Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ по учебному предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности


Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
Рассмотрено на заседании
МО учителей _________
протокол № ____
от ____________20__ г.
Руководитель МО
____________________ О.А. Кобцева Согласовано на заседании
Методического совета
протокол № ____
от ___________20___ г.
Председатель МС
_____________ М.В.Киргизова Утверждаю
Директор школы-интерната
_________________ М.В.Погребцов
Приказ № ______
от ______ 20___ г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ
по учебному предмету
«Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»

3 класс
Автор — составитель: Киреева Н. Б. учитель начальных классов

2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой.- М.: Просвещение, 2009
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Федеральный компонент стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», 26.12.2000 г.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Примерный план действий о модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы, утвержденный Правительством РФ от 07.09.2010 года № 1507-Р
Базисный учебный план специальных (коррекционных) школ VIII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п)
Учебный план ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска, рассчитанному на шестидневную рабочую неделю.
Устав ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Положение о разработке, принятии и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей с ОВЗ и преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоциональной - волевой сферы
Основные задачи:
развивать устную речь младших школьников с ОВЗ, способствовать обогащению, уточнению и активизации словаря обучающихся;
формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
расширять и обогащать представления о непосредственно окружающем мире;
обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, способствующие развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления.
При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся, учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи. Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Диагностика: педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой.
Первую группу представляют обучающиеся, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы характерен более медленный темп усвоения учебного материала. Обучающиеся, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа обучающихся отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других заданий: как правило, они обучаются по упрощенной программе по предмету.
К четвертой группе относятся обучающиеся, которые занимаются по индивидуальным программам, так как основное содержание предмета для них недоступно. Обучать их необходимо с целью социальной поддержки.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Базисный учебный план по программе составляет 2 часа в неделю, а в год – 68 часов. Однако, в связи с праздничными днями, составляет 67 ч. Итого рабочая программа рассчитана на 67ч.
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Учебно – методический комплект
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, -М.: Просвещение, 2009
Учебники Методическое обеспечение Дидактическое обеспечение
Е. Д. Худенко, И. А. Терехова Знакомство с окружающим миром Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 3 класс, М.:АРКТИ, 2004
Е. А. Алябьева Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Методическое пособие, М.:Т Ц Сфера, 2006
М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет, М.: Т Ц Сфера, 2005
Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида, М.: АРКТИ, 2004
В. Н. Иванкова 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок для начальной школы, Аквариум, Дом печати – Вятка, 2005
Общая характеристика предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»
Этот предмет направлен на коррекцию недостатков общего и речевого развития обучающихся с ОВЗ. У обучающихся обогащается словарный запас, дети упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. Разговорная речь включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений.
Формы организации деятельности
Основной формой организации процесса обучения является урок. Типы уроков: комбинированный урок, предметный урок, урок обобщения и систематизации предметных результатов, урок-экскурсия (2 экскурсии в сезон), практическая работа. Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, учит правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Специфические методы и приёмы, правильная организация занятий способствуют развитию речи и мышления обучающихся.
Мониторинг уровня обученности и качества знаний
Формами контроля на уроках «Окружающий мир» в начальной школе выступают следующие виды: устный опрос, пересказ, описание по плану с опорой на графические символы и комбинированный опрос.
