Конспект урока по математике Семь раз отмерь УМК Планета знаний


Урок по математике во 2 классе
по теме: «Семь раз отмерь»
Цели: Повторение: длина ,периметр, площадь, объем. Знакомство с понятиями «единичный отрезок», «единичный квадрат», «единичный куб». Продолжить работу по формированию вычислительных навыков.
Задачи: Предметные:- рассмотреть отличие замкнутой ломаной от незамкнутой ломаной- дать представление о многоугольнике, как замкнутой ломаной- выполнять построение чертежей замкнутой и незамкнутой ломаных линий
-расширить знания о периметре ,площади ,объёме
-познакомить с понятиями «единичный отрезок», «единичный квадрат», «единичный куб» Метапредметные: Личностные УУД:- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики- формировать представление о значении математики в жизни человека Регулятивные УУД:- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи Познавательные УУД:- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы ( подведения под понятие);- строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);- давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа. Коммуникативные УУД:- принимать участие в работе парами и группами;- понимать задаваемые вопросы;- выражать свою точку зрения;- адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Методическая цель: вовлечь учащихся в учебную деятельность через практическую работу и совместное учение.
Тип урока по дидактической цели: урок обобщение знаний.
По содержанию исследовательской деятельности: работа с источниками информации, исследование, наблюдение.
Критерии обученности:
минимум: сформированность понятий «единичный отрезок», «единичный квадрат», «единичный куб», графических навыков.
максимум: сформированность понятий о замкнутой ломаной линии,периметре,площади,объеме, умения находить периметр,площадь и объем фигур с целью использования полученных знаний в жизни,.
Форма организации деятельности:
учащихся – групповая, фронтальная;
учителя - речевая, слушание, помощь учащимся во время групповой работы.
Принципы деятельности:
гуманность;
инициативность;
творческое партнерство;
результативность;
завершенность.
Оборудование
для детей:
конверты с различными материалами: проволока, полоски цветной бумаги, клей, счетные палочки, пластилин.
альбомные листы для самостоятельной работы;
линейки, цветные карандаши (зеленый, красный, желтый);
справочник по математике;
для учителя:
модели прямых, кривых линий, отрезков разного цвета, ломаной линии;
иллюстрации лиц
Структура урока
Психологический настрой. Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний по теме.
Постановка проблемы.
Самостоятельное изучение нового материала по учебнику.
Поиск информации. (Применение полученных знаний на практике).
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока
1 этап. Психологический настрой. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите на доску. Выберите настроение, с которым вы пришли на урок математики. (Показ веселой, нейтральной, грустной рожицы детьми)
- Вспомните, как называется страна, хозяйкой которой является Точка. (Геометрия)
- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Геометрии.
-Что интересное нас может ожидать? (Встретим геометрические фигуры. На уроке будем чертить фигуры. Возможно, будем измерять геометрические фигуры. Мы будем сравнивать фигуры, находить их схожесть и отличия.) 2 этап. Актуализация знаний по теме.
-Подумайте, какое слово здесь лишнее
сантиметр килограмм
километр миллиметр
- Все это единицы длины. А чем еще можно измерить длину ?( дм, шагами, локтями, верстами)
-Можно выбрать любую единицу измерения (мерку) и измерить ей длину предмета, расстояние, длину отрезка.

- Посмотрите, что у меня в руках? (Проволока)
- Какую геометрическую фигуру она напоминает? (Прямую линию)
- Посмотрите, что я сделаю с этой проволокой. ( Загибаю проволоку в нескольких местах)


