Родительское собрание Этот трудный возраст


Родительское собрание
Этот трудный возраст
Цель и задачи: Дать родителям понятие «подростковый возраст»; расширить представления об его особенностях.
1. Оказание помощи в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками.
2. Воспитание у подростков дисциплины и законопослушного поведения.
3. Воспитание ЗОЖ.
4. Дать представление о правах и обязанностях детей и родителей.
5. Профилактика жестокого отношения в семье
Форма организации: круглый стол.
Повестка:1. Вступительное слово социального педагога Спириной С.В.
2. Выступление специалиста по культуре и спорту Ишманова Р.Г. – по ЗОЖ
3. Беседа с врачом-наркологом Губахинской поликлиники «Профилактика наркомании».
4. Выступление инспектора ГИБДД Валиевой О.А. по профилактике ПДД
5. Беседа со специалистом КДН Бельтюковой Т.Н. «Права и обязанности детей и родителей в семье».
6. Выступление педагога – психолога «Поощрение и наказание ребенка-подростка в семье».
Ход собрания
Вступительное слово.
Будущее вырастает сегодня. Оно сидит за школьными партами, допоздна носится по дворам и улицам, прислушивается или отвергает всяческие воспитательные попытки. Будущее – оно вокруг нас. Это мы сами формируем его.
Мы живем в непростое время и в непростом обществе. Это общество – мы сами. Дети – завтрашний день страны, и он непременно связан с тем, каких детей мы воспитаем сегодня. В современной ситуации, когда в детской среде широко распространены безнадзорность и беспризорность, растет подростковая преступность, продуктивно решать задачи воспитания трудно.
Следует учесть, что современные дети – это другие дети. Отсутствие идеала и стремления к развитию собственной личности требуют от них заполнения своей жизни непродуктивными для личности занятиями. Широкое распространение среди подростков получило употребление алкоголя, наркомания, токсикомания.
Многие современные семьи утратили воспитательные функции. Но свято место пусто не бывает: функцию воспитателя тут же подхватывает «улица». Именно дворовые и уличные компании впервые приобщают подростка к сигарете, алкоголю, наркотикам. Именно «улица» вовлекает его в совершение различных противоправных деяний.
Я провела тестирование учащихся нашей школы на склонность к делинквидному (противоправному) поведению и на склонность к аддиктивному поведению (употребление ПАВ). Вот что получилось.
Всего проверено 48 учеников.
Склонность к аддиктивному поведению: высокий уровень - 43,7% детей школы; средний уровень – 58,3%; низкий – всего лишь 6,25% детей.
Склонность к делинквидному поведению: высокий уровень - 37,5% детей; средний уровень – 58,3%; низкий уровень – 4,2%.
Основной задачей всех служб школы является оторвать ребенка от улицы, занять его время альтернативными делами. Для этого в школе созданы кружки, секции, курсы по интересам, проводятся развлекательные и спортивные мероприятия. Необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Конечно, для профилактики вредных привычек и противоправного поведения в школе делается немало: наши дети вовлекается в дополнительное образование на базе школы. Работают такие кружки как ОФП, где дети занимаются спортом, играют в спортивные игры. Кроме того, они ходят в спортивный клуб «Химик», в бассейн, на фитнес, зимой – катаются на коньках и горных лыжах.
Дети ходят на курсы по выбору «Учимся готовить вкусно», «Бумажные фантазии», «Следователь», «Домашний мастер», «Парикмахер»; посещают кружки «Волшебный карандаш», «Хлебосол», «Звонкая струна». В кружках и секциях занято 97 % детей.
Беда в том, что дети, употребляющие ПАВ, как правило, ничем не интересуются, вовлечь их в какой-то кружок оказывается делом трудным. Мы радуемся даже небольшим нашим «победам». Еще одна проблема заключается в том, что дети заняты только в школе, а школа работает до 16-00 часов. Остальное время они проводят на улицах, где нормой считается употребление ПАВ и совершение противоправных деяний.
По аналитической справке полиции, за 10 месяцев 2011 года учащимися нашей школы было совершено 6 преступлений, 9 правонарушений административного характера, 2 общественно опасных деяния, что существенно превышает количество противоправных деяний за аналогичный период прошлого года. Складывается впечатление, что родителям все равно, где и с кем проводят дети свободное время, во сколько они приходят домой, а то и вовсе не ночуют дома.
