Разработка урока по теме Полезные ископаемые Краснодарского края (8класс)


В школьном краеведческом музее есть небольшая коллекция полезных ископаемых, добываемых на территории Краснодарского края. Используя её мы имеем возможность познакомить учащихся с понятием ископаемое, т.е. как может выглядеть то, что добыто из недр и используется для изготовления необходимых для человека предметов, объяснять геологическую историю края, изучать причины размещения отраслей промышленности. Учащиеся имеют возможность потрогать, определить прочность, выяснить некоторые свойства. Как известно, именно те знания оставляют глубокий след в памяти, которые были добыты опытным путем.
Предлагаю вам фрагмент занятия- изучения нового материала с элементами исследовательской работы в ходе практической деятельности.
Попрошу создать инициативную группу в составе 4 человек из числа присутствующих коллег, которые смогут представить себя в роли учащихся. У нас только успешные и знающие дети.
Тема: Использование экспонатов школьного музея на уроках географии.
Итак, цель занятия: Показать возможность использование экспонатов школьного музея для получения знаний. Закрепить знания по теме «Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых». Изучить полезные ископаемые Краснодарского края. Формировать познавательный интерес к геологии.
Оборудование:
Коллекция полезных ископаемых (некоторые экземпляры)
Электронная карта «Полезные ископаемые Краснодарского края», «Тектоника и минеральные ресурсы»
Атлас по географии
Контурная карта
Видео –ролик.
Кто такие геологи?
(Геолог занимается поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также исследованием других особенностей земной коры.)
Работа геолога прекрасно подойдет людям, которые любят путешествовать, делать интересные открытия и постоянно развиваться в своей профессии. Кто как не мы с вами соответствуем этим характеристикам.
Сегодня мы выступим в роли геологов-исследователей, которые добудут полезные ископаемые, определят вид, происхождение, укажут территории расположения месторождений.
Каждый геолог, отправляясь в геологоразведовательскую экспедицию, несёт с собой не только необходимое для работы оборудование, но и багаж знаний.
Актуализация знаний:
Что такое «полезные ископаемые»? Горные породы? Минералы? Месторождение? Бассейн?
Виды полезных ископаемых по происхождению:
3587115226060001205865255270 Рудные (в магматических породах)
На платформе В складчатых областях
(в фундаменте, т. к это горы, разрушенные
под влиянием процессов выветривания)
Нерудные (в осадочных породах)
353949049530158686549530
Горючие химические
Газ апатиты
Нефть калийные соли
Уголь поваренная соль
Торф
Момент актуализации необходим для того, чтобы в дальнейшем выяснить происхождение горных пород, причины размещения на территории Краснодарского края.
Практическая часть:
1)В ящике с песком находятся полезные ископаемые.
Необходимо, выступив в роли геолога, изъять полезные ископаемые из песка и назвать.
В ящике:
Гранит Кварц газ
Каменный уголь Магнетит Каменная соль
Торф Известняк Ракушечник
Слюда Мергель Минеральная вода
Песчаник нефть
Белемниты Губка четырехосная Коралловый полип Морская лилия
-Какие изъятые вами предметы не являются горными породами и минералами? Отложите их в сторону. ( Белемниты, Губка четырехосная, Коралловый полип, Морская лилия)
2) Используя карту «Полезные ископаемые Краснодарского края», укажите характерные для Краснодарского края.
Отметьте в контурной карте расположение месторождений этих полезных ископаемых.
Нефть- Северская –Ильский- Абинск, район Крымска, Хадыженска, Апшеронска.
Газ- равнинная, северная часть Краснодарского края (по руслу реки Сосыки, станица Ленинградская, Каневская), район расположения Кореновска, Усть-Лабинска.
Мергель- район Новороссийска.
Каменная соль-п. Шедок Мостовского района.
Песчаник, Известняк- по линии Псебай- Лабинск, район Новороссийска.
Гипс- Мостовской (п. Шелдок)
Минеральные воды- Анапа, Новороссийск, Геленджик, Сочи, между Каменномостским и г. Белореченском 42 источника.
3) Практическая работа.
Дайте описание полезным ископаемым Краснодарского края и результаты оформите в виде таблицы
№ образца Цвет Блеск Прозрачность Особые свойства Происхождение Название
горной породы
1 чёрный маслянистый Не прозрачна Маслянистая жидкая Органического происхождения в осадочных породах нефть
2 Тёмно-серый отсутствует Не прозрачен
Порода обладает небольшой твердостью, мелоподобная, хорошо размокает в воде порода осадочного происхождения, смесь глин с доломитом (в том числе с примесью гипса) или известняком мергель
3 белая Стеклянный блеск Не прозрачна Кристаллообразная Нерудная химического происхождения Каменная соль
4 Желтовато-серый
перламутровый Не прозрачный При механическом воздействии крошится Осадочного происхождения песчаник
5 белого или светло-серого цвета матовый не прозрачный Пачкает руки, крошится при воздействии Осадочного органического происхождения известняк
6 Цвет белый, серый, иногда красноватый, при наличии примесей имеет серую, желтоватуюрозоватую, бурую окраску блеск стеклянный или шелковистый матовый Пачкает руки Осадочный минерал, т.к. однороден по составу гипс
7 Бесцветный нет прозрачный Летучий, в природе не имеет запаха.
Для облегчения возможности определения утечки газа в него в небольшом количестве добавляют  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82" \o "Одорант" одоранты — вещества, имеющие резкий неприятный запах. Месторождения газа сопровождают месторождения нефти, природный газ образуется в осадочной оболочке при бо́льших температурах и давлениях, чем нефть. С этим согласуется тот факт, что месторождения газа часто расположены глубже, чем месторождения нефти (от 1000 м до нескольких километров). газ
8 Бежевый, белый нет Не прозрачен Состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков в виде кристаллов кальцита различного размера осадочная горная порода органического происхождения ракушечник
9 белый нет нет Пачкает руки, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде Осадочная органического
происхождения мел
10 бесцветные нет Прозрачные, иногда имеют осадок Обладают повышенной минерализацией, обладают лечебными свойствами. Некоторые имеют неприятный запах. Берут начало в глубинных недрах земли под высоким давлением, температурой, отсутствием света, при условиях взаимодействия с горными породами насыщаются кислородом, водородом, азотом, метаном,углекислым газом. Минеральная вода
Сделаем вывод: практически все породы осадочного происхождения. Почему?
3.Вернёмся к началу урока. Мы отложили изъятые из песка предметы, не относящиеся ни к минералам, ни к горным породам. Что же это?
Белемниты Губка четырехосная Коралловый полип Морская лилия

Как они оказались в недрах нашего края?
Посмотрите на тектоническую карту. Большая часть края расположена в пределах Осадочного чехла молодой платформы.
Здесь десятки миллионов лет назад плескались воды океана Тетис, процессы происходящие здесь способствовали накоплению останков живых организмов, выпадению солей в осадок и т.д. Так образовались осадочные полезные ископаемые.
Таким образом, причина разнообразия полезных ископаемых Краснодарского крае в его геологической истории.
Здесь миллионы лет назад
Огромное море плескалось,
Но время шло… и нынче оно
В поэзии скал лишь осталось
Итак, используя коллекцию полезных ископаемых, я предложила один из способов превращения музейных экспонатов в предмет исследования на уроке географии .Огромное море плескалось,
Но время шло… и нынче оно
В поэзии скал лишь осталось».