Программа творческого объединения Чудесная ленточка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА


Принята на заседании Утверждена:
Методического совета учреждения, Директор МОУ ДОД
протокол № Дом детского творчества
Председатель _______ Г.И. Липадкина
«__» __________ 2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу обучения
«Чудесная ленточка»


Срок реализации: 2 года

Возраст обучающихся: 9-15 лет


Составила:
Грищенко Елена Васильевна
педагог дополнительного образования
второй квалификационной категории








с. Новоселицкое
2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время искусство канзаши набирает все большую популярность среди мастеров ручной работы. Да и не удивительно, ведь изделия канзаши очень красивы и применимы во многих областях, от украшения одежды и волос, до аксессуаров и применения в декоре.
Канзаши – это не обычные заколки и украшения из ткани, не просто цветы. Это целое искусство, позволяющее творить и создавать потрясающие изделия.  Технику канзаши придумали ремесленники из Японии. Они превращали квадраты из шёлковой ткани в лепестки при помощи щипцов и рисового клея. После они присоединялись к металлической основе или присобирались нитью, создавая цветы или целые композиции. Ими впоследствии украшали гребни, заколки, булавки, шпильки, носимые вместе с кимоно японскими женщинами. Также в технике канзаши можно выполнить ещё и птиц, и бабочек. Но самой распространенной художественной формой всё-таки являются цветы. Великолепные цветы из атласных лент. Необыкновенно красивое искусство и, в то же время, довольно простое.
Страна Восходящего Солнца и цветущей сакуры подарила нам прекрасный способ самовыражения, создания неповторимого образа. Сделать красивое канзаши своими руками, значит вложить частичку своей души, вдохнуть жизнь в кусочек яркой ткани, создавая красочные композиции, наполненные вдохновением и жизнью.
Цветами, выполненными в технике канзаши, можно украсить заколки, ободки, головные украшения, браслеты, использовать в декорировании в стиле hand-made, скрапбукинг. Детям свойственно стремление к прекрасному. Научить детей делать цветы и украшать ими изделия несложно, потому что это очень интересное и увлекательное занятие, и предела совершенства в этом виде творчества нет.
В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей формируются умения и навыки при работе с различными материалами и соответствующими инструментами, воспитываются нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.
Цели программы: 
создать условия для выявления и развития творческих способностей обучающихся посредством знакомства и вовлечения их в занятия декоративно-прикладным творчеством.

Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач:
Обучающие задачи: 
1. знакомство детей с искусством канзаши, пробуждение интереса к декоративно- прикладному творчеству;
обучение работе с инструментами;
усвоение элементарных знаний  в области материаловедения, правильное использование цветовой гаммы, технологии обработки материалов;
привитие навыков и умений в изготовлении украшений, в их оформлении, в выполнении начатой работы до конца.
формирование у учащихся способности к планированию.
создание неповторимых изделий и украшений, применение в декоре.
 2. Воспитывающие задачи: 
выработка адекватной самооценки;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
воспитание качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать);
воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
3. Развивающие задачи: 
развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;
совершенствование интеллектуального потенциала личности;
развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;
помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством,  и их популяризацией.
Педагогические принципы:
- любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития - главный принцип работы.
- к каждому ребенку применяется индивидуальный подход: -осознание и признание права личности быть не похожей на других; - проявление уважения к личности;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- умение смотреть на проблему глазами ребенка;
- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка.
- создание ситуаций успеха для каждого ребенка- один из главных принципов;
- обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности;
- доступность занятий для всех желающих;
- постепенное увеличение темпов обучения, переслаивание нового с ранее изученным;
- учет уровня умений и навыков не по возрасту, а по способностям;
- обязательное наличие теоретических знаний;
- более высокий уровень трудности устанавливается после прохождения низкого и среднего.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Образовательная программа «Чудесная ленточка» разработана на два год обучения. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений и практические занятия по освоению технологии изготовления цветов из атласных лент. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.
Так как на занятиях дети работают руками и отдыхают от мыслительной деятельности, то во время занятия проводятся беседы по научно-познавательной тематике. Осуществляется взаимодействие
субъектов педагогического процесса - воспитанник, педагог, детский коллектив, родители. Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося. Занятия творчеством развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, создавая свои маленькие шедевры. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.
Организация учебного процесса
Программа рассчитана на 144 часа обучения. Занятия проходят два раза в неделю по 2 часа. Занятия проводятся согласно тематическому плану.
Возрастные различия большой роли не играют, когда дети заняты любимым делом. Дети в группу принимаются без предварительного отбора, по собственному желанию. Сначала дети знакомятся с общими правилами безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями. При переходе к изучению новой темы с учащимися вновь проводится инструктаж по технике безопасности.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей.
Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.
Основное внимание уделяется вопросам технологии и различным техникам выполнения лепестков, создание украшений, декору предметов разного уровня сложности. В основе программы заложен принцип последовательности. Соответственно возрасту и степени подготовленности учащихся подбираются индивидуальные и коллективные задания, разрабатываются эскизы, с усложненными элементами, осваивается техника исполнения. Содержание занятий основано на ручной манипулятивной деятельности. Ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Работая с различными тканями, лентами и необходимыми материалами, учащиеся приобретают определенные навыки, способствующие развитию сенсорики. Следует обратить особое внимание на композиционное решение, цветовое сочетание, чистоту исполнения. На занятиях используются индивидуальная, групповая, коллективная формы работы под руководством учителя. Трудоемкий и утомительный процесс по изготовлению цветов: вырезка деталей, сложение, сборка цветов для украшений может проходить в форме соревнования между учениками. Целесообразно проводить беседы, вести диалоги, обсуждения, которые помогают развивать способности логически мыслить. На таких занятиях учащиеся получают информацию о декоративно-прикладном искусстве, символах цветов. Выставки, смотры, проведение «мастер-классов» помогают доводить работы до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и дают возможность показать сам процесс выполнения изделий из атласной ленты.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно;
- необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.
Для работы по изготовлению украшений в технике канзаши существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
- обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
- получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
- обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
- обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
- занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.
Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе - в ходе учебной игры, на втором этапе - в ходе проведения выставок, на третьем этапе - в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.
Сложные и объемные работы выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая;
- групповая (или в парах);
- фронтальная;
- экскурсия;
- конкурс;
- выставка.
Основной вид занятий - практический.
Используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- частично поисковый или эвристический;
- исследовательский.
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Методы проведения занятия:
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о декоративно-прикладном искусстве. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка - один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности - один из важнейших принципов работы. Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания, малейший успех ребенка поощряется.
Ожидаемые результаты :
Обучения:
- умело и безопасно работать с инструментами, применяемыми в процессе изготовления украшений из атласных лент;
- умело подбирать и обрабатывать материал для работы;
- владеть техникой изготовления различных видов лепестков;
- владеть основными приемами и навыками сборки цветов, цветочных композиций, украшений, использовать в декоре предметов.
- владеть основными приемами и навыками создания предметов декора, скрапбукинга.
Развития:
- проявление устойчивого интереса к изучаемому виду творчества;
- умение работать под руководством педагогов, предлагая свои идеи.
Воспитания:
- умение адаптироваться в коллективе, уважительно относиться к педагогам и друг другу.

































Учебно- тематический план 1-ого года обучения


Название тем и вида работ

ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ВСЕГО

1.
Вводное занятие.
2

2

2.
Техника изготовления острого лепестка. Виды острого лепестка.
-
2
2

3.
Изготовление украшения с острыми лепестками.

2
2

4.
Техника изготовления круглого лепестка. Виды круглого лепестка
-
2
2

5.
Изготовление украшения с круглыми лепестками.
-
2
2

6.
Изготовление заколочек и брошек в технике цумами- канзаши.

4
4

7.
Изготовление бантиков
-
2
2

8.
Изготовление украшений из ленточек и органзы
-
20
20

9.