Во время осенних каникул был проведен вечерний рейд совместно с инспектором полиции к детям, условно осужденным и состоящим на учете. Выяснилось, что из 7 подростков после 22-00 часов дома находился только один человек, про остальных родители не могли сказать, где и с кем находятся их ребенок, во сколько он придет. И беда в том, что в основном это дети из достаточно благополучных семей. Но видимо, родители уже испытывают беспомощность в воспитании своего ребенка, не имеют на него влияния, родительским авторитетом не пользуются.
Сейчас в Губахе действует большое количество спортивных секций, которые ребенок может и должен посещать после школы. Каждому ученику выдан сертификат, о котором подробнее расскажет специалист по культуре и спорту Ишманов Ришат Гаривзянович.
Выступление специалиста по культуре и спорту.
Как уже говорилось, в школе большое количество правонарушений, связанных с употреблением алкоголя, токсикоманией, поэтому наши дети находятся в зоне риска употребления наркотических веществ. Об этом – выступление врача-нарколога Губахинской поликлиники Ольги Геннадьевны.
Выступление врача-нарколога Губахинской поликлиники «Профилактика наркомании»
Наши дети и вы, родители, имеете определенные права и обязанности, о которых зачастую не знаете или не вспоминаете, воспитывая ребенка. Об этом расскажет специалист КДН Бельтюкова Татьяна Николаевна.
Выступление специалиста КДН «Права и обязанности детей и родителей»
О ситуации на дорогах Губахи расскажет инспектор ГИБДД Валиева Ольга Александровна.
Выступление инспектора ГИБДД.
Как же поощрять и наказывать ребенка, не нарушая закон? Об этом расскажет психолог школы Рожеловский Василий Владимирович.
Выступление педагога – психолога «Поощрение и наказание ребенка-подростка в семье»:
- Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:
"Да что вы, он не мог. Коля очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым».
Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного».
Как вообще обстоят дела с дисциплиной в российских учебных заведениях? И как решается эта проблема?
Им было предложено написать работу на тему «Проблема дисциплины в моей школе». формы нарушения школьной дисциплины и приемы, которые использовали учителя для установления порядка.
Анализ работ показал широкий спектр нарушений дисциплины.
- 1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках;
- 2 местo – хождение по классу во время урока;
- 3 место - прогулы уроков.
Упоминания о данных нарушениях присутствовали во всех трех категориях работ (работы, содержащие воспоминания о своих школьных годах; работы практикантов и работающих учителей). Содержались также указания на такие традиционные формы нарушений, как:
- драки; - порча школьного имущества и оборудования; - уничтожение школьной документации; - опоздания на уроки.
Вместе с тем были указаны такие формы нарушений, которые являются характерным явлением нашей эпохи. Среди них: прослушивание музыкальных записей с помощью плейера, обмен SMS - ками с подругой по классу во время уроков. Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя; игнорирование его вопросов.
Примечательно, что диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широкий – практически каждая новая студенческая работа пополняет и без того длинный список дисциплинарных проступков.
Следует отметить, что самая тяжелая ситуация наблюдается в классах коррекции и классах, где учатся дети подросткового возраста («у них наблюдается резкая смена настроения и поведения»).
Анализ работ показал, что очень тяжело работается в школе женщинам пожилого возраста (60 – 70 лет), тем, которые, скорее всего, пришли в школу пытаясь хоть чуть – чуть увеличить свои доходы, тем, кто не может прожить на маленькую пенсию (2 случая). Для данной категории учителей характерен, как показал опрос, низкий уровень профессионализма, который школьники, судя по всему, не могли простить, особенно если это сочеталось с психической неуравновешенностью. Об одном таком случае студентка повествовала следующим образом: «Когда у нее шел урок, слышно было всей школе, стоял невыносимый шум… Мои одноклассники позволяли себе грубые и довольно жесткие высказывания в ее адрес, обзывали ее, наклеивали какие – нибудь бумажки ей на спину и т.д. Она ничего не могла поделать. Причем и директор и завуч знали о бедственном положении на уроках истории и даже не пытались со своей стороны принять какие – нибудь меры».
Как показал анализ работ, широко распространена практика «проверки на прочность» новых учителей. «Что мы только не вытворяли: кричали, кидались бумажками, кушали на уроке, даже кто – то подрался!», - пишет студентка. Не каждый педагог справлялся с данной проблемой, выдерживал такое давление, продолжая работать. Указывались случаи, при которых учителя покидали кабинеты во время занятий, отказывались от наиболее «отличившихся» классов, увольнялись в течение года.
