Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 9 класс


Пояснительная записка
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку разработаны для 9 класс.
Цель:
- проверить уровень качественной успеваемости обучающихся 9 класса
- уровень подготовки обучающихся выпускного класса к итоговой аттестации
Содержание контрольно-измерительных материалов по русскому языку:
- входной мониторинг состоит из 24 заданий, 1-23 – тестовые задачи, 24 – сочинение-рассуждение;
Всего баллов – 37. Задания 1-23 – 1 балл. Задание 24(сочинение) 9 баллов. Практическая грамотность – 5 баллов
- текущий мониторинг состоит из 23 заданий; задания 21-23 – тестовые задачи; задание №24
Всего баллов – 36. Задания 1-22 – за правильный ответ 1 балл. Задание 23 – сочинение – 9 баллов. Грамотность – 5 баллов
- итоговый контроль состоит из 25 заданий; задания 1-24 тестовые задачи; задание 25 сочинение-рассуждение
Всего баллов – 38. Задания 1-24 – за правильный ответ 1 балл. Задание 25 – сочинение – 9 баллов. Грамотность – 5 баллов
Продолжительность мониторинга – 120 минут
Вводный мониторинг по русскому языку.
9 класс
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 24.
(1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нем обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)Зовут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает.
(13)В-третьих... (14)Да что там, в-третьих... (15)Всё у этого пса не поймёшь как. (16)Играет с цыплятами... (17)Где это видано: собака играет с цыплятами?! (18)Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. (19)Тоже мне охотник! (20)Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. (21)Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат. (22)А двор я охранять буду?
(23)Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. (24)У соседей загорелся дощатый сарай. (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (27)А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, людей зовёт, потом раз – и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. (28)Тут уж мужики не выдержали, встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. (29)Насмерть перепуганного, угоревшего, но живого. (30)А Борожай мой в дыму, видать, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. (31) Потом, когда огонь потушили, его вытащили.
(32)Странный был пёс! (33)Какая ещё собака в огонь полезет?! (34)Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая брал щенком, мне сказали, что мы имя нечаянно исказили. (35)По-настоящему его звали Поражай. (36)От слова «поражать»! (37)А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. (38)После у нас жили другие собаки. (39)Нормальные. (40)Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
(По М. Лоскутову)*
Ответами к заданиям 1-23 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:«Почему о собаке по кличке Борожай «до сих пор рассказывают в наших местах»?»
1) Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье.
2) Где это видано: собака играет с цыплятами?! Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
3) Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. (21)Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат.
4) А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, людей зовёт, потом раз – и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма… (33)Какая ещё собака в огонь полезет?!
Ответ: ________________________________.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяфразеологизм.
1) Если бы он родился человеком, то о нем обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
Ответ: ________________________________.
3. Из предложений 18-21 выпишите слово, в которомправописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
Ответ: ________________________________.
4.Из предложения 28-31 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
Ответ: ________________________________.
5. Из предложений 18-29 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:«В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Ответ: ________________________________.
6. Замените просторечное слово «драпать» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ________________________________.
7. Сколько словосочетаний со связью управления входит в состав предложения 21.
Ответ: ________________________________.
8. Из предложения 18 выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связипримыкание.
Ответ: ________________________________.
9. Замените словосочетание «дощатый сарай»из предложения 24, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________________________.
10. Из предложения 21 выпишите подлежащее.
Ответ: ________________________________.
11. Из предложения 10 выпишите сказуемое и определите его вид.
Ответ: ________________________________.
12. Выпишите грамматическую основу предложения 31.
Ответ: ________________________________.
13. Среди предложений 35-37 найдите двусоставное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
14. Среди предложений 32-34 найдите односоставное предложение. Напишите номер этого предложения. Определите тип односоставного предложения.
Ответ: ________________________________.
15. Среди предложений 5-8укажитепростое осложнённое предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
16. Среди предложений 19-22 укажите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
17. Укажите, чем осложнено предложение 37.
Ответ: ________________________________.