- Можно сказать, что это прямая линия? (Нет)
(Историческая справка: слово “линия” - от латинского “линеум”, что значит лён, льняная нить. Ею пользовались римские землемеры для измерения расстояний) - Вспомните, как называется такая геометрическая фигура? (Ломаная линия)
3 этап. Практическая работа.
(Конверт №1: проволока, спички, счетные палочки, пластилин, полоски бумаги, клей.)
- Продемонстрируйте свои модели. Из чего вы сделали ломаные линии? (Из отдельных палочек, частей, кусочков…)
- Из каких элементов состоит ваша ломаная? ( Из отрезков) (звеньев)
- Сколько отрезков в вашей ломаной?
- А сколько может быть?
- Значит, из чего состоит ломаная линия? (Ломаная линия состоит из отрезков.)
Вывод: Ломаная линия - это совокупность отрезков, при которой конец первого является началом второго, а конец второго – началом третьего и т.д.
Вопрос на догадку:
- Как бы вы ответили на вопрос: из скольких звеньев состоит ваша ломаная? (3,4,5)
- А как вы догадались? (Детские ответы)
- Вы умницы! Каждый отрезок, из которых состоит ломаная линия, называют «звеном ломаной линии».
Проблема: СЛАЙД №1
-Обратите внимание на маленький отрезок, который называется единичным отрезком. Подумайте и объясните
-Что означают числа на рисунке?
-Мне кажется ,что этот единичный отрезок меньше см.
Школьники приходят к выводу «Числа на рисунке обозначают ,что в первом звене ломаной умещается- 3ед. отрезка, во втором -7 ед. отрезков, в третьем-4, в последнем-1.
-А может ли ед. отрезок быть больше см?
Может. Вывод: Длина ед. отрезка может быть любой, и на каждом рисунке может быть свой ед. отрезок.
-Прочитайте определение длины ломаной.
-Как найти длину ломаной? (Нужно сложить числа, которые показывают длину частей ломаной)
-Найдите длину ломаной. 3+7+4+1=15
Физминутка- Предлагаю сконструировать «живую ломаную линию». 1 ряд - у доски, 2 ряд – в проходе между рядами, 3 ряд около ковра.
- Кто сейчас изображает конец ломаной линии? (Поднимают руки крайние дети)
- Сколько концов у каждой ломаной линии? (2)
-Сколько звеньев у ваших ломаных?
-А теперь попрошу ломаную у доски взяться за руки. Какая ломаная получилась?
-Замкнутая. Сели на места.
СЛАЙД №2
- Можем ли мы эти линии назвать ломаными? (Да)
- Чем они отличаются от предыдущих? (Это замкнутые ломаные)
-Какие фигуры образуют замкнутые ломаные? (Многоугольники)
- Мы можем найти длины этих ломаных? Что нужно для этого сделать?
(Измерить длины каждого звена и найти сумму длин всех звеньев ломаной)
Самостоятельно найдите длину ломаной, запишите данные .- Что же надо сделать, чтобы найти длину ломаной? (Нужно найти сумму длин ее звеньев)
(Ответы детей. Называют сумму длин сторон многоугольников) Вычислительный тренинг
-Посмотрите внимательно и выбирите себе те примеры с которыми вы справитесь быстро и без ошибок.
5+6+4=15
5+5+5+5=20
2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=20
11+11+13+13+2=50
- Замкнутые ломаные образуют многоугольники. Находя длину замкнутой ломаной, вы находили сумму длин сторон многоугольника – периметр.
-Прочитайте правило в учебнике, что такое периметр?
СЛАЙД №3
Знакомство с понятием «единичный квадрат»
-Давайте рассмотрим данные фигуры. Что интересного вы в них заметили?
(Они раскрашены внутри и поделены на единичные квадраты.)
-То, что находится внутри и будет площадь.
Давайте прочитаем понятие о площади в книге. И найдем площадь нарисованных фигур.
S=12 ед. кв.
S=17 ед.кв.
S=16 ед.кв.
СЛАЙД №4
Необязательно каждый раз расчерчивать фигуры на ед. квадраты, можно записать цифрами, сколько ед. квадратов умещается в фигуре.
-Как найти площадь составленных фигур?
(Нужно сложить числа, которые показывают площади частей фигур)
-Чтобы найти целое, нужно сложить части.
Вычислительный тренинг
S=14+25=39
S=12+18=30
S=6+8+4=18
Физминутка для глаз.
-Чем различаются данные фигуры? (квадрат и куб)
(одна плоская, другая объёмная)
-С помощью таких единичных кубиков можно измерить объем фигур.
СЛАЙД №5
-Давайте найдем объем первой фигуры
6+6=12
-А как быть со второй фигурой ведь там есть невидимые кубики?
(Поскольку есть два слоя кубиков (передний и задний) одинаковых, можно составить сумму 7+7=14Вычислительный тренинг.
Учащиеся вычисляют объемы фигур.
12+12=24
12+6=18
16+12+2=30
5.Интелектуальное задание
СЛАЙД №7
-Ознакомьтесь с задачей .а ) Ск. метров проходит Коля от дома до школы?
Это можно сделать последовательным сложением или группируя слагаемые.
11+20=31 31+15=46 46+13=59
Ответ: 59 метров
б ) Какова длина дорожки через сквер?
Участки дороги длиной 11 и 13 м остаются неизменными. Значит, дорожка через сквер короче на 10 м
20+15=35 35-10=25
Ответ: 25 метров.
7 этап. Подведение итогов. Рефлексия деятельнос-ти- Предлагаю подвести итог.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Она достигнута?
- Чему вы научились на уроке?
– Над чем еще нужно поработать?
-Спросите у соседа, как он оценивает вашу работу на уроке.
- Какое настроение осталось у вас после урока? Почему? А у меня… Показ «личика».
8. Домашнее задание
Тетрадь №1,2 стр. 12