Презентация «Подростковый возраст. Психологические особенности.»


Подростковый возраст. Психологические особенности Савиковская Галина Леоновна педагог-психолог ГБОУ ЦО №170 Структура личности подростка…В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней- переход, все течёт. (Л.С.Выготский) Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Особенности подросткового возраста Центральное новообразование – чувство взрослости – представление о себе как уже не о ребёнкеСмена значимых лиц и перестройка отношений со взрослымиВедущая деятельность – общественно-полезная и общение со сверстникамиПерестройка мотивационной, интеллектуальной и личностной сферыЭмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения . Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 14-15 лет, девочки 12-13 лет СПЕЦИФИКА ВОЗРАСТА «НЕ» Не хотят учиться так, как могутНе хотят слушать никаких советов;Не хотят убирать за собой;Не делают домашние дела;Не приходят вовремя.В это врем они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование новых ролей.Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки. Потребности подростков: Освободиться от контроля и опеки родителей, учителей, от установленных ими правил и порядков.Общение со сверстниками удовлетворяет эмоциональные потребности ( чувство благополучия, устойчивости)Осознать себя и войти в мир взрослых (поиск идентичности).Потребность в признании, уважении, самоуважении, самоутверждении. Учеба перестает быть ведущей деятельностью и активность подростка направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности.Статистика : среди старших подростков интересно учиться – 8, 1%, среди старшеклассников -12,4%, при этом они осознают, что учиться необходимо -75%Ведущим мотивом учения в средних классах – стремление подростка завоевать определенное положение в классе, выделиться, добиться признания сверстников.Школа для подростка – это в первую очередь место общения со сверстниками, и тем самым она приобретает ценность. Учебная мотивация подростков Развитие познавательных интересов Наибольшее значение для пробуждения познавательного интереса к предмету имеет качество преподавания и личность учителя. Наряду с этим, как показывают исследования, особенно высоким потенциалом развития познавательного интереса подростков обладает их внеучебная деятельность. Участие во внеклассных мероприятиях позволяет подростку утвердиться в своей среде, завоевать авторитет, повысить степень вероятности ситуации успеха в познавательной деятельности, и, следовательно интереса к ней. Все педагогические средства могут стать реально действующими стимулами при условии, если ученик будет достигать успеха в познавательной деятельности