18. Среди предложений 1 – 7 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
19. Среди предложений 5-9 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Сейчас я понимаю,1 что это был пёс-чудак. Странный,2 необычный и,3 можно сказать,4 выдающийся.
Ответ: ________________________________.
21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения.
Ляжет перед ними,1 щекочет их животики своим мохнатым хвостом,2 те прикрывают глазки,3 сладко жмурятся,4 лапки поднимают и довольно урчат.
Ответ: ________________________________.
22. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении.
Жар,1 дым,2 он,3 бедняга,4 уже не мычит,5 а стонет,6 всем жалко,7 но ведь в огонь не полезешь.
Ответ: ________________________________.
23. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.
Но тогда,1 в детстве,2 его несуразные выходки,3 наивная ребячливость,4 несовместимая с грозным званием сторожевого пса,5 сентиментальность меня порою доводили до бешенства.
24. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Если бы он родился человеком, то о нем обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы к заданиям варианта 1.
Номер задания Ответ
4
2
прикрывают
угоревшего
перепуганного
убегать <или> бежать
5
носится наперегонки
сарай из досок
те
готов был провалиться сквозь землю; именноепотушили, вытащили <или> вытащили, потушили
37
32
58 <или> 85
21
Вводное слово
4
9
34 <или> 43
134 <или> 431
34 <или> 43
12 <или> 21
Всего баллов – 37. Задания 1-23 – 1 балл. Задание 24(сочинение) 9 баллов. Практическая грамотность – 5 баллов
Критерии оценивания задания 23
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на толкование слова-понятия (23) Баллы
К1Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 2
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
Но не прокомментировал его 1
Экзаменуемый дал неверное определение,
Или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0
К2Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,
Или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста 3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0
К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
Но допущена одна логическая ошибка,
и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
Но допущено более одной логической ошибки,
и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0
К4Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
Но допущена одна ошибка в построении текста 1
В работе допущено две и более ошибки в построении текста 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 9
Оценка «2» «3» «4» «5»
Количество баллов 0-7 8-27 28-33 34-37
Вводный мониторинг по русскому языку.
9 класс
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 24.
(1)В Древней Греции было немало замечательных ораторов, но больше всех запомнили Демосфена.
(2)Он родился в 384 г. до н. э. (З)Его отец имел оружейную мастерскую и был богатым человеком. (4)Демосфён рано потерял отца, а опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследство. (5)Юноша решил добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд.
(6)Чтобы добиться успеха в суде, необходимо было основательное знание афинских законов, а главное – умение хорошо и убедительно говорить.
(7)Выступать перед народом Демосфен мечтал ещё мальчиком. (8)Как-то в ранней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. (9)Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. (10)С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.(11)Первое выступление молодого оратора перед народом провалилось: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. (12)Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка 'заикался, картавил, да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.
(13)Вторая его попытка выступить с речью тоже оказалась неудачной. (14)Упав духом, прикрыв от стыда лицо плащом, спешил он домой и сначала даже не заметил, что следом за ним пошёл его друг, известный афинский актёр. (15)Они пошли вместе. (16)Демосфён начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей.
(17)«Всё это так,– отвечал актёр, – но я попробую помочь твоему горю.
(18)Прочти мне какие-нибудь стихи». (19)Демосфён прочёл. (20)Когда он окончил, актёр повторил то же самое, но настолько выразительно, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи, и он понял, как много красоты придаёт речи выразительность, которой ему так не хватало.
(21)Демосфён решил во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи и с удвоенным усердием принялся за работу. (22)По нескольку часов в день он занимался упражнениями, исправляя неясность своего произношения. (23)Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук «р», он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. (24)Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн.
(25)Четыре года молодой человек прилежно учился. (26)Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.
(27)Само имя «Демосфен» обрело нарицательное значение. (28)История жизни Демосфена, упорство, с которым он победил обстоятельства, преодолел, казалось бы, неодолимые препятствия и сумел стать тем, кем стремился, поучительна и для нашего времени.