Игольница. Декорирование цветами.
-
4
4

10.
Изготовление роз
-
16
16

11.
Изготовление «бабочки», «стрекозы»
-
4
4

12.
Изготовление подарочной коробочки.
-
4
4

13.
«Снежинка»
-
4
4

14.
Изготовление цветов
-
16
16

15.
Скрапбукинг .Изготовление фоторамки.
-
4
4

16.
Изготовление цветов.
-
4
4

17.
Скрапбукинг. Создание поздравительной открытки.
-
4
4

18.
Изготовление шкатулки. Декорировании в стиле hand-made
-
8
8

19.
Изготовление пасхальной корзинки.
-
8
8

20.
Изготовление цветов.
-
22
22

21.
Творческая работа по выбору.
-
8
8

22.
Итоговое занятие
2
-
2


ИТОГО:
4
140
144



Учебно- тематический план 2-ого года обучения


Название тем и вида работ

ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ВСЕГО

1.
Вводное занятие.
3

3

2.
Изготовление украшения в технике Шебби Шик.
-
6
6

3.
Изготовление роз.

9
9

4.
Изготовление «бабочки»
-
3
3

5.
Изготовление подарочного панно из диска.
-
3
3

6.
Оплетение ободка.

6
6

7.
Изготовление цветов «маки».
-
12
12

8.
Декоративное панно «Полевой букет»
-
6
6

9.

Изготовление цветов «георгины»
-
6
6

10.
Изготовление «хризантем»
-
6
6

11.
Изготовление украшения для волос «зефирка»
-
6
6

12.
Изготовление веера.
-
6
6

13.
Декоративная бутылка
-
9
9

14.
Новогодние шары
-
6
6

15.
Новогодняя ёлка.
-
6
6

16.
Декор свечей.
-
3
3

17.
Цветы из органзы
-
9
9

18.
Декор фоторамки цветами.
-
15
15

19.
Изготовление цветов «астры»
-
6
6

20.
Корзина с цветами.
-
18
18

21.
Чашка- «проливашка»
-
18
18

22.
Декоративные пасхальные яички
-
18
18

23.
Изготовление топиария
-
15
15

24.
Творческая работа по выбору.
-
18
18

25.
Итоговое занятие
3
-
3


ИТОГО:
6
210
216









Содержание программы 1-ого года обучения

1.Вводное занятие.
Знакомство с декоративно прикладным творчеством, в частности с восточным искусством - канзаши. Ознакомление с программой. Знакомство с планом занятий. Демонстрация работ. Дети узнают о том, что нужно для изготовления цветов и украшений: атласные ленты, ножницы, нитки, иголки, простой карандаш, линейка, свечка, клеевой пистолет, стразы, бисер. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Основные технологические приёмы работы с материалами. Изготовление заготовок из атласных лент.





2. Техника изготовление острого лепестка из атласных лент. Виды острого лепестка: классический, вывернутый, двойной.
3. Изготовление украшения- заколки с острыми лепестками.
4.Техника изготовления круглых лепестков канзаши: классический, узкий, веером, вывернутый.
5. Создание украшения- заколки с круглыми лепестками.
6. Изготовление заколочек и брошек в технике цумами- канзаши из узкой ленточки.
7.Изготовление бантиков в технике канзаши.
8. Изготовление украшений из ленточек и органзы путем сшивания и присбаривания.
9.Изготовление игольницы с применением джутового шпагата. Декорирование цветами.
10. Изготовление роз различными способами: сшивая, складывая, оплавляя над свечой.
11. Изготовление «бабочки», «стрекозы» в технике канзаши.
12. Изготовление подарочной коробочки. Декорирование цветами.
13. Изготовление украшений в новогоднем стиле «снежинка».
14. Изготовление украшений в виде цветов: ромашки, нарциссы, анютины глазки, маки, тюльпаны.
15. Изготовление фоторамки из картона и бросового материала в подарок папам к 23 февраля. Декорирование в стиле скрапбукинг.
16. Изготовление цветов в технике канзаши: гиацинты, крокусы.
17. Создание поздравительной открытки к 8 Марта. Декорировании в стиле hand-made: использование цветов канзаши, страз, пуговиц, бусин, ленточек.
18. Изготовление шкатулки. Декорирование цветами.
19. Изготовление пасхальной корзинки. Пасхальные яички в технике канзаши.
20. Изготовление цветов в технике канзаши: хризантемы, георгины.
21. Творческая работа по выбору.
22. Итоговое занятие. Выставка изделий.

