Урок с применением интерактивной доски SMARTBoard и программного обеспечения SMARTNotebook на тему Марий кочкыш (6 класс)


пояснительная записка
Предмет: Марийский (государственный) язык
Класс: 6
Тема урока: Марий кочкыш
Место темы в учебном плане:  «Мемна ешыште пайрем» блокын 3-шо (кутыраш туныктымо текст дене пашам ыштымаш) урокшо
Программа: 
Цель: «Марий кочкыш» теме почеш кутырымаш навыкым вияҥдымаш.
Планируемые результаты.
   Предметные: 
1.Образовательный: теме дене келшыше у мут-влак, конструкций-влак дене палдараш, нуным ойлымаште, предложенийыште кучылт моштымашым вияҥдаш.
2. Развивающий: марий йÿк-влакым чын каласымашым вияҥдаш, кутырымо, колышт моштымо, сылнын лудмо навыкым вияҥден колтымаш.
3. Воспитывающий: тунемше-влакым кафеште шкем кучен мошташ; марий йылме деке шÿмаҥдаш
   Метапредметные:
Личностный: тунемшым «Марий кочкыш» теме почеш мутланаш кумылжым почмаш; илышыште вашлиялтше проблемым лончылен моштымаш.марий йылмым кумылын тунемаш кумыландаш.
Регулятивный: йолташ-влакын пашаштым да шке пашам аклен моштымаш.
Познавательный: Учебникыште упражнений-влакысе информаций дене пашам ыштен моштымаш. Ешартыш информацийым кучылт моштымаш.
Коммуникативный: Колышт моштымаш, умылымаш навыкым вияҥдаш; икте-весылан йодышым чын шынден да вашмутым чын пуэн моштымаш; тÿшка дене, коктын пашам ыштен моштымаш.
Тип урока: «Мемна ешыште пайрем» блокын 3-шо (кутыраш туныктымо текст дене пашам ыштымаш).
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах и группах.
9.  Способы оценки: листы самоконтроля.
10. Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.
Технологическая карта
Дидактическая структура урока Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) Деятельность учителя Деятельность учеников (познавательная, коммуникативная, регулятивная) Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
I. Организационный этап. Личностные: обеспечить мотивацию изучения нового материала, вызвать интерес к учебной деятельности. Дети проверяют: все ли готово к уроку. II. Проверка домашнего задания. Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формирование умения определять цель и успешность выполнения своего задания.
Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером. Туныктышо сÿрет - влакым (кинде, олма, шöр, шÿр, шоган, пареҥге, кол) очыкта, тунемше- влак лÿмдат. Ответы детей.
Работа с интерактивной доской (совместно)
III. Актуализация знаний, определение темы. Познавательные: формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать.
Регулятивные: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем.
  «Улам мый вучымо уна
Йыргешке ÿстелторыштö.
«Мелнажым коч,- авам шуна, -
Тыгайым от му öрдыжтö».
Г.Ояр
Таче ме урокышто марий калык кочкыш нерген умбакыже ойлаш туналына. Мо нерген, те шке палышаш улыда.
- Почеламутышто могай кочкыш нерген возалтын? – Мелна. Тиде калык кочкыш. Тугеже урокнан темыже «Марий кочкыш». (Тема записывается на доске).
- Какие задачи будем решать на уроке?
- Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи?
- По ходу урока будем оценивать свою работу в листах самооценки (Приложение № 3) Комментарии детей: мелна
Высказывания детей. Рассмотреть фотографии на мультимедиа и назвать предметы, которые они видят.
IV. Этап освоения новых знаний. Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта.
Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.
Личностные: формирование межличностных отношений. - Марий калык кочкыш
- Марий калыкын илышыже мо дене кылдалтын?
- Марий калык кочкыш – тиде мо?
- Шошым марий-влак мом кочкыныт?
- Кол да поҥго шӱрым марий-влак кунам кочкыныт? Шыл шÿрым кунам кочкыныт?
- Марий-влак мом йӧратен кочкыт?
- Йоча-влак, могай шӧр да муно кочкышым паледа?
Кокымшо киндылан мом шотлат? Могай кочкышым ыштат?
- Йоча-влак, пайремлан могай кочкышым ямдыленыт?
- Оръеҥ ватын усталыкшым кузе тергеныт?
- Кочкышым ямдылыме годым марий-влак могай йӧным кучылтыныт?
- Марий калык ко́чкыш-вла́кым ку́што тамле́н онча́ш лие́ш?
Работа с текстом.
Ответы детей.
Чтение текста.
V. Физкультминутка. Регулятивные: умение контролировать действия. Потягивания – руки в стороны.
Потягивания – руки вверх
Машут руками.
Наклоны вперед.
Наклоны вправо-влево, назад-вперед.
Вращение туловищем. VI. Совместное открытие знаний. Познавательная: использование полученных знаний для решения задач творческого характера.
Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  
Коммуникативные: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Мари́й ка́лык ко́чкышым Йошкар-Олаште «Сандал» кафе́ште тамле́н онча́ш лие́ш.
Мутланымаш.- Йоча - влак, те марий кочкыш кафеште лийында? Йошкар - Олаште Пролетарский уремыште «Сандал» лÿман марий кочкыш кафе верланен. Тушко ме тендан дене миен савырнена.
Инсцинировко. Классым икмыняр группылан шелаш. Кажныжлан менюм пуаш. Тунемше - влак кафен унашт лийыт. Официантын мутшым туныктышо лудеш. Тудо уна - влак деч «Мом кочнеда? Мом йÿнеда?» йодеш).
Официантын мутшо:
- Салам лийже! «Сандал» кафеш толмыланда - тау.
- Мом кочнеда?
- Мом йÿнеда?
- Кочкышда перкан лийже!
-Йоча-влак, кö повар лийнеже? Кö официант? А кö кочмывер директор? (Кö ресторанный бизнес дене пашам ыштынеже?) Ответы детей.
Работа по группам.
VII. Обобщение и систематизация знаний. Познавательная: использование полученных знаний для решения поставленной задачи. 
Регулятивные: формирование умения прогнозировать; соотносить, получившийся результат, с правильным ответом, с целью обнаружения ошибок. Работа с интерактивной доской. 
- Слог-влакым ушыза. Расставьте слова под соответствующей картинкой (Приложение № 5). Один будет выполнять задание на интерактивной доске.
Марла кузе йодман, эскерыза да ушеш кодыза. Каждый ребенок работает индивидуально. Один работает на интерактивной доске.
Ответы детей. Расставить слова под соответствующую картинку.
VIII. Домашнее задание. Регулятивные: соотнесение того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. - Дома каждый из вас продолжит работу
Дополнительное задание для любознательных: найти художественные произведения, в которых описываются природные явления. Фиксируют домашнее задание. IX. Подведение итогов. Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию -Марий калык кочкыш - тиде могай кочкыш?
Йоча-влак, таче мом эше уым урокышто пален налда?
Предложенийым ешарыза!
Урокышто мыланем йöсö ыле …
Мый палем…
Что нового вы сегодня узнали?
- На какие вопросы получили ответы?
- Какие остались?
- Где вы сможете найти ответы на эти вопросы?
Дети отвечают на вопросы (фронтальная работа).
Анализ листов самооценки.
Оценивают каждого.