Презентация по аглийскому языку на тему Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка


Педагогический проект Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языкаКожина Ольга ВладимировнаУчитель английского языка МОУ «СОШ № 63 с углублённым изучением отдельных предметов»Автозаводского района Г. Нижнего Новгорода2010г. BENJAMIN FRANKLIN исследования Объект:дидактический процесс на уроке иностранного языка. Предмет:ПроцессФормированиякоммуникативной компетентности на уроке иностранного языка. Цель проекта : разработка методических рекомендаций по формированию коммуникативной компетентности на уроках иностранного языка. задачи - определить степень разработанности различных аспектов данной проблемы в методической, психологической, педагогической литературе; -  обосновать возможности уроков иностранного языка при формировании коммуникативной компетентности;-  разработать модель формирования коммуникативной компетентности и экспериментально ее проверить.- провести экспериментальную проверку системы разработанных заданий, установить ее эффективность. январь – февраль 2010г. сентябрь - декабрь 2009г. март – май 2009г. 2008г. Анализ и офор-мление резуль-татов иссле-дования Педаго-гичес-кий эксперимент Конста-тирую-щий эксперимент Изуче-ние методи-ческой, педагогической,психо-логической литера-туры 4этап 3этап 2этап 1этап Методы и этапы исследования анализ теоретической литературытестированиеметод опросаизучение передового опытаконстатирующий и формирующий эксперименты Значимость исследования Теоретическая - уточнена сущность коммуникативной компетенции - выявлены возможности уроков иностранного языка для ее формирования - построена теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности учащихся. Практическая - результаты исследования могут быть использованы не только учителями иностранного языка средней школы, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин. Коммуникативная компетенция Совокупность речевой, языковой и социокультурнойсоставляющих.(В.В.Сафонова) Составная часть челове-ческого бытия, котораяприсутствует во всех видах человеческойдеятельности.(Н.Д.Никандров) Постоянная готовностьк контакту(А.Б.Добрович) Термин «коммуникация» (от лат. communicatio)- делать общим, сообщать, беседовать.Термин «компетенция» ( от лат. competere)- соответствие, соразмерность. Лингвистическая компетенция Социо-культурная компетенция Дискурсивная компетенция Стратегическая компетенция Социо-лингвистическая компетенция Модель коммуникативной компетенции Характеристики коммуникативного образовательного процесса иноязычное образованиереальное общение;личностный смысл;мотивированность любого действия;речемыслительная активность;связь общения с другими видами речевой деятельности;ситуации как системы взаимоотношений;функциональность;новизна и эвристичность;содержательность;проблемность. Высокий уровеньприближающийся ккоммуникативной компетенции носителя языка Профессиональнодостаточныйуровень Высокий уровень(в рамках общего среднегообразования) Продвинутый уровень Средний уровеньУровень элементарной коммуникативнойкомпетенции Начальный уровеньВ овладении говорением, чтением, письмом,аудированием верхний промежуточный низкий уровни обученностиучащихся внутрикаждого уровнякоммуникативнойкомпетенции Уровни коммуникативной компетенции Принципы организации учебно-воспитательнойдеятельности коммуникативно-ориентированноеобучение возможно вусловиях деятельностногоподхода коммуникативно-ориентированноеобучение означаетформирование коммуникативнойкомпетенции коммуникативно-ориентированноеобучение возможно вусловиях аутентичного процесса социализацииучащихся 1. Деятельностная сущностьосуществляется через«деятельностные задания»2. Деятельностные заданиястроятся на основе игрового,имитационного и свободногообщения3.Деятельностная сущностьреализуется в положении«здесь и теперь»4.Деятельностная сущностьповышает важность методи-ческой организации процессаобучения5.Деятельностная сущностьреализуется в условиях гуманистического подходак обучению 1. Лингвистическая компетенция2. Прагматическая компетенция3. Когнитивная компетенция4. Информативнаякомпетенция5. Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деят-тиаудоровании, говорении,чтении и письме 1.Аутентичное КО обучениеосуществляется путёмзаданий речевоговзаимодействия2.Аутентичное КО обучениеосуществляется путём заданий «информационноенеравенство»3.Аутентичное КО обучениеосуществляется путёмпроблемных речемысли-тельных заданий4.Аутентичное КО обучениеосуществляется путёмролевого общения5.