Календарно-тематическое планирование по факультативу занимательная грамматика 4 класс


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Дата проведения Название раздела, тема урока Кол-во часов Оборудование Основные виды учебной деятельности Требования к результату Виды контроля Доплит-раплан факт Личностные МетапредметныеПредметные 1 четверть – 9 часов
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
1 Что такое орфоэпия? 1 компьютер Самостояте-льная работа Осознавать русский язык как явление культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного
Выделять отличительные признаки устной и письменной речи
В.В.Волина «Знимательная гаммаимка2 Что такое фонография или звукозапись? 1 карточки с заданиями.играмитворческая работа Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения различать изученные орфограммы,
находить слова с нужными орфограм-мами3 Звуки не буквы! 4 Звучащая строка. 1 компьютер Творческая работа Стремиться к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников
Ориентироваться в таблицах и схемах, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять взаимоконтроль Систематизировать сведения о языке и речи, объяснять понятие «подлежащее», «сказуемое»
5 Банты и шарфы. 1 компьютер Работа в группах Осознавать речевую культуру как часть общей культуры личности Анализировать языковый материал, выделять существенное, использовать языковой и речевой
Опыт при выполнении учебных задач Уметь выделять однородные члены в предложениях 6 «Пигмалион» учит орфоэпии. 1 компьютер Самостояте-льная работа Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа Анализировать и классифицировать языковой материал, удерживать цель и задачи учебной деятельности, осуществлять само- и взаимоконтроль Классифицировать части речи
С.Маршак «Весёлая азбука»кнж.изд.1991
7 Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.. 1 компьютер Самостояте-льная работа Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа Анализировать и классифицировать языковой материал, удерживать цель и задачи учебной деятельности, осуществлять само- и взаимоконтроль Классифицировать части речи
С.Маршак «Весёлая азбука»кнж.изд.1991
Лексикология (27 часов) 8 Имена вещей 1 компьютер Самостояте-льная работа Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать языковой материал, делать вывод, высказывать свое мнение на заданную
тему Обозначать падежи в существительных и прилагательных, 9 О словарях энциклопедических и лингвистических. 1 компьютер Самостояте-льная работа Осознавать русский язык как явление культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества Отбирать материал в соответствии с учебной задачей, объяснять позицию автора, аргументировать свое мнение Грамотно записывать имена собственные, различать слова по нескольким значениям 2 четверть – 7 часов
10 В царстве смыслов много дорог. 1 компьютер Самостояте-льная работа Осознавать практическую значимость изучения русского языка Использовать изученные знания, способы действий при выполнении учебных заданий, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки
Применять алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самокон-трольигра 1.Граник Г. Г., Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
11 Как и почему появляются новые слова? 1 компьютер Самостояте-льная работа Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии 12 Многозначность слова. 1 компьютер Самостояте-льная работа Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему
Читать таблицу: осознавать содержание граф, устанавливать общее и различие, трансформировать информацию граф в словесный текст (по строкам, по всей таблице). Наводить справки в толковых словарях и справочниках
Ориентироваться в лексических значениях слов, подбирать однокоренные слова, систематизировать части речи по смысловой нагрузке 13 «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. 1 компьютер Самостояте-льная работа Осознавать практическую значимость изучения русского языка Ориентироваться в схемах, анализировать, сравнивать и классифицировать и моделировать языковой материал, следовать плану учебной деятельности, проводить аналогии
Рассказывать о значимых частях речи, подбирать слова под схемы, использовать памятку для выполнения учебной задачи
викторина 14 Об одном и том же- разными словами. 1 компьютер Самостояте-льная работа Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Корректно строить высказывание, аргументировать свою позицию, обобщать и делать выводы Устанавливать аналогии между частями речи
15 Как возникают названия. 1 компьютер Творческая работа Применять правила делового сотрудничества Читать текст с пониманием отношения автора к описываемому, анализировать и синтезировать языковой и речевой материал, устранять помехи в понимании текста, корректно строить высказывания Устанавливать правильно
словарные слова 16 Слова – антиподы. 1 компьютер Самостояте-льная работа Осознавать трудность предлагаемого задания Контролировать грамотность записей как в процессе письма, так и после его завершения. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника Решать орфографические задачи, использовать алгоритм подготовки к письму по памяти, определять части речи 16 3 четверть -10 часов
17 Фразеологические обороты. 1 компьютер Самостояте-льная работа Осознавать практическую значимость изучения русского языка Осуществлять промежуточный и итоговый самоконтроль, оценивать результаты Решать орфографические задачи в назначениях местоимений 1.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
