Открытый урок для учащихся 2 класса с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНР(III) Тема: Слово. Предложение.

Тема: Слово. Предложение.
Цель: Расширить представления учащихся о номинативной функции слова и о предложении как средстве выражения мысли; учить сопоставлять лексическое значение слова; обогащать словарный запас учащихся; расширять грамматические представления учащихся – практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных
Оборудование: рисунки, карточки для работы

Ход урока
I Организационный момент
II Основная часть

1. Чтение стихотворения
Осень, осень, листопад,
Листья желтые летят.
Дни короче, холодней,
Ночи дольше и темней,
В серых тучах небосвод,
И все время дождь идет.
2. Беседа с учащимися по содержанию стихотворения
1) О какой поре года говорится в стихотворении?
2) О каких признаках осени говорится? Какая погода?
И к нам в гости на урок пришла осень. Она принесла вам листья, чтобы собрали букеты из осенних листьев.
Ответили на вопрос учителя, получили листок.
В конце урока посмотрим, какие букеты у вас получились. А чтобы они получились красивыми, для этого вам нужно быть активными, внимательными на уроке.

3. Отгадать загадки

Крупно, дробно зачастило,
И всю землю намочило.
(Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает,
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Листья)

С помощью каких слов вы отгадали загадки?
Какая это часть речи?
Для чего в нашей речи нужны слова?


4. Игра «Четвертый лишний»
Из каждой группы слов исключить одно лишнее.
Объясните свой выбор.

лес, листопад, туман, осыпаются
осыпаются, летят, шуршат, листья
хмурая, осень, ненастная, ранняя




5. Помогите поселить каждое слово в нужный домик

«Листопад»






осень, наступает, хмурится, золотая, туча, дивная, дождь, приходит, унылая

6. Пальчиковая гимнастика

Осень
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал
(Плавные движения ладонями)
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый, резной,
Вот с березки золотой,
(Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот последний лист с осинки, ветер бросил на тропинку.
(Опускают ладони сверху вниз).
(Н.Нищева)

7. А теперь внимательно посмотрите , какие листья нарисованы?
(карточки для развития зрительного гнозиса)

8. Сегодня на уроке мы вспомнили, какую роль в нашей речи выполняют слова, как они связываются между собой, и будем учится составлять из слов предложения.
Давайте вспомним что такое предложение?

Работа в парах по карточкам
Соедините стрелочками нужные по смыслу части так, чтобы получились предложения.
Объясните свой выбор.

Сгустились темные ветер
Резко подул листья
Идет сильный тучи
Падают желтые дождь

Записать в тетрадь

9. Разминка
Дождик
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке,
(Прыгают на одной ноге)
В лужице смотри, смотри!-
Он пускает пузыри.
(Выполняют пружинку влево и вправо)
Стали мокрыми кусты
(Руки вверх, «потряхивание» кистями рук)
Стали мокрыми кусты
(Руки вниз, «потряхивание» кистями рук)
Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей!
(Руки вдоль туловища, «потряхивание»)
(Н.Нищева)


10. Подберите название предметов к признакам:
осенний – (день, вечер, дождь, ветер, лес)
осенняя – (погода, ночь, непогода, одежда, сырость)
осеннее - (небо, пальто, дерево, ненастье)
осенние - ( каникулы, листья, заморозки, дни)

Подберите слова-признаки
осень – (ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная, унылая,
ненастная, прекрасная, пышная, дивная)


III Итог занятия
Из чего состоит наша речь?
Что мы можем назвать с помощью слов?
Что мы называем предложением?
Чему вы научились?
Что вам больше всего запомнилось?

Цель, поставленная на уроке была достигнута.
Отметить успехи учеников (какие букеты из листьев получились).
какая?

что делает?

кто? что?




15