Содержание программы 2-ого года обучения
1.Вводное занятие.
Ознакомление с программой второго года обучения. Повторение техники безопасности с материалами и инструментами.
2.Изготовление украшении в технике Шебби Шик. Выполнение цветов присбориванием ленты. Оформление органзой, бусинками, узкой лентой, кружевом.
3.Изготовление роз оплавлением; из узкой ленты в виде узелков.
4.Изготовление «бабочки» из узкой ленты.
5.Изготовление подарочного диска. Декорирование розами из узкой ленты.
6. Плетение косичек из однойили двухцветной узкой ленточки. Оплетение ободка, декор цветами.
7.Изготовление маков различных видов и в разных техниках.
8.Изготовление декоративного панно. Маки, ромашки , острые лепестки для «Полевого букета».
9.Изготовление «георгинов» из лент 2,5 см и 5 см. Декорирование детской повязки на голову.
10. Изготовление «хризантем» из ленты 2,5 см путем тройного складывания.
11. Изготовление украшения «зефирка» складыванием и сшиванием ленты 5 см.
12. Изготовление веера из пластмассовых вилок, картона. Декор кружевом, лентой и цветами в технике «канзаши».
13. Изготовление подарочной бутылки. Оплетение узкой лентой стеклянной бутылки узкой лентой. Декорирование цветами «геоцинты» или «калы».
14.Изготовление новогодних ёлочных шаров. Декорирование пенопластовых шариков лентами.
15.Изготовление новогодней ёлки из картона, шерстяных нитей, декор розами стразами.
16.Декорирование свечей к новогоднему праздничному столу летами и розами из лент.
17.Изготовление цветов из органзы складыванием, сшиванием.
18. Декорирование фоторамки цветами из круглых двойных лепестков.
19. Изготовление цветов «астр» ,оплавляя круги над свечой.
20.Оформление корзины цветами в технике «канзаши» к празднику 8 Марта.
21. Изготовление чашки -«проливашки» . Декор водопадом из различных цветов «канзаши».
22.Декорирование деревянных яичек цветами в технике Йо-Йо из лент.
23. Изготовление топиария- дерева счастья.
24.Выполнение обучающимися творческой работы по выбору.
25. Итоговое занятие. Подведение итогов работы творческого объединения «Чудесная ленточка». Оформление выставки .




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготовляется педагогом:
- образцы изделий, схемы, фотографии.

Материалы, инструменты, приспособления:
ленты атласные разного размера (оптимальная ширина ленты варьируется в пределах 2,5..5 см);
лоскуты ткани (креп-шифона, атласа, органзы, шёлка);
свечка или зажигалка;
ножницы;
нитки (шёлковые или капроновые);
пинцет;
клеевой пистолет
клей «Момент»;
игла (нетолстая и длинная);
красивые металлические и пластиковые аксессуары, стеклярус и бисер.
Организация рабочего места.
Педагог проверяет готовность детей к занятию. Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Педагоги приучают детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдает их из дополнительных запасов.
Организация и проведение учебного занятия

Включает следующие структурные элементы:
Инструктаж:
1. вводный - проводится перед началом практической работы;
2. текущий - проводится во время практической работы;
3. заключительный;
- практическая работа (80% урочного времени);
- физкультминутки у дошкольников и младших школьников, динамические - - паузы у детей среднего и старшего школьного возраста;
- подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;
- приведение в порядок рабочего места.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Изготовление украшений в технике канзаши . А. Куликова. Ростов-на-Дону» Феникс». 2013 год.
Чудеса из атласных ленточек своими руками Нагибина, М.Н.- Ярославль, 2005 год.
Вышивка лентами/Пер.с англ.- М.: Издательство»Ниола-Пресс»,2007 год.
Примерные программы дополнительного образования. Выпуск №1. Ставрополь 1996 год.
Примерные программы дополнительного образования. Выпуск №2. Ставрополь. 1996 год.
Мир игрушек и поделок. О.В. Парулина. Смоленск 2007 год.
Прикольные подарки к любимому празднику. О.Чибрикова. Москва 2006 год.
Рукоделие в начальных классах. Москва «Просвещение», 1984 год.
Интернетрессурсы.












13PAGE 15


13PAGE 141415











Заголовок 1 Заголовок 915