Сантиметр. Увеличить на …, уменьшить на …Число и цифра 0. Свойства 0. – 6 часов


УМК «Школа России»
«Математика»
1 класс I полугодие
Технологическая карта № 5
Тема (название и кол-во часов) Сантиметр. Увеличить на …, уменьшить на …Число и цифра 0. Свойства 0. – 6 часов
Цель изучения темы познакомить с числом 0, рассмотреть особенности числа 0, выделить свойства нуля;
учить находить значения выражений, где в слагаемом или вычитаемом нуль;
познакомить с единицей измерения длины – сантиметр;
учить пользоваться понятиями «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений.
Термины и понятия «единица измерения длины – сантиметр», «число 0», «увеличить на… уменьшить на ….», «свойства нуля».Информационно - образовательная среда
Учебно-методическое сопровождение Дидактические материалы ИКТ, ЦОР Межпредметные связи
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч.1 ч. (стр.66-78)
Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр.24-28)
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.19)
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс (стр. 54-59) Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс (стр.16-19)
М.И.Моро Математика: Наглядное пособие. 1 класс. Таблицы: 1. Единицы длины: сантиметр.
Т.Б.Бука Математика: Наглядное пособие. Числа от 1 до 10. Таблицы: 1. Числа от 1 до 10. 2. Числа в жизни. 3. Шесть. 4. Семь. 5. Восемь. 6. Девять. 7. Десять.
Разрезной счетный материал.
Наборы предметных картинок, печатные цифры и знаки +,˗, = <, > (находятся в карманах кассы).
Наборное полотно. Магнитная доска.
Набор карточек с числовыми фигурами, иллюстрирующими числа 1 –10.
Набор геометрических фигур различных видов и разного цвета.
Таблица «Числовая лесенка».
Набор карточек с числовыми фигурами и цифрами для проведения игры «Математическое домино». Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Нумерация»: «Повторяем числа от 1 до 10». «Длина отрезка. Сантиметр. Измерение отрезка». «Число 0. Действия с числом 0».
Технология (названия предметов для труда: отвёртка, гайка). Окружающий мир (названия цветов, фруктов), литературное чтение (сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок»)
Планируемые результаты изучения темы
Предметные Метапредметные Личностные
Ученик научится:
Пользоваться единицей измерения длины - сантиметром.
Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах.
Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах).
Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений.
Распознавать число 0. Обозначать на письме число 0. Определять и называть свойства нуля.
Понимать и пользоваться понятиями «длиннее», «короче».
Чертить линии: кривую, прямую, ломаную с помощью линейки.
Находить вершины ломаной, измерять звенья ломаной.
Находить значения выражений, где в слагаемом или вычитаемом нуль.
Составлять математический рассказ с использованием данных и составлять выражения по получившемуся тексту.
Ученик научится:
Познавательные УУД
устанавливать закономерности следования объектов, чисел от 1 до 10;
сравнивать предметы по количеству, длине;
сравнивать математические выражения;
классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку.
Ученик получит возможность научиться:
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
применять полученные знания и способы действий в измененных условиях;
объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме.
Регулятивные УУД
понимать и принимать учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним;
совместно выделять критерии оценки и оценивать результат работы.
Ученик получит возможность научиться:
понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.
Коммуникативные УУД
строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний;
задавать вопросы;
работать в паре;
учитывать разные мнения,
договариваться и приходить к общему решению.
Ученик получит возможность научиться:
применять математические знания и математическую терминологию («много», «один», «число», «цифра», знаки «-, +, =», «длиннее», «короче», «одинаковые по длине») при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
совместно со сверстниками ставить задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
слушать партнёра по общению (деятельности);
аргументированно выражать свое мнение. Ученик получит возможность формирования:
Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика).
Положительного отношения к математике как предмету изучения.
Учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.
Осознания себя частью (членом) классного коллектива.
Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом.
Способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности.
Этапы изучения темы
Содержание Кол-во часов Виды деятельности учащихся Достижения учащихся Диагностика достижений
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.
Увеличить на …, уменьшить на …
Число и цифра 0. Свойства 0. Знакомство с единицей измерения длины – сантиметр, инструментом для измерения длины – линейкой. Составление и запись выражений, используя слова «увеличить на… уменьшить на…». Знакомство с числом 0. Составление выражений, результатом которых будет являться число 0. Письмо цифры 0. Определение свойств нуля. 4 Фронтальная работа.
Ставят учебные задачи, используя целевые установки учебника (У – с. 66, 68).
Определяют длину предметов (отвёртки и гайки), используя в качестве единицы измерения – тетрадную клетку.
Отвечают на вопрос учителя, как измерить длину этих предметов если под рукой нет тетрадного листа?» Знакомятся с инструментом измерения «линейкой», рассматривают деления на линейке. Определяют, какие деления равны 1 см (У - с. 66).
Индивидуальная работа
Выполняют практическую работу по измерению длин предметов в сантиметрах (У - с. 66).
Работают с разрезным дидактическим материалом, составляют фигуры по заданному образцу (У - с. 67).