При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Для обеспечения образовательных потребностей каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями, развития познавательной активности, школьной мотивации используются
традиционные педагогические технологии:
технологии коррекционного обучения (умение слушать инструкцию и точно ее выполнять, умение действовать по образцу, умение воспроизводить информацию, отвечать на поставленные вопросы);
технологии развивающегося обучения (умение сравнивать, умение выделять существенные объекты, выполнять классификацию по заданному признаку, умение выявлять причинно-следственные связи и объяснять);
игровые технологии (вовлеченность в игру, принятие правил игры, проявление инициативы, склонность к интерпретациям, адекватное отношение к проигрышу и победе);
коррекционно – развивающие технологии (положительная динамика, результативность обучения);
инновационные педагогические технологии:
элементы информационных технологий (индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления);
личностно – ориентированные технологии (формирование адаптивных, социально – активных черт обучающихся, чувства взаимопонимания, уверенности в себе);
здоровьесберегающие технологии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» является коррекционным курсом. Входит в учебный плана ОКСКОУ «С (к) о школа-интернат VIII вида №3» г. Курска№ Количество учебных недель Количество часов
в неделю в год
1 35 2 67
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»
У всех обучающихся продолжать формировать основы учиться, развивать интерес к предмету, планировать свою деятельность, самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль, учить овладевать элементами сравнения, классификации объектов, анализом и синтезом, под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, использовать знаково-символическую деятельность. Обучать элементам коммуникативных УУД: отвечать на вопросы, вступать в диалог, описывать предметы и явления, собственные действия и впечатления, продолжать учиться следовать инструкциям педагога, комментировать предметно-практическую деятельность.
Обучающиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов;
выученные правила дорожного движения.
Обучающиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения, правильно используя формы знакомых слов;
ухаживать за одеждой и обувью;
поддерживать порядок в классе, спальном корпусе, столовой, дома;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила уличного движения.

Содержание тем учебного курса
№ Наименование раздела, темы Коли
чество часов Краткое содержание раздела (темы) Из них (количество часов)
Практические работы Экскурсии Мониторинг уровня обучен
ности1 Сезонные изменения в природе 17ч Погода, признаки лета, осени, зимы, весны. Сезонная работа на огороде, в саду. Экскурсии в природу 9ч 2 Транспорт 3ч Трамвай, автобус, троллейбус. ПДД 3 Посуда 2ч Чашка, стакан,кружка. Различение, уход 1 ч Уход за посудой 4 Одежда 2ч Виды одежды, уход за одеждой 1 ч Уход за одеждой 5 Обувь 2ч Виды обуви, уход за обувью 1 ч Уход за обувью 6 Овощи 4ч Картофель, капуста, свёкла, горох. Внешний вид, употребление в пищу 1ч Проращивание семян гороха 7 Бахчевые культуры 1ч Арбуз, дыня 8 Ягоды 1ч Рябина, калина 9 Деревья 2ч Дуб, тополь 10 Растения на клумбах 2ч Астры, ноготки, бархатцы 1ч 11 Комнатные растения 2ч Традесканция, герань 1 ч Уход за комнатными растениями 12 Раннецветущие растения 1ч Гусиный лук, ветреница, подснежник 13 Растения. Обобщение 1ч Деревья, кустарники, травы, цветы 14 Домашние животные 2ч Коза, овца 15 Дикие животные 2ч Ёж, медведь 16 Птицы 5ч Снегирь, синица, грач, скворец 17 Домашние птицы 2ч Курица, утка 18 Насекомые 2ч Муравей, муха, стрекоза 19 Животные. Обобщение 2ч Звери, птицы, рыбы, насекомые 20 Охрана здоровья 6ч Части лица. Глаза, уши, нос, рот. 21 Повторение изученного2ч 22 Проверь себя! 3ч Итоги 1, 2, 3, 4 четвертей
Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока Кол.
час. Даты проведенияЭлементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяФорма контроля Дом.