(По книге М.Н. Ботвинника, М.Б. Рабиновича, Г.А. Стратановского «Жизнеописания знаменитых греков и римлян»)
Ответами к заданиям 1 – 23 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что мешало Демосфену стать хорошим оратором?»
1) Демосфен рано потерял отца, а опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследство.
2) Демосфен не знал афинских законов.
3) Народ не понимал глубокого содержания его речей.
4) Демосфен не владел красноречием, техникой речи и не умел держаться перед публикой.
Ответ: ________________________________.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Юноша решил добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд.
2) С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.
3) Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей.
4) Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.
Ответ: ________________________________.
3. Из предложений 13 – 24 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
Ответ: ________________________________.
4.Из предложения 7-10 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
Ответ: ________________________________.
5. Из предложений 5 – 12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:«В кратком прилагательном пишется столько -Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного».
Ответ: ________________________________.
6. Замените книжное слово«рукоплескать» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ________________________________.
7. Сколько словосочетаний со связью управления входит в состав предложения 5.
Ответ: ________________________________.
8. Из предложения 25 выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связипримыкание.
Ответ: ________________________________.
9. Замените словосочетание «отцовское наследство»из предложения 4, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: __________________________________________.
10. Из предложения 13 выпишите подлежащее.
Ответ: ________________________________.
11. Из предложения 22 выпишите сказуемое и определите его вид.
Ответ: ________________________________.
12. Выпишите грамматическую основу предложения 18.
Ответ: __________________________________________.
13. Среди предложений 18-19 найдите двусоставное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
14. Среди предложений 18-19 найдите односоставное предложение. Напишите номер этого предложения. Определите тип односоставного предложения.
Ответ: ________________________________.
15. Среди предложений 24-26укажитепростое осложнённое предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
16. Среди предложений 7-9 укажите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
17. Укажите, чем осложнено предложение 28.
Ответ: ________________________________.
18. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
19. Среди предложений 13-16 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
ИсторияжизниДемосфена,1 упорство,2 с которым он победил обстоятельства,3 преодолел,4 казалось бы,5 неодолимые препятствия и сумел стать тем,6 кем стремился,7 поучительна и для нашего времени.
Ответ: __________________________________________.
21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения.
Эта неудача была совершенно естественна,1 так как Демосфен имел очень слабый голос,2 говорил невнятно,3 слегка заикался, картавил,4 да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.
Ответ: ________________________________.
22. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении.
Упав духом,1 прикрыв от стыда лицо плащом,2 спешил он домой и сначала даже не заметил,3 что следом за ним пошёл его друг,4 известный афинский актёр.
Ответ: ________________________________.
23. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.
Он приучил себя громко произносить стихи,1 когда поднимался в гору или гулял по берегу моря,2 стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн.
Ответ: ________________________________.
24.Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы к заданиям варианта 2.
Номер задания Ответ
4
2
прикрыв
загорелся
естественна
аплодировать <или> хлопать в ладоши
3
прилежно учился
наследство отца
попытка
занимался
прочти
19
18
26
9
вводное слово, однородные члены
4
14
45 <или>54
23<или>32
4
2
Всего баллов – 37. Задания 1-23 – 1 балл. Задание 24(сочинение) 9 баллов. Практическая грамотность – 5 баллов
Критерии оценивания задания 23
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на толкование слова-понятия (23) Баллы
К1Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 2
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
Но не прокомментировал его 1
Экзаменуемый дал неверное определение,
Или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0
К2Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, Или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста 3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0
К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
Но допущена одна логическая ошибка,
и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
Но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0
К4Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
Но допущена одна ошибка в построении текста 1
В работе допущено две и более ошибки в построении текста 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 9
Оценка «2» «3» «4» «5»
Количество баллов 0-7 8-27 28-33 34-37
Текущий мониторинг по русскому языку.
9 класс
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 22.