18 Словари «чужих» слов. 1 компьютер Работа в группах Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать языковой материал, планировать деятельность, пользоваться памяткой, действовать по алгоритму, осуществлять промежуточный и итоговый самоконтроль выбирать в тексте ключевые слова, глаголы и определять орфограммамыигра 19 Капитан и капуста. 1 компьютер Самостояте-льная работа Ориентироваться на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материал Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изме-
нения 20 «Он весь свободы торжество». 1 компьютер Самостояте-льная работа Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Анализировать, выделять существенные признаки, учитывать ориентиры при создании авторского продукта, осуществлять самоконтроль и самопроверку Анализировать готовый речевой материал – авторский текст, обсуждать личное впечатление, составлять собственный текст по с использованием глаголов 21 Мы говорим его стихами. 1 компьютер Творческая работа Осознавать практическую значимость изучения русского языка Использовать знаково-символьное моделирование, отбирать речевой материал в соответствии с речевой задачей, строить письменное высказывание с соблюдением норм Различать основные структурные единицы языка, иметь представление о многозначных
словах1.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
22 Слова, придуманные писателями. 1 компьютер Самостояте-льная работа Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Анализировать речевой и языковой материал, отбирать материал в соответствии с задачей, организовывать коммуникацию в паре Рассказывать о роли слов в речи, подбирать слова, употреблять не с глаголами 23 Слова уходящие и слова – новички. 1 компьютер Работа в группах Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа Анализировать языковой материал, использовать знаково-символическое моделирование, аргументировать свою позицию Рассказывать о строении словосочетания, различать глаголы - исключения 24 Словарь языка Пушкина. 1 компьютер Самостояте-льная работа Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего
народа Анализировать языковой материал, систематизировать и обобщать информацию, распределять обязанности в паре, организовывать взаимодействие Узнавать часть речи по существенным признакам, описывать части речи по плану, подбирать словосочетания по схеме, образовывать формы множественного числа глаголов игра 25 Смуглая Чернавка. 1 компьютер Работа в группах Осознавать практическую значимость изучения русского языка Анализировать, систематизировать и классифицировать языковой материал, осознавать границы незнания, объяснять причины затруднений Узнавать часть речи по существенным признакам, описывать части речи по плану, подбирать словосочетания по схеме, образовывать формы множественного числа глаголов 26 Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. 1 компьютер Творческая работа Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа Анализировать и систематизировать языковой материал, наблюдать и делать выводы Определять и находить наречия по поставлен-ным вопросам 27 Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». 1 компьютер Самостояте-льная работа Применять правила делового сотрудничества Анализировать, сравнивать, делать выводы, обозначать границы незнания, искать способы решения проблемы, организовывать продуктивное взаимодействие в паре Записывать наречия и объяснять свои действия 27 4 четверть – 8 часов28 Какой словарь поможет избежать ошибок? 1 компьютер Самостояте-льная работа Применять правила делового сотрудничества Анализировать, сравнивать, делать выводы, обозначать границы незнания, искать способы решения проблемы, организовывать продуктивное взаимодействие в паре Записывать Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы и объяснять свои действия викторина 29 Словарь- грамотей. 1 компьютер Самостояте-льная работа Применять правила делового сотрудничества Анализировать, сравнивать, делать выводы, обозначать границы незнания, искать способы решения проблемы, организовывать продуктивное взаимодействие в паре Записывать Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы и объяснять свои действия 1.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
30 Научная этимология. 1 компьютер Самостояте-льная работа Осознавать трудность предлагаемого задания Анализировать, систематизировать, применять изученные алгоритмы действий Применять изученные правила в частях речи в самостоятельной работе 31 Какие бывают имена? 1 компьютер Самостояте-льная работа Осознавать трудность предлагаемого задания Анализировать, систематизировать, применять изученные алгоритмы действий Применять изученные правила в Применять изученные правила в частях речи в самостоятельной работе 32 Древнерусские имена. 1 компьютер Работа в группах Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему Использовать знаково-символическое моделирование, прогнозировать значение, устанавливать смысловые аналогии Иметь представления об однокоренных словах. 33 Отчество и фамилия. 1 компьютер беседа Осознавать практическую значимость изучения русского языка Использовать знаково-символическое моделирование, прогнозировать значение, устанавливать смысловые аналогии Иметь представления об однокоренных словах. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
34 Надо ли останавливаться перед зеброй? 1 беседа Осознавать практическую значимость зебры Использовать знаково-символическое моделирование, прогнозировать значение, устанавливать смысловые аналогии Иметь представления о зебре. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.