задание
план факт 1 Летние каникулы 1 Солнце, небо, отдых, купаться, загорать Знать признаки лета Уметь выбирать слова, описывающие летний отдых Стр.4,5
2 Экскурсия в природу по теме «Сентябрь – осенний месяц» 1 Активизация словаря Уметь моделировать фразу Стр. 7
3 Осень. Труд людей осенью 1 Срывать, убирать, выкапывать, готовить Уметь составлять рассказ Стр.10
4 Овощи. Картофель 1 Картофель, огород, коричневый, бордовый Знать признаки картофеля Уметь составлять описательный рассказ Стр.13
5 Овощи. Капуста 1 Развитие точности словоупотребления Знать признаки капусты Уметь использовать смысловые оттенки значений слов Стр.15
6 Овощи. Свёкла 1 Свёкла, ботва, винегрет, борщ, тёмно-бордовая Знать признаки свёклы Уметь составлять описательный рассказ частей растения Стр.17
7 Овощи. Горох. Практическая работа № 1 по теме «Проращивание гороха» 1 Развитие понимания смысловых оттенков слова Знать признаки гороха Уметь самостоятельно составлять рассказ Стр.20
8 Бахчевые культуры. Арбуз, дыня 1 Отработка словообразовательного навыка Знать признаки арбуза и дыни Уметь вести диалог вопросно-ответной формы Стр.23
9 Ягоды. Малина, земляника, рябина, калина 1 Развитие точности словоупотребления Знать признаки ягод Уметь составлять рассказ-описание Стр.25, № 3
10 Экскурсия по теме «Растения на клумбах» 1 Формирование интонационной стороны речи Знать некоторые растения на клумбах Уметь задавать вопросы Знать названия растений на клумбах
11 Растения на клумбах. Астры, ноготки, бархатцы 1 Активизация словаря Знать растения на клумбах Уметь согласовывать слова во фразе Стр.27
12 Экскурсия в природу по теме «Сезонные изменения в природе. Золотая осень» 1 Отработка навыка диалогической речи Знать признаки золотой осени Уметь моделировать предложение 13 Лиственные деревья. Дуб 1 Дубрава, дремучийЗнать признаки дуба Уметь составлять рассказ-описание Стр.34
14 Лиственные деревья. Тополь 1 Упражнения в словообразова-
нииЗнать признаки тополя Уметь самостоятель-
но составлять описательный рассказ Стр.34
15 Растения в природе и их значение в жизни человека 1 Корень, стебель, лист, цветок, словообразовательная функция речи Знать части растений Уметь составлять описательный рассказ Стр.35, 36
16* Проверь себя! Итоги 1 четверти 1 Образование ласкательных слов Знать признаки растений Уметь составлять описательный рассказ Самостоя-тельная работа по составле-
нию описания растения 17 Транспорт 1 Автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, фура Знать виды транспорта Уметь формировать обобщённое понятие «транспорт» Стр.40, 41
18 Наземный транспорт 1 Активизация глагольной лексики в устной речи Знать виды наземного транспорта Уметь согласовывать слова в словосочетаниях Стр. 42-45
19 Правила дорожного движения 1 Активизация словаря Знать правила дорожного движения Уметь строить диалог, формировать интонацион-
ную конструкцию ИК-2 Стр.46-48
20 Экскурсия в природу по теме «Ноябрь – конец осени» 1 Активизация словаря Знать признаки осени Уметь наблюдать за изменениями в природе 21 Сезонные изменения в природе: ноябрь. Итоги экскурсии 1 Активизация словаря Знать признаки осени Уметь составлять повествовательный рассказ Стр.38, 39
22 Посуда 1 Многозначность слова «ручка», развитие словобразовательной функции Знать предметы посуды Уметь составлять распространённое предложение с предлогами в, на, за Стр.49-51
23 Посуда: виды посуды. Практическая работа № 2 по теме «Уход за посудой» 1 Активизация глагольной лексики Знать виды посуды Уметь составлять рассказ, уметь ухаживать за посудой Стр. 52, 53
24 Экскурсия в природу по теме «Декабрь – первый месяц зимы» 1 Отработка диалогической речи в вопросно-ответной форме Знать признаки зимы Уметь наблюдать за явлениями в природе 25 Сезонные изменения в природе: начало зимы 1 Активизация словаря Знать признаки зимы Уметь составлять повествова-
