Логопедическое занятие для 1 класса «Неречевые звуки»


ТЕМА: Неречевые звуки.
Цели:
дать понятие о неречевых звуках;
развитие слуховой памяти и внимания;
упражнение в узнавании и различении неречевых звуков;
развитие общей и мелкой моторики;
развитие интонационной выразительности;
обогащение словаря по теме «Домашние животные и их детёныши»
закрепление пространственных ориентировок относительно собственного тела);
автоматизация гласных звуков;
Оборудование: колокольчик, погремушка, коробка со спичками, с крупой, другие звучащие предметы, озвученные игрушки, ширма, картинки домашних животных и птиц, магнитофон (или компьютер) для воспроизведения неречевых звуков, аудиозапись «Звуки природы», демонстрационный материал из сказки «Три медведя»; сюжетные картинки.Ход занятия.
1.Орг. момент. Логопед: Ребята, нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим — это звуки. И сегодня мы будем говорить о них. А много ли звуков мы можем различить?
Игра «Звуки школы». Закрыть глаза, прислушаться к звукам, раздающимся из коридора, с улицы и т.д.
2. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек), манипулируя предметами (стучит карандашом об стол, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит
3. Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детёнышей. Логопед, используя ИКТ, воспроизводит звуки, издаваемые домашними животными и их детёнышами. Дети выбирают, показывают и называют нужную картинку.
4.Физ. минутка.
Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребёнка зазвенел колокольчик.
5. Логопед предлагает детям вспомнить сказку «Три медведя» (На доске (возможно применение проектора) иллюстрация из сказки. Затем, используя звук в формате МР3, просит отгадать, кто говорит: Михаил Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).— Кто сидел на моем стуле?
— Кто ел из моей чашки?
— Кто спал в моей постели?
— Кто же был в нашем доме? И т.п.
При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей.
После угадывания логопед просит детей самих произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
6. Логопед шёпотом даёт команды, а дети выполняют их. (закрой глаза, подмигни правым (левым глазом), повернись к тому, кто стоит справа (слева от тебя), назови имя того, кто стоит впереди тебя (сзади), и т.д.
7. Логопед показывает, (использование картинок) а затем просит ребенка воспроизвести с изменением характера, тембра и эмоциональной окраски один и тот же звук.
А — плачет, кричит девочка
А — показывают горло врачу
А — поет певица
А — качаем малыша
А — девочка укололась иголкой
О — удивилась мама
О — стонет бабушка
О — поет певица
О — потягивается папа
О — кричит охотник в лесу
У — гудит пароход
У — звучит дудочка
У — плачет мальчик
8. Физ. Минутка.
9. Упражнение на расслабление.
А теперь садитесь поудобней, закройте глаза и представьте, что вы попали на лесную летнюю полянку. Вы лежите на душистой зелёной траве и наслаждаетесь летним тёплым деньком. Вокруг вас летают разноцветные бабочки, птицы, прыгают кузнечики. Неподалёку течёт ручей. Красота!!! Насладитесь этой чудесной картиной! Ну а теперь пора возвращаться в класс. (Cопровождение упражнения аудиозаписью «Звуки природы»))
Откройте глаза, давайте представим, какие бы мы могли услышать звуки, находясь на самом деле на поляне? (Стрёкот кузнечика, пение птиц, шорох листьев, журчание ручья и т.д.)
10. Итог занятия. Логопед: Давайте дети вспомним, про какие звуки мы сегодня говорили? Дети называют неречевые звуки.