Рабочая программа по развитию речи в 5 классе для детей с нарушением интеллекта



Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи для 5 класса, имеющих нарушение интеллекта, составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой, в которой конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения предметом. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений, на коррекцию личности в целом. Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: Учебник «Развитие речи» 3 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Т.С.Зыкова, М. А. Зыкова. М. : Просвещение 2014г.
В соответствии с учебным планом и на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, для детей имеющих умственную отсталость на изучение «Развития речи» в 5 классе для детей, имеющих умственную отсталость, отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
В учебном процессе реализуется комплексный деятельностный подход к формированию речи как средства общения с учётом индивидуальных особенностей глухих школьников с умственной отсталостью. Это означает. Что речевое развитие осуществляется в условии организации разных видов деятельности при одновременном формировании лексической, грамматической, фонетической сторон словесной речи. Работа по развитию речи рассматривается с позиции формирования речевой деятельности в разных формах (устной, устно - дактильной, письменной).
Программа предусматривает обучение русскому языку в условиях педагогически организованного общения ученика с окружающими его людьми (учителем, товарищем, воспитателем и т.д.). Используя потребность глухого ребёнка в общении, педагог формирует у него общепринятое средство общения - словесную речь. В процессе овладения коммуникацией (общением) школьник осваивает язык, который становится для него средством общения, обучения, познания, мышления. Обучение языку осуществляется всеми педагогами, участвующими в учебном процессе, в условиях различных видов деятельности в классе и интернате, в урочные и во внеурочные часы.
Развитие языковой способности неслышащего ребёнка с дополнительными трудностями в развитии (умственная отсталость) требует особого внимания. Воспитание речевого поведения, являющейся центральной задачей в воспитании детей начальных классов, заключается в формировании речевой активности школьника, желание и умение вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на неё на основе словесной речи.Цель: Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Задачи: овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной
и письменной форме; обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Учебно – тематический план
№ Разделы программы Количество часов на изучение раздела
Мой класс 6
Овощи 5
Фрукты 5
В школе 6
Профессии 6
Прогулка 6
Осень 6
Моя семья 6
Здоровье 6
Одежда 6
Обувь 5
Животные 6
Здоровье 6
Зима 6
Птицы 6
В спальне 6
В библиотеке 6
Магазин 6
Транспорт 6
Весна 5
Столовая 5
Мой посёлок 6
Деревья 6
Ягоды 6
Цветы 5
Лето 4
Итого 136
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, обучающихся по программе I вида для детей, имеющих нарушение интеллекта, 5 класса к концу учебного года.В течение года учащиеся должны уметь:
Составлять и записывать небольшой рассказ по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составлять и записывать рассказ по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Восстанавливать несложный деформированный текст по вопросам.
Описывать несложные знакомые предметы и картины по коллективно составленному плану в виде вопросов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по развитию речи в 5 классе для детей с нарушением интеллекта
№ Наименование раздела
Тема урока Количество часов Практическая часть (вид работы, количество часов) Основные понятия (на урок или на тему, раздел) Дата проведения урока
по плану
1-6 Мой класс
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Игра «Внимание»
Дописывание предложений, составление ответов на вопросы, зарисовки. Класс, учительница, воспитательница, дежурный, вчера, сегодня, завтра, парта, доска, стол, мел, цветы, вытри, вымой, полей, мальчик, девочка, взять, читать, писать, в пятом классе. Я учусь в пятом классе. Мою учительницу зовут Марина Николаевна. 7-11 Р. к. Овощи
1 предметный словарь (слова, фразы)
2-3 ответы на вопросы
4-5 работа с текстом 5 Составление предложений по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописывание предложений, восстановление текста, составление ответов на вопросы Морковь, свёкла, репа, капуста, лук, огурец, чеснок, кабачок, овощи, огород, помидор, огурец, картофель, перец, редис. Красный помидор, маленький огурец, сладкая морковь, круглая репа, растёт на грядке.
Овощи растут на грядке в огороде. Сажают овощи весной, а собирают летом и осенью. 12-
16 Р. к. Фрукты
1 предметный словарь (слова, фразы)
2-3 ответы на вопросы
4-5 работа с текстом 5 Игра «Чудесный мешочек»
Составление слов, разгадывание ребусов, восстановление текста. Груша, слива, яблоко, апельсин, лимон, киви, фрукты, дыня, персик, ананас. Сладкое яблоко, кислый лимон, большой апельсин, вкусный банан, спелая груша, сочный персик.