Аутентичное КО обучениеосуществляется путёмспонтанного общения Приёмы коммуникативного взаимодействия учащихся ИнтервьюБанк информацииПоиск парыГрупповые решенияКоординация действийДискуссионная игра Экспериментальнымпутём подтвердить эффективность методической системы, направленной на формирование коммуникативной компетентности Целенаправленное и систематическое использование системы разработанных упражнений и заданий по формированию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции при обучении английскому языку приводит к высокой эффективности процесса обучения школьников. Система работы учителя иностранного языка и ее результативность Цель эксперимента Гипотеза Ожидаемые результаты В результате изучения темы«HOW DO YOU TREATTHE EARTH?» 7 класс по учебнику Кузовлева В.П. учащиеся должны уметь:использовать в языковом контексте устно и письменно, рецептивно и продуктивно индивидуальные ресурсы лексики и грамматики английского языка, объем которых определяется требованиями программы. выбирать правильный стиль речи с учетом ситуации общения и выбор языковых форм оформлять высказывание в соответствии с нормами письменной и устной речи владеть типовыми моделями передачи информации и взаимодействия. осуществлять самоконтроль, анализировать ошибки и работать над ними, организовывать и планировать свой учебный процесс. Методы и приёмы организации деятельности. Методы и приёмы технологии критического мышленияМетод проектовПриемы коллективного взаимодействияКреативно-ценностные технологии Контроль аудированияФормат теста – note-taking. Контроль чтения. Формат теста – matching.Грамматика Формат теста – paraphrase. Учащиеся защищают свои проекты которые готовили начиная с первого урока. «Are you a friend of the planet?» Учащиеся делятся на группы, полу-чают 1 из 3 текстов, знакомятся с ним. Затем, работая в экспертных группах готовят пересказ своего текстаВозвратив-шись в свои группы ученики делятся ин-формацией, рассказывая каждый свой текст. Заклю-чительный этап- коллек-тивное об-суждение «учитель – класс» Учащиеся обращаются к письмам британских детей, знако-мятся с информаци-ей. Затем организуется дискуссион-ная игра. Участники реагируют на прочитанное:сообщением информации, вопросом, согласием, возражениемвсесторонне обсуждают предложен-ный тезис.По окончании подводят итоги, делают вывод. Учащиеся слушают разговор детей и отвечают на вопрос по общему содержанию. После 2-го прослушивания получают карточки «друга». Задача-найти одноклассников, которые думают такжеВ заключении, группами союзников высказывают свою точку зрения по данной теме. При изучении грамматики используется вариант «учимся вместе». Учащиеся, работая в группах самостоя-тельно выявляют случаи употребле-ния времени, находят указатели, составляют схемы утвердительного, отрицательного, вопроси-тельного предложений выводят правило. Презентация новых ЛЕ сначала проходит на основе фронтальной работы. Затем в парах, получая карточки с заданиями. Потом объединяют-ся в четвёрки и тренируются в произноше-нии и написании новых слов. Затем дается упражнение, которое является отчетом о проделанной работе. 8,9,10 уроки 7 урок 6 урок 5 урок 4 урок 2,3 уроки 1 урок Результаты1 четверть 2 четверть Тест "Расписание" Доля английского языка вдействующем расписании (8,6%)Доля английского языка в желаемомрасписании (12,4%) «Методики диагностики уровня творческой активности учащихся» Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)для выявления уровня коммуникативной комфортности учащихся на учебном занятии. Динамика развития иноязычной коммуникации «Методики диагностики уровня творческой активности учащихся» Чувство новизны:низкий уровень 27 % 15 %средний уровень 40 % 31 %высокий уровень 33 % 54 %Направленность на творчество:низкий уровень 33 % 15 %средний уровень 43 % 37 %высокий уровень 24 % 48 %Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) для выявления уровня коммуникативной комфортности учащихся на учебном занятии. Диагностика с использованием данной методикипоказала, что состояние большинства учащихся послеобщения можно охарактеризовать как комфортное. В ы в о дПолученные данные свидетельствуют о том, что используемая система работы позволяет: - обеспечивать комфортные условия для учащихся; - формировать личностно-смысловое отношение учащихся к изучаемому предмету; - оказывать мотивационно – психологическую поддержку учеников; - создавать особую культуру учебной деятельности, проявляющуюся в умении планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку.Таким образом, целенаправленное и систематическое использование системыразработанных упражнений и заданий по формированию и развитию иноязычнойкоммуникативной компетенции при обучениианглийскому языку приводит к высокойэффективности процесса обучения школьников Спасибо за внимание!