Конспект итогового учебного занятия раздела «Насекомые» в семейной этностудии (5 лет) по теме Чудесное превращение


МБОУДО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
Отдел художественного творчества
СЕМЕЙНАЯ ЭТНОСТУДИЯ
«ЛАДУШКИ»
Открытое учебное занятие
24 мая 2016
в семейной группе «Ключики»
(дети 4 года с родителями)
Тема: «Чудесное превращение»

(Итоговое занятие по теме: «Насекомые»)Продолжительность 45 минут
Педагог дополнительного образования:
Елена Викторовна Сынкова,
Северодвинск
2016
Тема: «Чудесное превращение»
Цель: обобщение и закрепление знаний о насекомых на основе традиционных игр и песенок-потешек: закрепление знаний об основных цветах посредством изготовлении и изображении «Бабочки»
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать расширять знания детей о природе, обогащать словарный запас: бабочка, жук, гусеница
- развивать восприятие через речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов песенок-потешек; формировать певческие навык- обобщить и закрепить знаний об основных цветах.
- закреплять навык нетрадиционного рисования пальчиками
- научить изготовлять узелковую игрушку из ткани «Бабочка»
Развивающие:
- побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
- Рразвивать чувство общности с окружающей природой: солнцем, дождем и радугой, с насекомыми.
- Развивать чувство ритма, слуховое внимание.
- Развивать внимание, быстроту реакций при смене движений (пальчиковые и двигательные игры);
- развитие творческого воображения;
- развитие крупной и мелкой моторики
- формирование коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- повышать интерес к русским народным традициям;
- способствовать благоприятным детско-родительских отношениям;
- воспитывать чувства добра, сочувствия, любви и внимания к природе;
- поощрять проявление активности детей в музыкально – речевой деятельности
- воспитывать умение слушать друг друга, умение слушать и выполнять условия игры или задания.
Оборудование: балалайка, коврики, разноцветные лоскутки ткани, самодельные насекомые, цветы бумажные, мольберт, готовый фон для композиции.Дидактические игры: «Собери Гусеничку»; шнуровки – «Червяки», «Насекомые»; пазлы - цепочки – «Насекомые»
Материалы для творчества: белая, согнутая пополам; гуашь в палитрах (красная, желтая, зеленая, синяя, черная); ватные палочки; влажные салфетки; разноцветные лоскутки ткани; ножницы; двусторонний скотч.Ход занятия.
Приветствие: 5мин.- Добрый день, ребята! Сегодня мы с Вами встречаемся днем, давайте вместе споем песенку про солнышко…
«Утром солнышко встает…!»*
- Мы Вас очень рады видеть и сейчас мы поздороваемся все вместе…
«Добрый день (пальчиком тук – тук – тук)…»*
(дети допевают фразы и говорят «Добрый день!»)
Вводная Беседа. Актуализация знаний: 7 мин
Приглашение на луг.
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся на весенний луг, где распустилось много цветов, и появились насекомые. Вы готовы туда отправится?
Дети: Да!
Педагог: Закрываем глаза, а я скажу вам волшебные слова.
«Балалаечку возьму
Волшебство я сотворю….»
(под звуки балалайки появляются цветы и букашки)
Повторение названий цветов.
Педагог - Открывайте глаза, вот мы и на лугу. Посмотрите, сколько цветов! Назовите, какого цвета вы видите здесь цветы?
Дети – называют цвета (белые, желтые, красные, синие).
.Педагог - Пригрело солнышко, зазеленела травка, зажелтели одуванчики, от солнышка просыпаются все букашки. Каких насекомых вы знаете?
Дети называют насекомых.
Педагог: Что есть у всех насекомых?
Правильно: крылья – значит, они умеют летать.
Ребята, а кого не хватает над нашими прекрасными цветочкам?
Посмотрите, к нам кто прилетел. Кто же это?
И летает, и порхает,
На цветок похожая.
Ах, красивая такая,
Милая, пригожая!
Вот, какая лапочка!
С цветка спорхнула ... (БАБОЧКА).
(педагог выкладывает бабочку…)
Дети: Бабочка!
Педагог: Кто из вас помнит, как надо закликать бабочку?
Исполняют Песенку-закличку «Бабочка».*
2.4.Разминка:
Педагог: Каждый из вас может сейчас увидеть свою бабочку. Пальчиковые игры «Бабочка»
Дети – по возможности повторяют конец каждой фразы.
Декоративное творчество: «Изготовление игрушки из ткани «Бабочка» : 5 мин
Педагог: Посмотрите, ребята, кто у меня в корзинку забрался.