(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (3)Вечером – торжество, вручение аттестатов, танцы. (4) Выпускной вечер моего класса…
(5)Десять лет назад, когда я только пришла работать в школу-интернат после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих «птенцов» на лестнице. (6)На каждой ступеньке стояли маленькие люди в серых костюмчиках и коричневых платьицах. (7)Нет, назвать их малышами не поворачивался язык: это были печальные маленькие люди. (8)Они стояли друг над дружкой, голова над головой, руки по швам, они замерли, точно готовились сфотографироваться. (9)Только вот глаза, конечно, были не для фотографии: удивлённые, печальные, непонимающие глаза. (10)Они наблюдали, как других детей родственники забирали на выходные домой. (11)Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида. (12)Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен. (13)Им нужен дом. (14)Родные люди.
(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.(19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставил себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось.
(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро – обстоятельства сложились так – в гости ходить перестали.
(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцать. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (30)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34)И с точки зрения результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не про пятнадцать. (36)Я про шесть...
(37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39)День
лишь занимается. (40)И вдруг... (41)Хор голосов – мальчишечьих и девчачьих – скандирует под моим окном:
– (42)Ма-ма На-дя! (43)Ма-ма На-дя!
(По А. Лиханову)*
*Лиханов Альберт Анатольевич(род.в1935 г.) – писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Ответами к заданиям 1 – 22 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дети называли свою учительницу “мама Надя”?»
1) Потому что они знали её уже десять лет, которые она работала в школе.
2) Потому что она написала о них статью в газету.
3) Потому что дети любили её за то, что она принимала искреннее участие в каждой ребячьей судьбе.
4) Потому что она была молодой, пылкой и самонадеянной.
Ответ: ________________________________.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.
2) Но результат не заставил себя ждать.
3) Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили.
4) На улице тишь, только шаркает метлой дворник.
Ответ: ________________________________.
3. Из предложений 22 – 31 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
Ответ: ________________________________.
4. Из предложений 9 – 15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Ответ: ________________________________.
5. Замените книжное слово «исход» в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ________________________________.
6. Замените словосочетание «школьный вестибюль», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: __________________________________________.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 23.
Ответ: __________________________________________.
8. Среди предложений 24 – 30 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
9. Среди предложений 15-18 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Они стояли друг над дружкой,1 голова над головой,2 руки по швам,3 они замерли,4 точно готовились сфотографироваться. Только вот глаза,5 конечно,6 были не для фотографии: удивлённые,7 печальные,8 непонимающие глаза.
Ответ: __________________________________________.
11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.
Они стояли друг над дружкой, 1 голова над головой,2 руки по швам, 3 они замерли,4 точно готовились сфотографироваться.
Ответ: __________________________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.
Внизу царил смех,1 кипела радость,2 а там,3 на ступеньках, 4 дрожала обида.
Ответ: __________________________________________.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
Ответ: __________________________________________.
14. Сред предложений 5-8 найдите простое осложнённое предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
15. Сред предложений 19-22 найдите простое неосложнённое предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
16. Сред предложений 29-32 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
17. Среди предложений 10-14 найдите сложносочиненное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
18. Среди предложений 11-15 найдите сложноподчиненное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
19. Среди предложений 5-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
В них,1 признаюсь честно,2 вся эта история оставила нелёгкий след,3 и мне часто казалось,4 что со временем боль не утихала,5 а получала новое выражение.
Ответ: __________________________________________.
21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Помню то острое чувство вины,1 которое пронзило меня, 2 и пришли простые мысли: у малышей никого нет,3 им нужен кто-то, 4 очень близкий нужен.
Ответ: __________________________________________.
22. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.
Выбор был велик, 1 желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, 2 но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших.
Ответ: __________________________________________.
23. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы к заданиям варианта 1.
Номер задания Ответ
3
1
Прикоснувшись
Удивлённые
Итог <или> результат
Вестибюль школы
Что получилось
29
16
56 <или> 65
12 <или> 21
34 <или> 43
4
6
1920 <или> 2019
31
11
15
7
3
1
1
Всего баллов – 36. Задания 1-22 – за правильный ответ 1 балл. Задание 23 – сочинение – 9 баллов. Грамотность – 5 баллов
Критерии оценивания задания 23
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на толкование слова-понятия (23) Баллы
К1Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 2
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
Но не прокомментировал его 1
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0
К2Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста 3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0
К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
Но допущена одна логическая ошибка,
и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
Но допущено более одной логической ошибки,
и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0
К4Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
Но допущена одна ошибка в построении текста 1
В работе допущено две и более ошибки в построении текста 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 9
Оценка «2» «3» «4» «5»
Количество баллов 0-7 8-22 23-30 31-36
Текущий мониторинг по русскому языку.