Фрукты растут в саду. Фрукты полезные. Фрукты бывают кислые и сладкие. Я люблю фрукты. 17-
22 В школе
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Подбор картинок и табличек, составление предложений, выбор лишнего предложения, ответы на вопросы, работа с готовым текстом, составление плана. Вычегодская школа, библиотека, класс, столовая, спальня, спортивный, актовый зал, кабинет ритмики, врача, бухгалтерия, на первом этаже, на третьем этаже; компьютерный класс. Расположена на улице Ульянова, в доме номер 35. 23 –
28
Профессии
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Игра «Внимание»
Дописывание предложений, составление ответов на вопросы, зарисовки. Профессии, врач, учитель, воспитатель, продавец, водитель, библиотекарь, повар, машинист. Врач лечит больных людей. Учитель учит детей. Воспитатель воспитывает детей. Продавец работает в магазине, продаёт продукты. Водитель водит автомобиль. Повар готовит завтрак, обед, ужин.
29 - 34 Прогулка
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Составление предложений по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописывание предложений, восстановление текста, составление ответов на вопросы Прогулка, экскурсия, двор, веранда, сарай, площадка, лес, парк. Лопата, метла, грабли, ведро, тачка, мусор. Санки, ледянка, горка, коньки, лыжи. Игра, футбол, «Прятки», «Догонялки».
Пойдём на прогулку, пойдём на экскурсию, экскурсия в лес, экскурсия в парк, гулять во дворе, играть на веранде, интересная игра, убирать снег, собирать мусор, кататься на горке, играть в «Прятки». После обеда мы пойдём на прогулку. Сначала мы будем наблюдать за природой. Потом мы будем убирать снег лопатами. А затем будем играть в «Прятки» и «Догонялки».
35-40 Р. к. Осень
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3 экскурсия
4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Игра «Внимание»
Дописывание предложений, составление ответов на вопросы, зарисовки. Осенние месяцы, сентябрь, октябрь, ноябрь; погода, холодно, тепло, прохладно, идёт дождь(снег), был дождь (снег), температура воздуха … градусов Дует холодный ветер. День, ночь, листья, листопад, падать, тихо, овощи, фрукты, урожай, убирать, ранняя (поздняя) осень, листья падают, идёт дождь.41-46
Моя семья
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Составление предложений по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописывание предложений, восстановление текста, составление ответов на вопросы Семья, папа, мама, брат, сестра, адрес, мой адрес, скажи, четыре человека. Меня зовут… Мне 10 лет. Я живу в посёлке Вычегодский, на улице 8 Марта, в доме 4, квартире 87. Мой адрес .. 47-52 Здоровье
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Игра «Чудесный мешочек»
Составление слов, разгадывание ребусов, восстановление текста. Голова, туловище, рука(и), нога(и);лоб, волос(ы), ухо(уши), шея, глаз(а), щека(и), лицо, зуб(ы), язык, нос, рот, бровь(и), ресница(ы);грудь, живот, спина; ладонь, палец (пальцы), колено. Здоров, не здоров, заболел, я чувствую себя хорошо, болит, не болит, кашель, насморк, врач, аптека, больница, таблетки, лекарство.53-58 Одежда
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Игра «Внимание»
Дописывание предложений, составление ответов на вопросы, зарисовки. Майка, трусы, рубашка, носки, футболка, платье, юбка, кофта, жилетка, брюки, трико, шорты, колготки, джинсы, костюм, блузка, сарафан, куртка, шапка, шарф, варежки, перчатки, шуба, пальто, плащ, кепка. Новая майка, тёплая куртка, синяя рубашка, красивое платье, учебная(спортивная)форма, длинные брюки, летняя юбка, чистые трусы, грязные носки. Я пойду гулять. Сегодня на улице холодно. Я надену тёплые штаны, куртку, шапку, варежки (перчатки),шарф. 59-63 Обувь
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 5 Составление предложений по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописывание предложений, восстановление текста, составление ответов на вопросы Туфли, сапоги, тапки, кеды, сандалии, сланцы, валенки, кроссовки. Домашняя обувь, спортивная, праздничная обувь. Большие сапоги, маленькие кеды, красивые туфли, новые ботинки, тёплые сапоги. Я надел тёплые сапоги. Я снял тапки. 64-69 Р. к. Животные
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Игра «Чудесный мешочек»
Составление слов, разгадывание ребусов, восстановление текста. Домашние, дикие животные. Лиса живёт в норе. Белка – в дупле. Медведь – в берлоге. Дикие животные живут в лесу. Домашние животные живут в доме. У коровы – телёнок. У козы – козлёнок. У собаки – щенок, щенята. У кошки – котёнок, котята. 70-75 Здоровье
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Игра «Внимание»
Дописывание предложений, составление ответов на вопросы, зарисовки. Врач, больница, таблетки, рецепт, укол, вата, йод, бинт, кабинет, шприц, аптека, капли, сироп, голова, рука, горло, кашель, нос, насморк, живот, температура, градусник, повязка.Высокая температура, больной укол, большая таблетка, сильный кашель, детский врач, узкий бинт, кабинет врача, одноразовый шприц.
