Педагогический проект Алтайские народные сказки


МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»
Структурное подразделение детский сад «Куничек»
Педагогический проект
«Алтайские народные сказки»
Разработала:
Воспитатель: Тихонова А.А.
2016г
с. Кош-Агач
Как и многие малые народы, алтайцы, живущие на юге западной Сибири в горах междуречья Бии и Катуни, имели богатую традицию устной поэзии. Мифы и легенды, героический эпос, сказки, загадки, пословицы и поговорки передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Проект: « Алтайские народные сказки».
Проект  познавательный, творческий.
Участники проекта: дети 4-6 лет, педагоги, родители воспитанников.
Объект: развитие познавательной деятельности у детей младшего дошкольного  возраста.
Предмет: формирование познавательного интереса к алтайским народным сказкам.
Продолжительность: краткосрочный (4 недели)
Цель проекта:
Познакомить детей с алтайскими народными сказками, прививать любовь и интерес к алтайскому народному творчеству.
 Задачи:
— формировать у детей знания об алтайских народных сказках.
— прививать любовь к книге.
— развивать речь, активизировать словарный запас.
— развивать творчество, фантазию, воображение.
— укреплять взаимоотношения с родителями.
Актуальность данного проекта заключается в следующем:
— Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
— Народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
— Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того — ее условность, хорошо усваивается ребенком.
— Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально — чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший.  И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что — то хорошее.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
— формулировка цели и задач проекта;
— составление плана реализации проекта «Алтайские народные сказки»;
— чтение алтайских народных сказок дома и в саду;
— рассматривание иллюстраций к алтайским сказкам.
Основной:
— знакомство с алтайскими народными сказками в группе и дома;
— просмотр мультфильма «Теертпек» на алтайском языке;
— чтение сказки «Теертпек», «Ырысту», «Страшный гость», «Сто умов»;
— инсценирование сказки «Теертпек» с использованием различных видов  театров
— дидактические игры;
— рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;
— загадывание загадок по сказкам;
— рассматривание альбомов сказок, потешек;
— подвижные игры;
— раскрашивание персонажей сказок;
— выполнение совместной аппликации по сказке «Теертпек»;
— выполнение совместной лепки персонажей сказок;
— рассказывание сказки с помощью магнитного театра;
— выставка книг по алтайским народным сказкам;
— фотовыставка.
Заключительный:
— выставка поделок «Мой любимый герой»;
— альбомы сказок, сочиненных детьми вместе с родителями;
— выставки книг, аппликации, макета;
— фотовыставка;
— изготовление альбомов, дидактических игр, театров;
— составление различных гимнастик, утренней разминки.
Работу над проектом  мы начали с составления плана реализации проекта «Алтайские народные сказки».
Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. К.Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому мы знакомили детей с алтайскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы.
Наше знакомство со сказками так же проходило через их драматизацию с использованием разных видов театров: «Настольный театр», «Театр — телевизор», «Театр шапочек», «Театр живой руки».
С целью закрепления знаний об алтайских народных сказках используем дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», Назови сказку». Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение.
В самостоятельной и совместной деятельности воспитателей с детьми рассматривали альбомы «Русские народные сказки» «Алтайские народные сказки»(в рисунках детей и родителей), «Потешки» (в рисунках детей и родителей), «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам).
Дети активное участие принимают в подвижных играх: «У медведя во бору», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц». В организации игр используем шапочки для героев.
В реализации проекта использовали различные виды гимнастик:
— дыхание является главнейшим источником жизни. При достаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода;
— артикуляционная гимнастика способствует выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Использовали «Сказку про язычок»;
— пальчиковые игры, физкультурные минутки — развивают речь, память, внимание.
Вместе с детьми создали коллективную аппликацию по алтайской народной сказке «Теертпек».
Данная деятельность способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и воспитателей нашей группы.
В самостоятельной деятельности:
—  дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
— играли в игру «Волшебные сказки»; составляли сказки с помощью пазлов, кубиков;
— строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказок.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомятся с окружающим миром.
С помощью воспитателей учились рассказывать сказки, используя схемы «Расскажи сказку».
Провели выставку домашних книг и книг детского сада по алтайским народным сказкам с участием родителей.
Инсценировали сказку «Теертпек» с музыкальным сопровождением. Музыкальные инструменты для сопровождения героев сказки подбирали вместе с детьми. Игры такого характера помогают вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса, мимику.
В фотовыставке «Дети и сказки» представлен наглядно весь материал по проекту «Алтайские народные сказки». Через фотовыставку родители познакомились с деятельностью воспитателей и детей по реализации проекта.
В проекте принимали участие все дети группы. Дети узнали об алтайских народных сказках. У детей расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.
Литература:
Торбоков Т.Т. «Сказки Алтая», лит.-изд. дом «Алтын Туу», 2009г;
Тепуков К.Т. журнал «Солоны»;
Алтайская народная сказка «Теертпек», 1996г.;
Детский журнал «Азатпай» 2015г
Детский сайт:
http://azatpai.ru/