Повышение качества образования через проектную деятельность


Направление «Инновационная деятельность педагога в рамках реализации приоритетных проектов системы образования МАОУ «Кондратовская средняя школа»
Ладанова Валентина Ивановна,
классный руководитель 2е класса
МАОУ «Кондратовская средняя школа»
Повышение качества образования через проектную деятельность
За последние годы существенно изменились приоритеты образования. Поэтому современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии и активные формы работы. Ни для кого не секрет, что в настоящее время у многих учащихся наблюдается слабая мотивация к учёбе. Я считаю, что необычные формы проведения уроков и занятий позволяют сделать учение более интересным и увлекательным для  младших школьников,  сохранить познавательный интерес  ребёнка. Для повышения качества образования на своих уроках я использую проектную деятельность. В прошлом учебном году мною были проведены проектные уроки:
Окружающий мир в 1 классе по теме «Дикие и домашние животные».
Математика в 1 классе по теме «Литр». Данный урок я показывала на районном профессиональном конкурсе «Зелёное яблоко-2016» (диплом 3 степени в номинации «Учитель начальных классов»).
Внеурочное занятие по «Проектной деятельности» во 2 классе по теме «Цветик-семицветик».
Если ребенок ходит в школу потому, что ему там интересно,  то и учёба даётся ему легче. Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Поэтому я предлагаю рассмотреть проектную деятельность на уроке как эффективный способ развивающего и проблемного обучения, т.к. это та среда, где каждый ребенок может проявить себя.
Опыт показывает, что  для достижения метапредметных  результатов, о которых говорится в новых стандартах,  необходимо внедрение развивающих технологий. Участие детей в проектной деятельности формирует познавательный интерес  и универсальные учебные действия: умение работать в группах (коммуникативные), умение работать с информацией (познавательные), которые потом  формируются в метапредметные умения, необходимые ученику для освоения технологии умения учиться, о чём нам напоминают стандарты второго поколения.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Для учебного проекта:
1.Необходимо наличие проблемы.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.
4.Результатом работы над проектом является продукт.
5.Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Развитие проектной деятельности в начальной школе уже заложено в новых учебниках начальной школы. На примере программы «Перспектива» в учебнике Окружающий мир с 1 класса ребята работают над проектами- «Мой любимый город», «Моя малая родина», «Моя семья», «Мои домашние питомцы». Ученики выполняют проекты по темам, составляя фоторассказы с подписями, в которых выражают свое отношение к окружающему. Такая работа развивает в ребенке способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личный потенциал. В связи с этим, учебный проект можно применять на любом уроке, любого предмета, во внеурочной деятельности.
Возьмем, к примеру, урок математики 1 класса по теме «Литр».
Ну а сейчас будем исследователями.
Что можете сказать об этих ёмкостях?
Что у нас в ёмкости?
Что можно сказать о количестве жидкости в этих сосудах?
Как это определили?
А вы хотите это проверить?
Сейчас мы будем измерять, какой объём воды вместился в эти сосуды.
Будем измерять с помощью мерки - стакан, кружка, баночка.
Гипотеза: (на доске)
Как вы думаете, сколько таких стаканов воды вместилось в ёмкость?
А кружек? А баночек?
Проверяем свою гипотезу.
Если наши ёмкости одинаковые, то почему так получилось, что в них вмещается разное количество мерок?
-Почему результат у нас разный? - измеряли разными мерками
Это неточное измерение. Чтобы измерение было точным – нужна одинаковая мерка. Как думаете, она существует?
Она находится перед вами. Эта банка имеет объём 1литр.
И ученые её доказали. Это 1литр. Слово литр сокращённо пишут так: строчная буква «Л»
А в жизни мы встречаемся с эти понятием- литр?
-Рассмотрите какие ещё бывают ёмкости вместимостью 1 литр (коробка из-под сока, молоко, банка)
Как вы думаете, можно ли складывать и вычитать количество единиц объёма? (Число единиц объёма)
Величины можно измерить. жидкость
воды поровну, на одном уровне
на глаз
Да
Были разные мерки
Да
Встречаемся постоянно
Рассмотрев данный фрагмент урока, мы можем увидеть все пять требований к проекту (проблему, проектирование, поиск информации…). Данный метод можно использовать на любом этапе урока. Так на этапе творческого воспроизведения новых знаний, на уроке литературного чтения, можно распределить задание по группам. После знакомства с содержанием текста дети должны распределить между собой роли, приготовить маски, подготовить выразительное чтение своих слов, выступить. На уроке русского языка, после знакомства со словарными словами, на этапе повторения задания для групп могут быть такими: найти ошибку в словарном слове и исправить её. По предмету «Окружающий мир» во 2-ом классе по теме «Регионы Российской Федерации» ребята в группах выполняют задания (работа с физической картой, картой регионов России, поиск информации в интернете, поиск информации из учебника). Во внеурочной деятельности в 1 классе на занятиях «Лего- конструирования» ребята в группах работали над созданием лего-животных и презентацией своей работы. Начиная со 2 класса у нас проходят занятия «Проектная деятельность», на которых мы сначала учимся работать в группах (сначала по 5 человек, потом по 3, по 2 человека), учимся планировать свою работу и работать по плану, выделяем лидера группы, учимся презентовать свою работу.
Все эти варианты проведения проектной работы предусматривают в основном работу в группах- что немаловажно для дружного коллектива. Надо отметить, что рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста при выполнении проектов нельзя — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Уже в 1-ом классе происходит подготовка к проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем и родителями. Если в 1-ом классе учащиеся не умеют работать парами, то уже во втором они начинают работать группами.
Таким образом, проектная деятельность младших школьников способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. Кроме того реализация проектов помогает повысить качество образования детей, благодаря направленности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели. А закончить своё выступление я бы хотела словами: «Наберись смелости- сделай попытку!»