Урок по рассказу Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» 1962 год.


Урок по рассказу Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» 1962 год. Вопросы к рассказу.
1.Что узнали об Иване Денисовиче? Какие качества ценит в Иване Денисовиче автор? Народный характер . В чём он заключается?
2. Как обрисованы другие герои из народа? 3.Какую роль в построении повествования играют категории времени: срок, день, час, минута? 4. Каковы пространственные «узлы» произведения (барак, пищеблок, лазарет, ГЭЦ и другие). 5. Чего добивается писатель от тщательной детализации происходящего? ( обратите внимание на описание экипировки героя, его манеры есть, на размышление о том, как может пригодиться найденная сломанная ножовка). 6.Выпишите несколько образцов просторечной лексики, с помощью которой автор создаёт народный характер своего героя. Какова роль пословиц и каламбуров в речевом строе рассказа? 7. В чём специфика речевого портрета Ивана Денисовича? Почему писатель использует форму несобственно-прямой речи, а не высказывания от первого лица? Найдите фрагменты рассказа, где звучит авторская речь. 8. Выпишите слова, которые, по вашему мнению, можно отнести к средствам языкового расширения.
Характеристика главного героя.
Главный герой рассказа- рядовой крестьянин, мужик. Именно такие люди, по мысли писателя, и решают в конечном счёте судьбу страны, несут заряд народной нравственности, духовности. Читатель узнаёт, что Иван Денисович Шухов родился в 1911 году, жил в деревне Темгенево, как миллионы солдат, честно воевал, был ранен, не долечившись, поспешил вернуться на фронт. Бежал из плена и вместе с тысячами бедолаг- окруженцев попал в лагерь как якобы выполнявший задание немецкой разведки. «Какое же задание»- ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто – «Задание. »Восемь лет мыкался Иван Денисович по лагерям, сохранял при этом внутреннее достоинство. Шухов не изменяет вековым мужицким привычкам и «себя не роняет», не унижается из-за сигареты, из-за пайки и уж тем более не вылизывает тарелки и не доносит на товарищей ради улучшения собственной участи. По извечной крестьянской привычке Шухов уважает хлеб (носит его в специальном карманчике, в чистой тряпочке); когда ест – снимает шапку. Не гнушается и приработками, но всегда зарабатывает честным трудом, и потому не в состоянии понять, как можно брать большие деньги за халтуру (за малевание под трафаретку «ковров»). Совестливость, нежелание жить за чужой счёт, причинить кому-то неудобства заставляют его запретить жене собирать ему в лагерь посылки, оправдать ему жадноватого Цезаря и «на чужое добро брюха не распяливать». Никогда не симулирует Шухов болезни, а заболев всерьёз, ведёт себя в санчасти виновато («Вот что…Николай Семёнович… я вроде это … болен ---совестливо, как будто зарясь на что-то чужое,- сказал Шухов»). Особенно ярко народный характер персонажа вырисовывается в сценах работы. Иван Денисович каменщик, и печник, и сапожник, и резчик толя. «Кто два дела руками знает, тот ещё и десять подхватит»,- говорит Солженицын. Даже в неволи Шухов бережёт и прячет мастерок. В его руках обломок полотна пилы превращается в сапожный нож. Мужицкий хозяйственный ум не может смириться с переводом добра. И Шухов, рискуя опоздать в строй и быть наказанным. Не уходит со стройки. Чтобы не выбрасывать цемент. Даже в подневолье его охватывает азарт работы. Переданный автором такт, что ощущения Ивана Денисовича оказываются неотделимыми от собственно авторских: «Мастерком захватывает Шуховцев дымящийся раствор… Раствора бросает он ровно столько, сколько под один шлакоблок. Сейчас же его подравнивает. Шухов и другие каменщики перестали чувствовать мороз. От быстрой работы пробил жарок – тот, от которого пот высыхает. Человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливаются в труде. Именно в процессе работы зеки шутят и даже веселятся. Иван Денисович – необычный герой. Критики спорили, положительный ли герой? Привыкли, что положительный герой должен быть без сучка и задоринки. А Иван Денисович исповедовал лагерную мудрость («Кряхти да гнись. А упрёшься – переломишься»). К чему приводила в тех условиях эта борьба показано на примере Буйновского. Смущало Ивана Денисовича и другое правило: «Кто кого сможет, тот того и гложет». В повести есть эпизоды, когда герой отбирает поднос у слабака, с большой выдумкой «уводит» толь, обманывает жирномордого повара. Однако каждый раз Шухов действует не для личной пользы, а для бригады: накормить товарищей, заколотить окна и сохранить здоровье сокамерникам. Наибольшее недоумение у критиков вызывала фраза о том, что Шухов «уж сам не знал, хотел он воли или нет». В ней есть смысл для писателя. Тюрьма, по Солженицыну, огромное зло, насилие, но страдание и сострадание - способствуют нравственному очищению.»Жилистое, не голодное и не сытое состояние приобщает человека к более высокому нравственному существованию, объединяет с миром. Всем своим поведением в лагере любимые герои Солженицына подтверждают , что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить её свободы. Проза Александра Солженицына обладает качеством предельной убедительности в передаче жизненных реалий; рассказанная им история об одном дне заключённого воспринималась как документальная. Действительно, большая часть персонажей – подлинные, из жизни взятые натуры. Это бригадир Тюрин, капитан Буйновский. Образ Шухова, по свидетельству Солженицына, сложен из солдата – артиллериста той батареи, которой командовал на фронте Солженицын. Приметами непридуманной реальности наполнены описательные фрагменты рассказа. Один день в рассказе Солженицына содержит сгусток судьбы человека, своего рода выжимку из его жизни. Автор использует высокую степень детализированности повествования: каждый факт дробится на мельчайшие составляющие. Тщательно, скрупулёзно следит автор, как его герой надевает тряпочку – намордник или как до скелета объедает попавшуюся в супе мелкую рыбёшку. Такая дотошность не замедляет повествование. Не утомляет читателя, не становится монотонным. Дело в том, что Шухов поставлен в ситуацию между жизнью и смертью: читатель заражается энергией писательского внимания к обстоятельствам этой экстремальной ситуации. Каждая мелочь для героя, в буквальном смысле вопрос жизни и смерти, вопрос выживания или умирания. Поэтому Шухов искренне радуется каждой найденной вещице. Каждой лишней крошке хлеба. Автор использует короткие рубленные фразы, синтаксические повторы, эмоционально окрашенные восклицания и вопросы, так как всё передано через восприятие самого героя. Потому-то и нет чисто описательных фрагментов, всё заставляет помнить о чрезвычайности ситуации и о подстерегающих героя ежеминутно опасностях.