9 класс
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 22.
(1)Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода. (2)Отец его не удосужился позаботиться о серьёзной подготовке сына и мало обращал внимания на воспитание мальчика. (3)Только природные дарования и неутолимая любознательность помешали Александру сделаться «недорослем» со скудным багажом поверхностных и бессистемных знаний. (4)Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.(5)Отец не хотел, чтобы Александр стал военным, тем более что ребёнок не отличался ни здоровьем, ни хорошим сложением. (6)Казалось бы, какие тут могли быть мечты о военной службе! (7)Но дело в том, что у отца была неплохая библиотека, и особенный интерес вызывали у мальчика жизнеописания великих полководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. (8)Проводя целые дни в библиотеке отца, Саша нашёл в этих книгах богатую пищу для своего ума. (9)0н перечитывал их одну за другой и отовсюду выбирал и сохранял в памяти крупицы полезных сведений.
(10)Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов. (11)С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности. (12)Это выражалось в целой системе самовоспитания, которой подверг себя десятилетний мальчик, чтобы осуществить свою мечту. (13)Болезненный и легко подверженный простуде, он поставил себе целью закалиться. (14)Для этого он обливался холодной водой, не надевал тёплого платья, скакал верхом под проливным дождём. (15)Домашние удивлялись странности ребёнка, отец между делом читал ему нотации, пытался отвлечь от чтения военных книг. (16)Но это, напротив, только способствовало ещё большему самоуглублению Александра, усилению его природной замкнутости и заставило его ещё сильнее пристраститься к избранному им поприщу.
(17)Счастливый случай помог юному Суворову настоять на своём, избежать намеченной для него отцом гражданской деятельности и пойти по военной тропе.
(18)Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». (19)Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына, и, заинтересовавшись, гость прошёл к мальчику.
(20)Сидя в своей комнате, Александр предавался любимому занятию – разыгрывал с помощью игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений. (21)Ганнибал приоткрыл дверь и стал с интересом наблюдать. (22)Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в тактических сложностях манёвра. (23)Войдя в детскую, генерал стал подавать свои советы. (24)Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил. (25)3авязалась оживлённая беседа о военных правилах, о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений ребёнка. (26)Он вернулся к Василию Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решён им самим, и притом вполне правильно.
(27)Александру было дано согласие на военную карьеру. (28)В следующем году отец записал его в гвардию. (29)С этого момента начинается новая, полная трудов и величия, жизнь гениального русского полководца. (По К. Осипову)*
* Осипов К. (Куперман Осип Миронович) (1900-1955) – писатель, один из первых исследователей жизни великого русского полководца – генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
Ответами к заданиям 1 – 22 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Александр Суворов решил выбрать военную карьеру?»
1) Отец уделял много внимания воспитанию мальчика и прочил ему военную карьеру.
2) Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов.
3) На военной карьере настаивал генерал Ганнибал, старый приятель Василия Ивановича Суворова.
4) Александр был физически крепким ребёнком и умел скакать верхом.
Ответ: ________________________________.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.
2) Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого».
3) Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил.
4) С этого момента начинается новая, полная трудов и величия, жизнь гениального русского полководца.
Ответ: ________________________________.
3. Из предложений 16 – 21 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
Ответ: ________________________________.
4. Из предложений 10 – 14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-»
Ответ: ________________________________.
5. Замените книжное слово «скудный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ________________________________.
6. Замените словосочетание «дворянский род», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: __________________________________________.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 27.
Ответ: __________________________________________.
8. Среди предложений 10 – 16 найдите предложения с обособленным согласованным определением. Напишите номера этих предложений.