У меня болит голова. Я ходил(а) к врачу. Врач померял(а) мне температуру. Температура была высокая. Врач дал(а) мне таблетку и воды. Голова не болит. 76-81 Р. к. Зима
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3- экскурсия
4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Игра «Чудесный мешочек»
Составление слов, разгадывание ребусов, восстановление текста. Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Солнечная (пасмурная) погода, мороз, морозный день, холоднее, чем вчера, идёт снег, не идёт снег, был снег, будет снег, на улице (в комнате)82-88 Р. к. Птицы
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Составление предложений по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописывание предложений, восстановление текста, составление ответов на вопросы
Воробей, ворона, голубь, снегирь, сова, синица, дятел, галка, сойка, ласточка, лебедь, сорока, чайка, утка. Зимующие птицы, перелётные птицы, улетают на юг, прилетают с юга, маленький воробей, большая ворона, улетают осенью, прилетают, кормить птиц, чистить кормушкиОсенью ласточки, гуси, утки улетают на юг. Воробьи, вороны, голуби, снегири остаются зимовать. Зимой мы кормим птиц крупой, семенами, хлебом. Мы чистим кормушки от снега. 89-94 В спальне
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Игра «Чудесный мешочек»
Составление слов, разгадывание ребусов, восстановление текста. Спальня, кровать, диван, тумбочка, шкаф, ковёр; пододеяльник, наволочка, матрац, одеяло, подушка, простыня; зубная паста, щётка, мочалка, мыло. Белая простыня, мягкая подушка, чистое полотенце.
Я умылся, почистил зубы, сделал зарядку, заправил кровать. Поменять грязное бельё, надеть чистое бельё 95-100 В библиотеке
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Игра «Внимание»
Дописывание предложений, составление ответов на вопросы, зарисовки. Библиотека, зал, библиотекарь, газета,журнал,книга, учебник,
карточка, картотека,
автор, писатель, поэт, картинка,
страница, лист, обложка, оглавление, рассказ, сказка, стихотворение (стихи), загадка.
Пойдём в библиотеку, красивый журнал, интересная книга, толстая книга, тонкий журнал, журнал с картинками, выбрал(а) книгу, красивая обложка, запишите, пожалуйста, смотрел(а) журналы, автор книги, карточка читателя 101-106 Магазин
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с деформированным текстом 6 Игра «Внимание»
Дописывание предложений, составление ответов на вопросы, зарисовки. Магазин, продукты, овощи, фрукты, одежда, обувь, мебель, посуда, книги, продавец, покупатель. В магазине продают продукты. Сахар, соль, колбаса, хлеб, мука, конфеты, молоко, масло, творог, мясо, рыба, чай, кофе. Соль стоит 14 рублей. Витрина, касса, весы. Продавец продаёт конфеты. Покупатель покупает мясо. 107-112 Транспорт
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с текстом 6 Составление предложений по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописывание предложений, восстановление текста, составление ответов на вопросы Транспорт, автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, метро, мотоцикл, велосипед, теплоход, корабль, лодка, самолёт, вертолёт, ракета, скорая помощь, пожарная машина, полиция, трактор, мусоровоз, такси, грузовая машинаВоздушный транспорт, городской транспорт, водный транспорт, виды транспорта, кататься на автобусе, ехать на поезде, плыть на теплоходе, лететь на самолёте, самый быстрый, самый удобный 113-117 Р. к. Весна
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с деформированным текстом 5 Игра «Чудесный мешочек»
Составление слов, разгадывание ребусов, восстановление текста. Весенние месяцы: март, апрель, май. Погода, солнце, небо, звёзда(ы), месяц, луна, туча(и), облако(а),воздух, река, земля, осадки, снег, дождь, ветер.