Фронтальная работа
Анализируют равенства и неравенства, используя понятия «увеличить на …, уменьшить на …» (У – с.68)
Составляют и записывают равенства и неравенства (У – с.68-69). Определяют, какие выражения будут соответствовать фразам «увеличить на… уменьшить на..»
Сравнивают длины отрезков.
Знакомятся с задачами. Моделируют схему решения из кругов и квадратов, изображая действие объединения предметов дугой, удаления части предметов – зачёркиванием (У – с.69).
Составляют математический рассказ по рисункам. Составляют верные равенства(У – с.69).
Фронтальная работа
Выявляют соответствие между словом «нисколько» и числом 0. Выделяют свойства нуля в коллективном обсуждении.
Определяют место числа 0 в последовательности чисел до 10 (У – с.70).
Индивидуальная работа.
Учатся писать цифру 0 по показу и устному объяснению учителя с последующим комментированием. (У - с. 70). Записывают числовую последовательность от 0 до 10.
Фронтальная работа
Составляют математический рассказ по рисунку.
Анализируют и записывают равенства и неравенства (У - с. 71).
Работа в парахВыполняют задание с карточками на состав чисел 9, 5, 6, 7 (У - с. 71 на полях).
Фронтальная работа
Игра «Круговые примеры»
Находят значения выражений, где в разности нуль (У - с. 71).
Фронтальная работа
Ставят учебные задачи, используя целевые установки учебника (У – с. 72).
Сопоставляют рисунки с записями математических выражений, делают вывод (У – с. 72).
Составляют и записывают равенства, содержащие в записи 0.
Называют числа в порядке уменьшения.
Определяют длины отрезков, пользуясь единицей измерения – сантиметр, сравнивают их, составляют неравенства (У – с. 72).
Моделируют схему решения задач из кругов, изображая действие объединения предметов дугой, удаления части предметов – зачёркиванием (У – с. 73).
Работа в парахУстно решают примеры.
Сравнивают ряды фигур (У – с. 73). Умеют измерять предмет в сантиметрах. Умеют чертить отрезок по заданной длине. Умеют записывать и читать выражения с использованием фраз «увеличить на… уменьшить на…». Знают число 0. Умеют писать цифру 0. Знают свойства нуля. Измерьте длину ручки соседа. Запиши, чему равна длина в сантиметрах. Запиши примеры и реши их: 5 увеличить на 2, 6 уменьшить на 3. Запишите примеры, решением которых будет число 0.
Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР – с.16, 17)
Комплексное применение знаний и способов действий
«Страничка для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера.
Работа с заданиями рубрики «Странички для любознательных» на с 74-75 учебника. Работа с заданиями в рабочей тетради на с. 24-28. 1 Фронтальная работа.
Формулируют высказывания по заданию учебника, содержащие логические связки «все», «если …, то …» (У - с. 74).
Индивидуальная работа.
Составляют графический рисунок по заданию с последующим комментированием.
Решают логическую задачу (У - с. 74).
Работа в паре.
Определяют закономерности построения таблиц.
Выполняют задание «Вычислительная машина», определяют, как работает оператор, выполняющий арифметические действия «сложение» и «вычитание», подбирают числа.Обсуждают предположения, доказывают выбор ответа.
(У - с. 75). Строит высказывания по заданию учебника, содержащие логические связки «все», «если …, то …». Сравнивает группы фигур. Рисует узор по заданному правилу. Работает с логическими задачами. Анализирует результаты работы, делает вывод.
Обобщение и систематизация знаний и способов действий Работа с заданиями учебника из рубрики «Что узнали. Чему научились.» на с. 76-77 1 Работа в паре.
Определяют примеры с ответом 4 и 5. (У - с. 76).
Играют в математические игры «Лесенка», «Найди моё место», «Цепочка», «Круговые примеры». Работа с разрезным материалом из Приложения к учебнику (У - с. 77).
Работают с составом чисел до 10.
Выполняют задания на подбор монет (У - с. 78).
Работают с равенствами и неравенствами (У - с. 78).
Сопоставляют полученные знания с целевыми установками изучения темы.
Отвечают на вопросы «Что узнали? Чему научились?»
Выясняют, с какими трудностями столкнулись во время работы, с какими заданиями справились быстро и легко. Отвечают на вопросы: «Какие задания вызвали затруднения во время проверочной работы?»,
«С какими заданиями ты справился?»
«Почему тебе удалось/не удалось выполнить все задания?». Решает примеры и задачи в пределах 10. Сравнивает многоугольники, определяет лишнюю фигуру. Чертит геометрическую фигуру по заданию. Выбирает знаки сравнения для математических выражений. Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР – с.18, 19)
Коррекция знаний и способов действий На уроках закрепления нумерации следует уделять внимание счёту предметов с помощью порядковых числительных и называнию чисел с любого числа в прямом и обратном порядке. Важно, чтобы дети, выполняя действия с предметами, прибавляли или вычитали по одному. На данных уроках рекомендуется использовать электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Нумерация»: «Повторяем числа от 1 до 10». «Длина отрезка. Сантиметр. Измерение отрезка». «Число 0. Действия с числом 0» .
III. Рефлексия педагогической деятельности