорошо думаю, догадлив, сообразителен и уверен в себе».
Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок! Спасибо!
3. Сообщение темы и цели урока.
На доске висит плакат, на котором в хаотичном порядке разными цветами и разным шрифтом написаны следующие слова: песок, известняк, гранит, торф, уголь, нефть, соль, газ, глина.- Внимательно посмотрите на плакат и постарайтесь запомнить написанные на нём слова. (плакат демонстрируется 1 минуту).
А сейчас вспомните и запишите на листе бумаги всё, что запомнили.
- Что объединяет эти слова?
- Верно! Это тема нашего урока.
- Кто сможет её назвать?
( ответы детей)
Полезные ископаемые нашего края.
4. Работа в группах. Повторение пройденного по теме.
- Хозяйственная деятельность людей нашего края невозможна без полезных ископаемых. Чтобы их использовать, необходимо знать их свойства. Сейчас вам предстоит описать свойства, предоставленного вам образца полезного ископаемого.
( образцы вручаются каждой группе)
Дети работают в группе, представители описывают. Дети других групп дополняют ответы.
Карточка – «Помогайка»:
1.Название.
2. Условное обозначение.
3. Свойства.
4. Способы добычи.
5.Значение и применение.
6. Месторождение на территории края.

Слайды демонстрируются во время ответа учеников. Месторождение на территории Пермского края ученики показывают на карте «Физическая карта Пермского края».
1 группа: - гранит (слайд 4),
- известняк (слайд 5),
- глина (слайд 6).
2 группа: - песок (слайд 7),
- каменный уголь (слайд 8),
- нефть (слайд 9).
3 группа: - газ (слайд 10),
- торф (слайд 11),
- соль калийная (слайд 12).
Итог:
Полезные ископаемые – все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.
5. Работа творческого характера в группах по карточкам.
А) Задание 1 группе:
Зачеркни лишнее. Объясни, почему.
Глина, торф, перегной, природный газ, соль, известняк, торф, калийная соль – это полезные ископаемые.

Б) Задание 2 группе.
- Обсудите и запишите в бланке ответов свои варианты.
Закончите предложения.
В шахтах добывают …
По скважине поднимается …
При помощи взрывчатки добывают …
На болотах залегает …
Открытым способом со дна озёр добывают …
Открытым способом в карьерах добывают …

Подводятся итоги. Обсуждаются варианты ответов.
В) Задание 3 группе. Кроссворд.

Б е р
е зни к и 1. Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
2. Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрения. (Торф)
3. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк)
4. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спячки. (Природный газ)
5. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
6. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
7. Он очень нужен детворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
8. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А если сделать маску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
Итог:
- Какое полезное ископаемое добывают в районе нашего города, и каким способом это делается?
5. Физминутка.
6. Игра «Лото».
- Закройте карточкой с названием соответствующий знак полезного ископаемого.
1.
2. 3. 4.
5.

6. 7. / 8. /
1. Ж1лтого цвета, сыпучий, используется при строительстве дорог. (Песок)
2. Что это? (показ образца торфа)(Торф)
3. Какое полезное ископаемое используется при изготовлении кирпича?
(Глина)
4. Какое полезное ископаемое добывают в нашем городе? (Калийная соль)
5. Плотный камень, тяжелее воды, вскипает под действием уксусной
кислоты, используется в строительстве и в качестве удобрения.
(Известняк)
6. Твёрдый, но хрупкий горючий камень, из которого делают не только
краски и эмали, но и лекарства. (Каменный уголь)
7. Какое полезное ископаемое горит голубым цветом? ( Газ)
8. Горючая маслянистая жидкость тёмного цвета с резким запахом. (Нефть)
7. Охрана природных ресурсов Пермского края.
А) Человек ошибочно считает себя царём природы и часто относится к ней несправедливо. Мы забываем, что всё когда – нибудь заканчивается. Так и полезные ископаемые нашего края могут быть использованы полностью. Вода и воздух на нашей планете становится с каждым годом всё загрязнённее. Что делать? Как защитить нашу планету от нас же самих?
(Ответы учеников.)
Б) Сейчас вы нарисуете плакаты, которые напомнят всем окружающим об охране природных запасов нашего края.
(Подводятся итоги).
8. Итог.
- Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
(Слайд 13)