Пасмурная погода, тёплая погода, яркое солнце, ясная погода, голубое небо, идёт дождь, чистый воздух, слабый ( сильный) ветер, белые облака, высокое чистое небо, тёмные тучи, низкое небо, голая земля, моросит дождь. Наступила весна. Солнце светит ярче и греет. Снег тает. Он стал грязный, чёрный. Текут ручейки. На дорогах лужи. Появляются проталины. С юга прилетают птицы. Дни стали длиннее. 118-122 Столовая
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с деформированным текстом 5 Игра «Чудесный мешочек»
Составление слов, разгадывание ребусов, восстановление текста. Столовая, стол, стул, посуда (тарелки, ложки, вилки, ножи, чашки), кастрюли, поварёшка, меню, обед, зарак, полдник, ужин, повар, салфетки, дежурный, поднос, плита, фартук; принести тарелки, раздать ложки(вилки), горячий суп, вкусный обед, я дежурный(ая), чистый поднос, пойду на обед(полдник, ужин), повар варит. 123-128 Р. к. Мой посёлок
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-экскурсия
4 ответы на вопросы
5-6 составление рассказа 6 Составлять и записывать небольшой рассказ по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Посёлок, Вычегодский, улица, дорога, тротуар, площадь, парк, памятник. Дома, магазины, аптека, больница, Дом культуры, Дом спорта, стадион, почта, вокзал, детский сад, школа. Я живу в посёлке Вычегодский. Мой домашний адрес … . Адрес школы … 129-134 Р. к. Деревья
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с деформированным текстом 6 Игра «Чудесный мешочек»
Составление слов, разгадывание ребусов, восстановление текста. Берёза, дуб, осина, рябина, ель, сосна, тополь, ива. Лиственные, хвойные деревья. Парк, лес. Хвойный лес, лиственный лес. В хвойном лесу растут ели и сосны. В лиственном лесу растут берёзы, осины, рябины, ивы. На деревьях весной распускаются зелёные листья. Осенью листья желтеют и опадают. Р. к. Ягоды
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-экскурсия
4 ответы на вопросы
5-6 составление рассказа 6 Игра «Внимание»
Дописывание предложений, составление ответов на вопросы, зарисовки. Клубника, малина, смородина, крыжовник, черника, клюква, брусника, земляника, ягоды. Лесные ягоды, садовые ягоды. Черника, клюква, брусника, земляника растут в лесу. Клубника, малина, смородина, крыжовник растут в саду. Летом созревают ягоды. Из ягод варят компот и варенье. Р. к. Цветы
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-4 ответы на вопросы
5-6 работа с деформированным текстом 5 Игра «Чудесный мешочек»
Составление слов, разгадывание ребусов, восстановление текста. Ромашка, мать-и-мачеха, тюльпан, одуванчик, роза, цветы. Цветы растут на клумбе, на лугу. Белая ромашка, жёлтый одуванчик, красный тюльпан, красивые цветы. Лето
1-2 предметный словарь (слова, фразы)
3-экскурсия
4 ответы на вопросы
5-6 составление рассказа 4 Игра «Внимание»
Дописывание предложений, составление ответов на вопросы, зарисовки. Летние месяцы: июнь, июль, август. Лето, солнце, деревья, гром, гроза, дождь, молния, небо, радуга, река, луг, птицы, трава.Жаркое лето, белые облака, зелёные деревья, зелёная трава, яркое солнце, голубое небо, ИТОГО: уроков – 136
уроков Р. к. – 13 Контр. работ-2
Экскурсий-4