Урок по окружающему миру по теме Лес и человек


Урок окружающего мира
Тема: Лес и человек.
Цели: 1. Образовательные:
а) на основе сравнения с природой тундры проанализировать природу лесной полосы, времена года, растительность;
б) познакомить, как изменилась и продолжает меняться природа под влиянием человека, что нужно делать для её охраны;
в) углубить знания детей об особенностях изучаемой зоны (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе).
2. Воспитательные:
а) воспитывать любовь к природе, ко всему живому;
б) дисциплину, культуру общения.
3. Развивающие:
а) развивать интерес к предмету, кругозор учащихся;
б) умение работать с книгой.
Перечень материалов: карта природных зон, слайды, альбом «Правила поведения в природе», Красная книга.
Ход урока.
|. Организационная часть.
||. Вступительное слово учителя.
У: - Шёл человек по лесу – видит, на дереве белка. Поздоровался с ней и пошёл дальше. На кустике заметил синичку и с ней поговорил человек. Потом поговорил с лягушкой, ящерицей, муравьём… Стоп! Вы скажете, что такое бывает только в сказках, потому что животные не могут разговаривать. А если и разговаривают друг с другом, то человек не понимает их. А вот научились, понимают, правда, не все люди. Понимают язык животных учёные, специально занимающиеся этими вопросами. Наука о животных называется зоологией. А учёные?
Д: - Зоологи.
У: - Они выделяют несколько групп животных. Вспомним (ответы учащихся).
Насекомые – это животные, у которых 6 ног (три пары).
Рыбы – животные, тело которых покрыто скользкой чешуёй.
Земноводные – животные, у которых кожа голая, нежная (лягушки, жабы).
Пресмыкающиеся – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых – панцирем (змеи, черепахи, крокодилы). Всю жизнь они ползают – «пресмыкаются».
Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.
Звери – животные, тело которых покрыто шерстью.
У: - Молодцы, таков животный мир. Наука о растениях называется ботаникой. А учёные, изучающие растения?
Д: - Ботаники.
У: - Выделяют несколько групп, назовём (ответы учащихся).
Водоросли – жители воды (у них нет известных нам органов).
Мхи – растут во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья.
Папоротники – кроме листьев, ещё есть и корни, и стебли.
Хвойные растения – сосна, ель. Их листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов – шишки, где созревают семена.
Цветковые – растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие органы.
|||. Сообщение темы и целей урока.
У: - Замечательный писатель и большой любитель природы М.М.Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Сегодня мы поговорим о природе, главным компонентом которой является лес.
|\/. Изучение нового материала.
У: - Ребята, а что такое лес?
Д: - Деревья.
У: - Какой же это лес? Тут только одни деревья.
Д: - Ещё это кусты, трава, цветы, грибы.
У: - Но лес гибнет.
Д: - Нет насекомых.
У: - Ну, теперь всё в порядке?
Д: - Нет зверей, птиц.
У: - Вот теперь это настоящий лес, теперь он будет жить. Здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это лес!
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Д: - Лес – наше богатство. Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. Лес – это орехи, ягоды, грибы.
У: - Зона лесов занимает больше половины территории России, которая тянется от западных границ нашей страны на восток до Тихого океана. Наша страна – самая богатая в мире по лесным запасам. К югу от тундры растут леса. Почему?
(работа с картой природных зон, ответы учащихся с показом)
Д: - Солнце выше поднимается над горизонтом, лучи приносят больше тепла. Лето – тёплое и длинное, зима – короче и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста деревьев. Северная часть лесной полосы покрыта хвойными лесами – тайгой. В тайге растут ели, сосны, пихты. На юге зима более тёплая, лето длинное и осадков выпадает больше, вместе с хвойными (елью, пихтой и сосной), растут широколиственные породы деревьев (дуб, липа, клён). Такие леса называют смешанными.
У: - Что можно проследить в лесах?
Д: - В лесах можно проследить ярусное расположение растений: верхний шатёр образуют крупные деревья. Под ними на освещённых местах растут кустарники (смородина, малина, шиповник), ещё ниже – травы, мхи, лишайники.У: - А какова роль леса в природе и жизни людей?
Д: - Леса называют «лёгкими нашей планеты». И не зря. Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Лес очищает воздух и от пыли.
У: - Итак, значение леса?
Д: - Лес – защитник воздуха.
У: - Люди давно заметили: реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Дело в том, что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в реку, «питает её». Если же лес вырублен, вода быстро стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку долго нет притока воды, и она мелеет. Значит…
Д: - Лес – защитник водоёмов.
У: - Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес. Значит…
Д: - Лес – защитник почв.
У: - А для людей?
Д: - Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. Лес – место для отдыха человека.
У: - А сколько грибов, ягод, лекарственных растений!
Д: - Лес – источник ягод, грибов, лекарственных растений.
У: – А главное значение леса?
Д: - Лес – дом для растений, животных.
У: - Правильно ли мы используем леса? Почему люди их вырубают?
Д: - Вырубают из-за древесины.
У: - Значит, лес – это ещё и …?