тельный рассказ Стр.54-57
26 Одежда. Практическая работа № 3 по теме «Уход за одеждой» 1 Многозначность слова «погладить» Знать предметы одежды Уметь составлять фразы по действиям Стр. 58-60
27 Сезонная одежда: зимняя одежда 1 Активизация словаря Знать предметы зимней одежды Уметь составлять простое распространённое предложение Стр.61, 62
28 Обувь. Практическая работа № 4 по теме «Уход за обувью» 1 Активизация глагольной лексики Знать предметы обуви Уметь ухаживать за обувью, составлять рассказ Стр.63-65
29 Виды обуви: зимняя обувь 1 Работа над простым предложением Знать виды обуви Уметь вести диалог Стр.66
30 Зимние забавы детей 1 Активизация глагольной лексики Знать зимние забавы детей Уметь моделировать фразу Стр.67-69
31* Проверь себя! Итоги 2 четверти 1 Активизация словаря Уметь составлять рассказ по серии картинок Составление рассказа по серии картинок 32 Экскурсия в природу по теме «Сезонные изменения в природе. Январь « 1 Отработка навыка диалогической речи Знать признаки зимы Уметь наблюдать за явлениями в природе 33 Итоги экскурсии: середина зимы 1 Активизация словаря Знать признаки зимы Уметь составлять повествова-
тельный рассказ Составление характеристики погоды Стр.71
34 Зимующие птицы: снегирь 1 Словосочета-ния, Знать названия зимующих птиц Уметь составлять рассказ Стр.74
35 Зимующие птицы: синица 1 Понимание смысла слов Знать названия зимующих птиц Уметь программировать устное высказывание Стр.76
36 Перелётные птицы: грач 1 Отработка навыка группировки слов Знать перелётных птиц Уметь программировать устное высказывание Стр. 78
37 Перелётные птицы: скворец 1 Понимание смысла слов Знать перелётных птиц Уметь программировать устное высказывание Стр.80
38 Человек и природа: помощь зимующим птицам 1 Активизация словаря Знать зимующих и перелёных птиц Уметь составлять повествовательный рассказ Стр.82
39 Домашние птицы: курица 1 Кудахтать, насест, шпора, составление фразы по опорам Знать названия домашних птиц Уметь составлять рассказ по опорам Стр.84
40 Домашние птицы: утка 1 Селезень, перепонка, крякать Знать названия домашних птиц Уметь составлять рассказ по опорам Стр. 86
41 Экскурсия в природу по теме «Февраль – конец зимы» 1 Отработка навыка диалогической речи Знать признаки зимы Уметь наблюдать за явлениями в природе 42 Сезонные изменения в природе: февральские приметы 1 Активизация словаря Знать признаки зимы Уметь составлять повествовательный рассказ Составление характеристики погоды Стр.91
43 Труд жителей города и села зимой 1 Активизация словаря: ремонт, снегозадержа-ниеЗнать признаки зимы Уметь сравнивать труд людей в городе и селе Стр.94
44 Зима –время года 1 Активизация словаря Знать признаки зимы Уметь составлять повествовательный рассказ Составление характеристики погоды Стр.97
45 Домашние животные: коза 1 Морда, травоядные, мекать Знать названия домашних животных Уметь согласовывать слова во фразе Стр.99
46 Домашние животные: овца 1 Овчарня, брынза, ягнёнок Знать названия домашних животных Уметь согласовывать слова во фразе Стр.102
47 Дикие животные: ёж 1 Многозначность слова «иголка», пугливыйЗнать названия диких животных Уметь образовывать новые слова Стр.104
48 Дикие животные: медведь 1 Бурый, агрессивный Знать названия диких животных Уметь отгадывать загадки Стр.106
49 Экскурсия в природу по теме «Растения и животные весной» 1 Активизация словаря Знать растения и животных курского края Уметь использовать местоимённую связь в речи при описании природы 50 Март – весенний месяц 1 Связное высказывание Знать признаки ранней весны Уметь отгадывать загадки Стр.109
51 Проверь себя! Итоги 3 четверти 1 Активизация словаря Знать признаки зимы и ранней весны Уметь составлять рассказ по серии картинок Составление рассказа по серии картинок 52* Комнатные растения: герань, традесканция 1 Отросток, герань, традесканция светолюбивые, неприхотливые, теневыносливое Знать названия комнатных растений Уметь составлять рассказ, выделять общие признаки видов Стр.115
