Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в старшей группе, лексическая тема Перелетные водоплавающие птицы

Конспект фронтального занятия для детей старшей группы
с нарушением зрения.
Лексическая тема: «Перелетные водоплавающие птицы»
Тема: Формирование связной речи.
Коррекционно – образовательные цели: Упражнять в составлении рассказа – описания. Закреплять навык составления предложений по образцу логопеда и объединять их в рассказ – описание птиц. Продолжать формировать навык полного развернутого ответа на вопрос. Закрепление навыка согласования глаголов и существительных. Активизировать словарь по теме «Перелетные водоплавающие птицы».
Коррекционно – развивающие цели: Развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание, логическое мышление, мимическую, мелкую, общую моторику, координацию речи с движением, связную речь.
Коррекционно – воспитательные цели: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним. Развивать речевую активность, интерес к речи. Упражнять в общении.
Оборудование: Предметные картинки с изображением перелетных водоплавающих птиц, игрушка «утка» или картинка с изображением утки, схема – план для составления описательного рассказа.
1. Орг. момент. Сядет на свое место тот, кто назовет, какую птицу он видит на картинке.
Я вижу аиста.
Я вижу ласточку.
Я вижу журавля и т.д.






- Как называются эти птицы? (Перелетные, водоплавающие птицы)
2. Сообщение темы.
-Сегодня мы с вами будем разговаривать о перелетных, водоплавающих птицах. Будем учиться составлять рассказы о них.
3. Мимическая гимнастика.
- Дети, какое сейчас время года? (Осень).
- Осенью часто идет дождь. Нам это не нравится – нахмурим брови.
- Но иногда, все же солнышко выглядывает из – за туч – улыбнемся солнышку.
- Вот оно посветило нам в правый глаз – зажмурим его, теперь в левый – зажмурим его.
- А сейчас выполним все движения поочередно: нахмурим брови, улыбнемся, зажмурим сначала правый глаз, затем левый.
4. Ребята послушайте стихотворение:
Чтение стихотворения Е. Благининой, интонационно акцентируя названия птиц.
Скоро белые метели
Снег подымут от земли
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет – улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, улетели и грачи.
- Какие перелетные птицы упоминаются в стихотворении?
- Почему не слыхать кукушки в роще?
- Почему скворечник опустел?
- Почему грач с грачихой ходят по гряде?
- Почему птицы улетели? Надолго они улетели? Куда? Когда улетают птицы? Когда вернуться? Как называют этих птиц? (перелетные).
5.Д/игра «Назови части тела птицы».
- Вот и к нам прилетела в гости птица. Какая
это птица? (Дикая утка).
На доску выставляется картинка с изображением утки.
Логопед предлагает детям рассмотреть изображение птицы и сказать, какие у нее есть части тела. Логопед указывает на различные части тела птицы, дети называют их.
У птицы есть голова.
У птицы есть глаза.
У птицы есть клюв.
У птицы есть туловище.
У птицы есть два крыла.
У птицы есть две лапы.
У птицы есть хвост.
Тело птиц покрыто перьями.
6. Физкультминутка.

Гуси серые летели

Машут руками.

На лужайку тихо сели
Присели на корточки.

Походили, поклевали
Встают, ходят наклоняя головы.


Потом быстро побежали
Бегут по кругу.

Камыши качаются
Дождик не кончается.

Качают руками из стороны в стороны.

7. Составление рассказа описания.
Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказы о перелетных, водоплавающих птицах.
(Знакомство с планом – схемой).
- Кто это?
- Какая птица по размеру?
- Цвет?
- Части тела.
- Где живет?
- Чем питается?
- Какая птица? (перелетная, зимующая).
Например: Это ласточка.
Ласточка маленького размера.
Она черного цвета с белой грудкой.
У нее есть голова, тело (туловище), крылья, длинный хвост, ноги. Все тело покрыто перьями. Ласточка живет под крышей домов или на берегу реки.
Она питается насекомыми (комарами, мошками).
Ласточка это перелетная птица.
8. Глазная гимнастика.
Дети сильно, сильно трут ладошки друг о друга и прикрывают ими глаза на счет «1- 5».
Продолжение составлений рассказов о птицах (заслушивание рассказов детей).
9. Д.игра «Какая птица улетела?».
На доске выставляется 4-5 картинок с изображением птиц.
- Ребята посмотрите внимательно на картинки, запомните, какие тут есть птицы. Закройте глаза.
- Какая птица улетела?
Ответы: Улетела утка. Улетел аист. Улетел лебедь и т.д.
10. Итог.
- Чем мы сегодня с вами занимались?
- Чей рассказ вам больше понравился?

узнай перелётную птицу15