Ответ: __________________________________________.
9. Среди предложений 5 - 9 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Ответ: __________________________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Домашние удивлялись странности ребёнка,1 отец между делом читал ему нотации,2 пытался отвлечь от чтения военных книг. Но это,3 напротив,4 только способствовало ещё большему самоуглублению Александра,5 усилению его природной замкнутости и заставило его ещё сильнее пристраститься к избранному им поприщу.
Ответ: __________________________________________.
11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.
Отец не хотел, 1 чтобы Александр стал военным,2 тем более что ребёнок не отличался ни здоровьем, 3 ни хорошим сложением.
Ответ: __________________________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении.
Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, 1 к его отцу приехал старый приятель, 2 генерал Ганнибал, 3 которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына,4 и,5 заинтересовавшись, 6 гость прошёл к мальчику.
Ответ: __________________________________________.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.
Ответ: __________________________________________.
14. Среди предложений 10 - 12найдите простое осложнённое предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
15. Среди предложений 1 - 4найдите простое неосложнённое предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
16. Среди предложений 26- 29 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
17. Среди предложений 20 – 25 найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
18. Среди предложений 10 – 15 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
19. Среди предложений 15 – 19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Но дело в том,1 что у отца была неплохая библиотека, 2 и особенный интерес вызывали у мальчика жизнеописания великих полководцев прошлого: Александра Македонского,3 Ганнибала, 4 Юлия Цезаря.
Ответ: __________________________________________.
21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет,1 к его отцу приехал приятель,2 генерал Ганнибал,3 которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына,4 и,5 заинтересовавшись,6 гость прошёл к мальчику.
Ответ: __________________________________________.
22. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.
Домашние удивлялись странности ребёнка, 1 отец между делом читал ему нотации,2 пытался отвлечь от чтения военных книг. Но это, 3 напротив, 4 только способствовало ещё большему самоуглублению Александра, 5 усилению его природной замкнутости и заставило его ещё сильнее пристраститься к избранному им поприщу.
Ответ: __________________________________________.
23. Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы к заданиям варианта 2
Номер задания Ответ
2
3
приоткрыл
болезненный
недостаточный <или> незначительный <или> бедный <или> убогий
род дворян
согласие было дано
1113 <или> 1311
8
34 <или> 43
3
2
3
11
1
26
25
12
15
2
13 <или> 31
1
Всего баллов – 36. Задания 1-22 – за правильный ответ 1 балл. Задание 23 – сочинение – 9 баллов. Грамотность – 5 баллов
Критерии оценивания задания 23
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на толкование слова-понятия (23) Баллы
К1Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 2
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
Но не прокомментировал его 1
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0
К2Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста 3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0
К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
Но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
Но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0
К4Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
Но допущена одна ошибка в построении текста 1
В работе допущено две и более ошибки в построении текста 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 9
Оценка «2» «3» «4» «5»
Количество баллов 0-7 8-22 23-30 31-36
Итоговый мониторинг по русскому языку.
9 класс
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 24.
(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)Здесь он познакомился с Машей. (3)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
(6)Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.
(8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. (9)Все вокруг провожали их глазами и показывали пальцами, а Тимофей важно шагал так, как будто имел на это право, как будто он не хулиган и мелкий воришка, а с ними, с этой удивительной храброй девушкой и её медведями. (10)Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.
(11)Девушка как-то быстро поняла, что он всё время хочет есть. (12)И стала подкармливать его бутербродами с колбасой. (13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением. (14)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы.
(15)0днажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16)Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо.
(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам.
(21)Потом она вышла замуж и уехала.
(22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу».
(25)При ней он не мог расплакаться. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда.
(27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.
(30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (31)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (ЗЗ)Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев.
(34)Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.
(35)Всё кончилось. (36)Больше в его жизни ничего не будет. (37)Он остался совсем один. (38)Маши больше не будет. (39)И лета больше не будет. (40)Будут осень, дождь, ранние сумерки, а к весне медвежата совсем вырастут и больше не узнают его.