53 Практическая работа № 5 по теме «Уход за комнатными растениями» 1 Горшок, лейка, полив, рыхление Знать приёмы ухода за комнатными растениями Уметь ухаживать за комнатными растениями Стр.114
54 Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга 1 Подснежник, мать-и-мачеха, Красная книга Знать ранне-цветущие рас-тения, прав. повед. в прир. Уметь вести себя в природе Стр.118
55 Насекомые: муравей 1 Муравейник, кокон, куколка, трудолюбивые, выносливые Знать названия насекомых особенности их строения Составлять рассказ об особенностях муравья Стр.120
56 Насекомые: муха 1 Надоедливое, вред, Знать назва-ния насеко-мых особен-ности их Уметь моделировать фразу Стр.122
57 Разнообразие животного мира. Охрана животных: местные заповедники 1 Точность употребления слов Знать местных животных Уметь описывать животных самостоятельно Стр.126
58 Экология воздуха и охрана окружающей среды 1 «лёгкие» планеты, экология Знать правила поведения в природе Уметь моделировать по схеме текст-рассуждение Стр. 128
59 Экскурсия в природу по теме «Сезонные изменения весной» 1 Активизация словаря Знать признаки весны Уметь использовать местоимённую связь в речи при описании природы 60 Человек. Охрана здоровья 1 Точный отбор слов при назывании органов чувств человека Знать органы чувств человека, части тела человека Уметь составлять простое распространённое предложение Стр. 132
61 Глаза: органы зрения 1 Белок, зрачок, роговица,зрение, орган; образование прилагательных Знать строение глаза Уметь програмирование высказывания по опоре Стр. 134
62 Органы слуха – уши и уход за ними 1 Гигиена органа слуха, недослышать глохнуть Знать правила ухода за ушами Уметь моделировать фразу Стр.136
63 Органы обоняния и осязания: нос и язык 1 Обоняние, осязание, нюхать, пробовать Знать органы осязания и обоняния Уметь строить монолог на основе описания органов Стр.139
64 Зубы и уход за ними 1 Кариес Знать строение зуба Уметь ухаживать за зубами Стр. 142
65 Экскурсия в природу по теме «Природа весной» 1 Активизация словаря Знать признаки весны Уметь использовать местоимённую связь в речи при описании природы 66 Повторение. Растения и животные 1 Активизация словаря Знать растения и животные Уметь составлять рассказ 67 Повторение. Человек. Охрана здоровья. Итоги 4 четверти 1 Активизация словаря Знать части тела человека, органы чувств Уметь составлять рассказ Тестирование Описание материально – технического обеспечения учебного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Е. Д. Худенко, И. А. Терехова Знакомство с окружающим миром Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 3 класс, М.:АРКТИ, 2004
2. Е. А. Алябьева Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Методическое пособие, М.:Т Ц Сфера, 2006
3. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет, М.: Т Ц Сфера, 2005
4. Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида, М.: АРКТИ, 2004
5. Е. Д. Худенко Практическое пособие по развитию речи, М.: РУССИКО, 1994
6. В. Н. Иванкова 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок для начальной школы, Аквариум, Дом печати – Вятка, 2005
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты).
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.
Видеофильмы соответствующего содержания.
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Оборудование класса
Ученические столы одноместные и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ruУчительский портал http://www.uchportal.ruФестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ruПортал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ruСеть творческих учителей http://www.it-n.ru/