( в корзинке разноцветные заготовки из ткани в виде Гусеничек)
Дети - червячки, гусенички..Педагог – смотрите какие они у Вас разноцветные. Назовите, у кого какого цвета?Дети – (называют цвета своих гусениц).
Пальчиковая игра «Гусеница»*
Гусеница, Гусеница.
Бабочкина дочка.
По травинке ползет,
Кушает листочки:
Ам, ам, ам, ам, ам. (2)
Поела.
Спасть захотела.
Проснулась.
Бабочкой обернулась.
Полетела. Полетела.
Педагог: Вы уже знаете в кого умеет превращаться гусеничка?
Правильно, она превращается в бабочку
Давайте, мы поможем ей обрести крылышки.
Объяснение с личным показом: «Изготовление игрушки из ткани «Бабочка»
Дети выбирают ткань (вуаль) для крыльев Бабочки.
Практическая работа: дети совместно с родителями привязывают гусеничкам крылышки.
Педагог помогает, корректирует.
Педагог: Какие замечательные бабочки у нас получились!
Дидактическая игра «Разноцветная гусеница»: 5 мин
Педагог: Посмотрите, мы можем создать разноцветную гусеничку.
Правила игры: Дети по очереди кидают кубик и выбирают цвет ножек гусеницы. В итоге получается длинная разноцветная гусеница.
Кубик передается через игру «Кулачек на кулачек»
(Кубик прячется в одной руке. В ритм словам стучим кулачок о кулачок. Ребенку предлагается угадать в какой руке кубик.)«Кулачек на кулачек. Где ты спрятался жучок»
Двигательная активность: 5 мин
3.1. Педагог: Теперь , ребята, мы видим, что у каждой бабочки есть А еще у них есть лапки, чтобы ползать. Как и у давних друзей бабочек – жуков
«…жуки рогатые, мужики богатые, с бабочками пляшут, шапочками машут!»
Давайте сейчас мы превратимся в Жуков и будем двигаться так же, как и они.
«Жук» (музыкальное сопровождение – балалайка)*
«По дороге жук ползёт,
По дороге, чёрный.
Посмотрите на него,
Вот какой проворный! ( передвигаются по кругу на коленках)
Вот на спинку он упал –
Лапками задрыгал, (ложатся на спину и машут руками и ногами)
Крылышками замахал, (встают и машут руками)
Весело запрыгал!» ( прыгают)
Игра повторяется несколько раз.
3.2.Педагог: Давайте теперь мы встанем друг за другом, у нас получиться длинная гусеница. Под балалаечку пойдем, переваливаясь с одного бока на другой.
Идем под Песенку – закличку.
«Бабка – липка,
сядь на травку,
выколи булавку,
непростую, золотую…»*
(подходят в изостудию и садятся за столы)
Изодеятельность. Создание коллективной композиции «На летнем лугу»: 12мин
Пальчиковая игра
«Раз, два, три, четыре, пять,
Пальцы в кулачёк собрать,
Резко пальчики разжать,
Будем в пальчики играть!
Пальчиковое рисование «Разноцветная гусеница»
Педагог сообщает тему и задачи работы по изодеятельности.
Окунуть четыре пальца руки в разные цвета (Гуашь)
указательный – красный, средний - желтый , безымянный- зеленый, мизинец- синий.
Примакиваем все пальчики к согнутому краю альбомного листа.
Закрываем лист второй половиной и разглаживаем.
Вытираем руки влажными салфетками
Методические указания:
краска должна быть густоты жидкой сметаны;
набирать краску на пальчики в достаточном количестве;
наносить краску необходимо к самому сгибу листа.

Чудесное превращение Гусеницы в Бабочку
Педагог: Давайте прочитаем волшебные слова
Пальчиковая игра «Гусеница»
Игра « Гусеница»
Гусеница, Гусеница.
Бабочкина дочка.
По травинке ползет,
Кушает листочки:
Ам, ам, ам, ам, ам. (2)
Поела.
Спасть захотела.
Проснулась.
Бабочкой обернулась.
Полетела. Полетела.
Открываем лист. Удивляемся. Смотрим в кого превратилась гусеница? В Бабочку.
Берем ватную палочку и обмакиваем в черную краску. Дорисовываем Бабочке туловище, головку, глазки и усики.
Родители вырезают получившуюся бабочку. Затем наклеивают на обратную сторону двусторонний скотч (2*2 см)
Дети играют
Пальчиковая игра «Цветок»*
Создание совместной композиции «На летнем лугу»
Педагог: Какие красивые у нас получились бабочки. Давайте пригласим их на наш лужок.. Пусть они полетают среди прекрасных цветочков.