Вот что нередко творится за закрытыми дверями школы. Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи? Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.
Но какие еще причины нарушений школьной дисциплины действуют? Следует указать, что респонденты пытались их проанализировать. На первое место студенты поставили непрофессионализм («проблема дисциплины – следствие плохого преподавание как такового, то есть ученикам настолько неинтересен предмет и педагог, что они всячески пытаются избегать и то и другое теми или иными способами»). Студенты также убеждены, что «нельзя ожидать от учеников средней школы развитого уровня самодисциплины, осознанной заинтересованности в качестве получаемых знаний». Указывалось, что нарушения дисциплины на уроках молодых педагогов часто связаны с небольшой разницей в возрасте между учителем и учениками, которым подчас психологически трудно воспринять своего учителя как «полностью взрослого человека». Отмечалось также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.
Какие же приемы и методы решения проблемы школьной дисциплины используют учителя? Наиболее часто упоминалось студентами, как это ни прискорбно, повышение голоса, крики. Однако этот прием оценивался бывшими школьниками крайне негативно («ступор школьников», «страх» и противоположная реакция, на которую указывает студентка, работающая в школе – «из этого ничего не получилось, так как они начали разговаривать еще громче»). По всей видимости, шумовые эффекты в наших школах преобладают – помимо крика, педагоги любят бить указкой (линейкой) по парте. Встречаются и случаи рукоприкладства («толкнул в спину опоздавших», взял за горловину свитера и отшвырнул назад», «ударил учебником по голове» и т.п.) По - прежнему педагоги прибегают к помощи директора, вызывают родителей в школу. Студенты вспоминали ситуации словесного оскорбления со стороны педагогов, унижений, высмеиваний. Авторитарный стиль общения также указывался студентами, однако они глубоко уверены, что установленная таким образом дисциплина поддерживается страхом, отражается негативно на самочувствии детей. Отмечались случаи выставления двоек за поведение («только в силу слабости своего характера может использоваться», «безобразий будет еще больше»), записи в дневниках, удаление из класса.
При этом следует отметить, что большинство убеждено, что решение проблемы дисциплины напрямую связано с ростом профессионального мастерства педагогов. Высоко оценивалось знание своего предмета, методики его преподавания (увлекательность изложения, привлечение дополнительных материалов, разнообразные виды деятельности на уроке, разноуровневые задания.) Также отмечали позитивное влияние на дисциплину выдержки педагога, дружелюбного отношения к ученикам. Указывалось также разнообразие форм внеурочной деятельности, которые способствовали созданию благоприятного психологического климата в школе, позволяли ученикам и педагогам лучше узнать и понять друг друга, ценить общение.
В заключение несколько слов директора школы Ольховского Валерия Николаевича.
Памятка для родителей о наказании
Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
Поведение ребенка будет непредсказуемым, он не будет понимать и принимать законы морали.
Проявляя при детях худшие черты своего характера, Вы показываете им плохой пример.
Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Задачи дисциплинарной техники – изменить желания ребенка, а не только его поведение.
Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
Наказание вынуждает ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединяются два чувства – любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.
Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.
Наказание может помочь ребенку привлекать внимание родителей любыми средствами.
Нельзя наказывать ребенка до 2,5 – 3 лет.
Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, чем можно его заменить?
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Корректно, в доступной для него форме объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Отвлечением. Постарайтесь предложить Вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится.
Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.
Наказывая, необходимо помнить:
Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому.
Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.
Никакой профилактики, никаких наказаний «на всякий случай».
За один проступок – одно наказание. Если проступков совершенно сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
Предупреждение: Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного Вами или кем бы то ни было. Даже если ребенок набезобразничал так, что хуже некуда, но в тоже время защитил слабого, помог больному и т.д., за это надо похвалить и поощрить так, как он того заслуживает.
Недопустимо запоздалое наказание. Даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка, в большинстве случаев, достаточное наказание. Ребенок не должен боятся наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей.
Не унижайте ребенка. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних проступках больше ни слова.
Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Памятка родителям от ребёнка
Дорогие родители!
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: « Я вас ненавижу», я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне об этом всё с глазу на глаз.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честь. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
Не защищайте меня от последствий моих собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщётности попыток сравниться с вами.
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
Пусть мои страхи не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество.
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.