Д: - Лес – источник древесины.
У: - Из древесины получают строительные материалы, бумагу, искусственные ткани и кожу, фотоплёнку и киноплёнку, лаки, краски и много других необходимых изделий.
(вывод: значение леса)
Лес – это…
Дом для растений и животных. Защитник воздуха, водоёмов, почв.
Место для отдыха человека. Источник древесины.
Источник ягод, грибов, лекарственных растений.
Динамическая пауза:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
У: - Раньше людям казалось – лесов так много, что вырубить их просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! По расчётам учёных на Земле по вине людей может исчезнуть половина лесов, которые есть сейчас. Нужно бережно, по-хозяйски использовать леса, а вырубленные обязательно восстанавливать. А что можно увидеть?
Д: - Много срубленной древесины остаётся в лесу, пропадает без всякой пользы. Не всегда идут в дело и отходы: корни, сучья, ветки.
У: - На стр.107-108 учебника прочитайте, что можно из них получить (идёт самостоятельное чтение, разбор, выслушиваются ответы учащихся)
У: - Где строго запрещается вырубать леса?
Д: - По берегам рек, вокруг городов и вдоль дороги; уничтожать лесные полосы, которые защищают поле от ветров.
У: - Во многих районах лесной полосы остаётся всё меньше лесов. Особенно пострадали кедровые леса. Подсчитано, что за последние 20 лет в Приморском и Хабаровском краях (показ на карте) уничтожена 1/5 часть этих ценнейших и красивейших лесов. Нужно как можно скорее покончить с бесхозяйственностью, которая губит леса. Ребята, а что можете сделать вы, чтобы меньше вырубать деревьев?
Д: - Организовывать сбор макулатуры. Из неё получают часть бумаги и картона.
У: - Да, не забывай: собирая макулатуру, ты помогаешь сохранить лес! Лес – общенародное богатство, его нужно охранять. Особенно опасны в лесу пожары, которые могут принести большой вред. На стр.110 учебника прочитайте, что же зависит от каждого из нас (самостоятельное чтение, беседа по содержанию статьи).
У: - Лес – это дом для растений и животных. Гибнет лес, гибнут и растения, и животные, многие стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красный цвет – запрещающий: стоп, остановись! Книга сама по себе не охраняет, а предупреждает. Ребята, храните Землю со всем на ней живущим.
Д: - Все-все на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мёд и кто делает яд.
У: – А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба? Что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц? Что пчеле, чтобы собрать 100 кг мёда, надо облететь 1000000 цветков? Что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает людей?
Д: - Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
У: - Для сохранения редких видов животных и птиц во всём мире созданы заповедники – участки земли, где вся природа неприкосновенна. Вспомним, в ледяной зоне…
Д: - Заповедник «Остров Врангеля» (показ на карте), одно из мест, где гнездятся красивые и редкие птицы – белые гуси. Из животных под строгой охраной находится овцебык.
У: – В зоне тундры…
Д: – «Таймырский заповедник» (показ на карте): дикие северные олени, краснозобая казарка, сокол-сапсан.
У: - И в лесной зоне тоже есть. Это «Баргузинский заповедник» (показ на карте): соболь, байкальская нерпа-тюлень, летяга и др. Природа просит нас о помощи, умоляет. В стране с каждым годом всё больше требуется добычи нефти и газа. И как безответственно человек относится ко всему живому ради того, чтобы раньше срока выполнить план по добыче.
Д: - Вовсю грохочут буровые, машины с трубами ползут,
А на дорогах – нефть, мазут.
Качая нефть из глубины земли,
Опережая плановые сроки,
Не углядели, не уберегли –
Спустили в реку чёрные потоки.
У: – Нужно принимать меры, чтобы нефть и газ не выбрасывались без пользы на поверхность земли, водоёмов.
Природа умоляет: мы, человек, друзья, а не враги!
Ты свой прогресс всего превыше ценишь.
Но всё-таки и нас побереги,
Ведь нас ничем на свете не заменишь!
(работа по альбому «Правила поведения в природе»)
Д: - Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: “Ты – мой друг!
Спасибо».
\/. Итог.
У: - Давайте делать так, чтобы лес улыбался под солнцем серебряной улыбкой рек, голубой улыбкой лазурного неба. На ветвях кедров бы плясали белки, щебетали птицы. Чтоб лес пел вечную песню жизни. Берегите лес – это благо природное. Этим умножим богатство народное!
\/|. Домашнее задание: на стр. 106-111 выполнить задания, повторив материал учебника. На следующем уроке мы продолжим путешествие по карте природных зон, узнаем много интересного и полезного.
Краткая аннотация: на данном уроке показаны фрагменты, которые помогут привить детям любовь к природе, родному краю, ко всему живому. Наблюдать за природой интересно: происходит много необычного, нужно только уметь увидеть это. Изучение нового материала начинается с вопроса: А что такое лес? Об этом рассказывают дети, опираясь на жизненный опыт. Особое внимание уделяется бережному использованию леса, охране природы, где дети знакомятся с заповедниками.