Дети берут своих бабочек и приклеивают на общий фон с помощью двустороннего скотча.
Подведение итогов занятия: 6 мин
7.1.Ввозвращаемся в круг – хоровод…
Педагог: Наше путешествие подошло к концу.
Давайте скажем «До свидания» нашим бабочкам! Но, если Вы их увидите на улице, то посмотрите, понаблюдайте за ними и не обижайте! А теперь закрывайте глазки. Мы возвращаемся в кабинет.
«Балалаечку возьму
Волшебство я сотворю -
Чудо в гости к нам придет.
В кабинет нас отведет…»
Итог занятия:
Педагог - Ребята, где мы с вами сейчас были?
Дети – на лугу.
Педагог - Кого мы там видели? (рисовали)
Дети – жука, бабочку, гусеницу…
Педагог - А как мы назовем их всех одним словом?
Дети – насекомые.
(Педагог хвалит детей).
7.2.Педагог - Гулять, отдыхать хорошо, но дома - лучше.
Давайте сейчас споем и .на прощанье поблагодарим всех за занятие и ребят, и родителей традиционным поклоном (в хороводе)
Хороводная игра «Бабушке поклон большой».*
Используемые источники
Вислоушкин В.И. «Мои уроки экспресс-рисования». − Сыктывкар, 1999.
Как во нашем дому. Учебно-методическое пособие. Сост. Н.А. Овсянникова. - Новосибирск, типография «АртПресс», 2011+ Audio CD
Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей: Методическое пособие / Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н. – СПб: СПбАППО, 2007
Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы /Сост. В.А. Ильина. – М.: «Учитель-АСТ», 2005.
Сергей Железнов, Екатерина Железнова. Сборник «Золотые ворота», Audio CD, 2012
Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях: Методическое пособие / Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Емельянова Г.В. − СПб: СПбАППО, 2005
Приложение
«Утром солнышко встает…!»
Утром солнышко встает выше, выше, выше (тянемся вверх)
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже, ниже (приседаем вниз).
«Добрый день (пальчиком тук – тук – тук)…»
Пальчиком, пальчиком «тук-тук-тук»
Пальчиком, пальчиком «тук-тук-тук»
Локоточки «трёк-трёк», локоточки «трёк-трёк»
И ногами «топ-топ». И ногами «топ-топ»
На головку ручки ты положи
«Добрый день!», - ты всем скажи.
Песенка-закличка «Бабочка»
«Бабка – липка сядь на травку, выколи булавку, непростую, золотую…»
Пальчиковая игра «Цветочек»
Цветочек на клумбе растёт и цветёт, На солнышке греясь, гостей к себе ждёт. (Одна из рук - "цветочек". Стоит на столе, опираясь на локоть.)К нему прибежал покачаться жучок, (Пальцы второй руки бегут по столу, "жучок заползает в чашечку" (ладонь). Качает, качает его ветерок. (Рука - цветочек раскачивается. Вторая рука - жучок "сидит" в "чашечке")Попить сладкий сок прилетел мотылёк, (Перебирают в воздухе пальцами второй руки, кладут их в "чашечку") Качает, качает его ветерок. ("Цветочек раскачивается" )За мёдом к цветку прилетела пчела, (Перебирают в воздухе пальцами второй руки, снова опускают их в "чашечку" )Чуть-чуть покачалась и мёд собрала. (Раскачивают "цветочек", а второй рукой гладят ладошку (собирают мёд) Но вот улетели пчела, мотылёк, (Перебирают в воздухе пальцами второй руки (улетают пчела и мотылёк) Жучок убежал, и остался цветок. (Пальцы второй руки "убегают" с цветка (жучок) На солнышке греясь, он будет стоять, (Вращают кистью (чашечкой цветка) А солнце зайдёт, наш цветок будет спать. (Сжимают кулак (цветочек закрылся)«Бабочка»
Скрестить большие пальцы обеих рук и прижать ладони друг к другу. Затем ладони развернуть, скрестив большие пальцы.
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке
Пальчиковая игра «Гусеница»
Гусеница, гусеница,
Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
Бабочкина дочка,
«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
По травинкам ползает,
То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
Кушает листочки:
И по другой стороне обратно.
Ам!
Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад.
Ам! Ам! Ам! Поела –
Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…
Спать захотела.
… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
Проснулась –
Постепенно расправляем ладони…
Бабочкой обернулась!
Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
Полетела, полетела, полетела!
Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
Хороводная игра «Бабушке поклон большой».
Бабушке- поклон большой,
Дедушке – поклон большой,
Папе – поклон большой,
Маме – поклон большой, (все кланяются)
А деточкам – рост большой! (родители поднимают вверх своих)