(41)Маленький Тимофей долго жалел себя,лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (42)Потом встал и ушёл из зоопарка.
(43)Навсегда.
(По Т. Устиновой*)
* Устинова Татьяна Витальевна (род.в1968 г.) – российская писательница, работающая в детективном жанре.
Ответами к заданиям 1 – 24 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик Тимофей часто приходил в зоопарк»?
1) В зоопарке Тимофей «знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками».
2) Тимофей был хулиганом и мелким воришкой.
3) Маша, которая работала в зоопарке, часто угощала его мороженым.
4) Мальчик чувствовал себя спокойно и уверенно рядом с Машей, которая иногда обращалась к нему за помощью.
Ответ: ________________________________.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.
3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.
4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
Ответ: ________________________________.
3. Из предложений 5 – 7 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
Ответ: ________________________________.
4. Из предложений 1 – 8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н»
Ответ: ________________________________.
5. Замените разговорное слово «страшно» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ________________________________.
6. Замените словосочетание «деревянный забор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: __________________________________________.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 32.
Ответ: __________________________________________.
8. Среди предложений 27 – 30 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
9. Среди предложений 22 – 26 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
10. Среди предложений 40 – 43 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Когда ему было лет девять,1 он часто приходил в зоопарк,2 где знал,3 казалось,4 каждую дырку в деревянном заборе,5 каждый закоулок между клетками.
Ответ: __________________________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.
Чёрный от внезапно свалившегося на него горя,1 он ушёл, 2 решив больше не приходить никогда, 3 но через три дня явился снова в надежде, 4 что весь этот ужас про её отъезд – неправда.
Ответ: __________________________________________.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.
Ответ: __________________________________________.
14. Среди предложений 1 – 5 укажите простое осложнённое предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
15. Среди предложений 35 – 40 укажите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
16. Среди предложений 6 – 8 укажите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
17. Среди предложений 10 – 14 укажите сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
18. Среди предложений 26 – 30 укажите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
19. Среди предложений 26 – 30 укажите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Поесть не очень стыдно,1когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженое! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет,2 он будет с ней дружить,3 а подачек ему не надо.
Ответ: __________________________________________.
21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Когда ему было лет девять, 1 он часто приходил в зоопарк, 2 где знал, 3 казалось, 4 каждую дырку в деревянном заборе,5 каждый закоулок между клетками.
Ответ: __________________________________________.
22. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.
Он помогает их переводить, 1 ему доверили важное и почти опасное дело, 2 и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, 3 потому что он – с Машей, 4 которую в зоопарке все знали.
Ответ: __________________________________________.
23. Среди предложений 15 – 21 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
24. Среди предложений 1 – 5 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
25. Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 25.1, 25.2 или 25.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 25.1, 25.2 или 25.3.
25.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
25.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
25.3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы к заданиям варианта 1.
Номер задания Ответ
4
4
Сделать
Длинной
Сильно
Забор из дерева
Всё было в порядке
29
26
41
34 <или> 43
23<или> 32
4
3
40
7
1012 <или> 1210
30
26
3
12 <или> 21
1
16
1
Всего баллов – 38. Задания 1-24 – за правильный ответ 1 балл. Задание 25 – сочинение – 9 баллов. Грамотность – 5 баллов
Критерии оценивания задания 23
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на толкование слова-понятия (23) Баллы
К1Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 2
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
Но не прокомментировал его 1
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0
К2Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста 3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0
К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
Но допущена одна логическая ошибка,
и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
Но допущено более одной логической ошибки,
и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0
К4Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
Но допущена одна ошибка в построении текста 1
В работе допущено две и более ошибки в построении текста 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 9
Оценка «2» «3» «4» «5»
Количество баллов 0-7 8-23 24-32 33-38
Итоговый мониторинг по русскому языку.
9 класс
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 24.
(1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! (2)Потом энергично тряс головой - разгонял сон - и снова глядел на доску. (3)А через несколько минут снова зевал.
– (4)Почему ты зеваешь?! – раздражённо спрашивала Женечка – так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну – маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом.
