Конспект урока математики на тему Увеличить, уменьшить


Цели: Познакомить с понятиями "увеличить", "уменьшить".
Задачи:
Закрепить знания связи: если прибавить число, то результат увеличится на то же число, если вычесть число, то результат уменьшится на то же число.
Воспитывать интерес к математике; уверенность в себе, объективность в самооценке.
Оборудование: учебники, математический набор, таблицы, изображения диких животных, музыкальное оформление
Ход урока
На доске: Урок-путешествие: "В лес за знаниями".
Организационный момент:
- Ребята, как вы помните, у нас идет декада математики, и сегодня к нам на урок пришла, наш завуч ЛМ, посмотреть, чему вы научились, как вы умеете отвечать, думать, считать.
2. Сообщение темы и целей урока.
(Звучит музыка леса.) (слайд1)
- Где можно услышать такую удивительную музыку?
(В лесу, роще, на полянке.)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие "В лес за знаниями". А пойдем мы в лес РБ, где живут разные звери….. слайд 2, 3
- кто из вас знает правила поведения в лесу? ….
- А сейчас в путь. Желаю вам справиться со всеми заданиями, которые встретятся вам на пути, пополнить багаж знаниями и получить массу положительных эмоций.
3. Устный счет.
1) Задание на смекалку. Слайд 4
- Посмотрите: перед нами три дорожки. Давайте вспомним: как называются такие линии?
На доске рисунок:

(Ломаная, прямая, кривая.)
- Как вы думаете, по какой дорожке нам надо пойти, чтобы наш путь был самый короткий, чтобы быстрее добраться до леса?
(По прямой) слайд 5
- Итак, идем по прямой дорожке, преодолевая препятствия
2) Задания, предлагаемые для выполнения:
А)На экране: слайд 7
* 8 * * 5 3 * *
- Посмотрите на ряд чисел.
- Что можете сказать?
(Некоторые цифры спрятались)
- Какие цифры спрятались?
(9,7,6,2,1) слайд 8
- Кто догадался, как расположены числа в ряду? Докажите. Слайд 9
(В обратном порядке потому, что числа расположены от большего к меньшему)
- Что еще заметили?
(Пропущена карточка с числом 4.) слайд 10
Б) Игра " Пятый лишний".
На доске изображения животных: ежик, лиса, заяц, собака, медведь. слайд 11
- Назовите животных. Что заметили?
(Пять изображений животных. Из них изображение собаки будет " лишним", потому, что собака домашнее животное, остальные - дикие животные.)Д) Задача на смекалку. слайд 15
"На дереве сидели 7 птиц. Все, кроме 2 птиц, улетели. Сколько птиц осталось на дереве?"
(Остались две птицы.) слайд 16
Подведение итогов устного счета:
- Молодцы! С работой справились хорошо. Вот и добрались до леса. слайд 17
4. Физминутка.
- А сейчас привал. Давайте отдохнем.
- все дружненько встанем и разомнемся
Гимнастика для глаз.
Используется тренажёр "Гимнастика для глаз".
Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась.Раз - росой она умылась.Два - изящно покружилась.Три - нагнулась и присела.На четыре - улетела.
- Лес этот волшебный. Чтобы войти в него, Надо знать пароль - правильно прочитать выражения и решить их: слайд 18
2+3= 6-2=
(Аналогично со вторым выражением.) слайд 19
- Пароль назвали верно. Отправляемся в лес!
- Вот и попали мы в сказочный лес.Лес этот полон прекрасных чудес.
6. Работа по теме.
1) Работа с геометрическим материалом.
- А вот и первый житель леса.
(На сосне белка.) слайд 20
- Белка здесь живет ручная, Да затейница какая !Белка песенки поетДа орешки все грызет.А орешки не простые,Все скорлупки золотые.
Из какой сказки слова?
(сказка о царе Салтане. А.С.Пушкин) И что же предлагает нам эта затейница?
- Давайте посчитаем, сколько шишек было у белки.
(7 шишек.) слайд 21
- Положите столько кругов, сколько шишек у белки.
- Добавьте еще 3 кружка. Сколько стало?
(10 кружков.) слайд 22
- Увеличилось или уменьшилось количество кружков?
(Увеличилось )- Как записать?
(На доске ученик делает запись: 7+3=9) слайд 23, 24
- На сколько увеличилось количество кругов?
(На один кружок.)
прочитать вслух слайд 26
- Сколько кругов у вас на парте?
(Десять кругов.)
Вопрос для самого умного и внимательного ученика: что мы сегодня будем изучать на уроке?
Об увеличении и уменьшении числа.
- Уберите один кружок. Сколько осталось?
(Девять кругов.)
- Увеличилось или уменьшилось количество кругов?
(Уменьшилось)
- Как записать?
(10-1=9 )- Прочитайте по-разному.
Вывод: если мы прибавляем к числу число –то оно увеличивается, если убираем число (вычитаем), число уменьшается хором повторить
Молодцы ребята, вы выполнили все задания белочки.
Физминутка- устали? Хотите отдохнуть? Давайте вместе!
Раз - согнуться, разогнуться,Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь - лень отбросим.7. Закрепление.
- А вот еще один житель леса.
( Изображение медведя.) слайд 27
- Медвежонок предлагает нам поработать в тетрадях по заданиям.
1) Работа в тетрадях (страница 25 ).
- Откройте тетради на странице 25 .
- Посмотрите на 3 задание
2) Решение выражений с использованием слов "увеличить", "уменьшить". (приготовить карточки с примерами)
- а сейчас мы с вами порешаем примеры в группах, которые даны вам на карточках
- С Мишкиными заданиями справились. Молодцы!9. Закрепление изученного.
- Гуляли мы по лесу и заблудились. Чтобы найти дорогу домой, давайте воспользуемся картой. Она поможет нам выйти из леса. (увеличить, уменьшить)
На доске:

- Давайте решим эти выражения и узнаем, сможем ли мы выйти из леса. (слайд28)
(Дети решают и показывают результат математическими наборами.)
- Нашли выход? Молодцы! А теперь подведем итоги.
10. Итоги:
что нового вы узнали на уроке? С какими математическими понятиями познакомились?
Что значит увеличить? (прибавить)
Что значит уменьшить (вычесть)
- а как вы думаете, кто сегодня был самым активным на уроке?
- а что вы почувствовали на уроке?