(5)Она была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
(7)Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)0н отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду.
(11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки.(13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.
(14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
– (15)Багульник! – буркнул он и пошёл прочь.
(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников, хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.
(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшебник.
(22)И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.
(23)Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока – для Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью. (25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления.(27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых ногах.
(30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова.(33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним.(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.
– (37)Она тебя ждёт, – говорил больной.
– (38)Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Косты.
– (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.
– (41)Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста. – (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!
(44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару.
(46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.
(По Ю. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Ответами к заданиям 1 – 24 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Евгения Ивановна стала присматриваться к Косте с нескрываемым любопытством?»
1) Коста вызывающе зевал на уроках, и Евгения Ивановна думала, что он зевает от скуки.
2) Коста был молчальником, и Евгения Ивановна не любила его за это.
3) Когда зацвёл багульник, все решили, что Коста – волшебник.
4) Евгения Ивановна начала догадываться, что у Косты своя жизнь, о которой она ничего не знала.
Ответ: ________________________________.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.
2) Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.
3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
Ответ: ________________________________.
3. Из предложений 34 – 43 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «присоединение».
Ответ: ________________________________.
4. Из предложений 4 – 6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано».
Ответ: ________________________________.
5. Замените разговорное слово «буркнул» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ________________________________.
6. Замените словосочетание «школьная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: __________________________________________.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 27.
Ответ: __________________________________________.
8. Среди предложений 34 – 37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
9. Среди предложений 13 - 19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
10. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса,1 хватал пальто и,2 на ходу попадая в рукава,3 скрывался за школьной дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь,4 о которой никто,5 видимо,6 не имел представления.
Ответ: __________________________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.
Женечка обратила внимание, 1 что звонок с последнего урока – для Косты сигнальная ракета. Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, 2 хватал пальто и, 3 на ходу попадая в рукава, 4 скрывался за школьной дверью.
Ответ: ________________________________.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ________________________________.
14. Среди предложений 9 -14 укажите простое осложнённое предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
15. Среди предложений 27 – 33 укажите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
16. Среди предложений 37 – 47 укажите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
17. Среди предложений 20 – 26 укажите сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
18. Среди предложений 5 - 8 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
19. Среди предложений 16 – 21 найдите сложные предложения с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.
Ответ: ________________________________.
20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Даже не заметив свою учительницу, 1 он пронёсся мимо, 2 а Женечка поспешила за ним. В соседнем доме, 3 на первом этаже, 4 болел парнишка – он был прикован к постели.
Ответ: ________________________________.
21. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,1 расспросить его о собаках,2 которых он кормил,3 выгуливал,4 поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,5 который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.
Ответ: __________________________________________.
22. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.
И все посмеивались над прутиками, 1 кто-то даже пытался подмести ими пол, 2 как веником.
Ответ: ________________________________.
23. Среди предложений 16 - 21 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________.
24. Среди предложений 46 – 48 найдите сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________.
25. Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 25.1, 25.2 или 25.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 25.1, 25.2 или 25.3.
25.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б.Н. Головина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
25.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
25.3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы к заданиям варианта 1.
Номер задания Ответ
4
2
прикован
раздражённо
сказал тихо <или> сказал
дверь школы <или> школы дверь
видели
35
14
4
56 <или> 65
34 <или> 43
3
9
33
47
20
68 <или> 86
19
2
25 <или> 52
1
20
48
Всего баллов – 38. Задания 1-24 – за правильный ответ 1 балл. Задание 25 – сочинение – 9 баллов. Грамотность – 5 баллов
Критерии оценивания задания 23
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на толкование слова-понятия (23) Баллы
К1Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 2
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
Но не прокомментировал его 1
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0
К2Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста 3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0
К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью
изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
Но допущена одна логическая ошибка,
и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
Но допущено более одной логической ошибки,
и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0
К4Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
Но допущена одна ошибка в построении текста 1
В работе допущено две и более ошибки в построении текста 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 9
Оценка «2» «3» «4» «5»
Количество баллов 0-7 8-23 24-32 33-38