Тематическое планирование. Индивидуальное обучение на дому.

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы «Литературное чтение» (1-4) Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеев (М.:Балас, 2012) и обеспечена учебно-методическим комплексом для 3-го класса c изменениями.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования и учебному плану образовательного учреждения на 2015- 2016 учебный год. Авторская программа рассчитана на 136 часов в год.
Количество часов по рабочей программе на год – 34 ч.
По недельному учебному плану Узулиньш М. с учетом индивидуальных особенностей на изучение русского языка отводится 34 час (1 час в неделю).
Сокращение учебных часов становится возможным за счет применения подачи материала блоками, с показом основных алгоритмов и предоставлением однотипных заданий для закрепления при самостоятельной работе учащегося. Кроме того, использование листов с печатной основой и презентаций, а также консультаций по средствам Интернет позволяет увеличить количество заданий по изучаемой теме. Также, уменьшено количество контрольных работ. Контрольные работы вынесены на домашнюю работу.
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в неделю по учебному плану – 1 ч.
Цели, задачи, содержание обучения остаются такими же, как и у авторов. Требования к уровню подготовки не изменяются.
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующий учебно-методический комплект:
«Литературное чтение» («В одном счастливом детстве»)  Учебник для 3 класса в 2-х частях.  Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева  (Москва  «Баласс» 2013 г.)
Тетрадь по литературному чтению для 3 класса. Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева  (Москва  «Баласс» 2013 г.)
Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» 3-4 класс. Авторы Н.А. Шестакова, Т.В. Кулюкина  (Москва  «Баласс» 2013 г.)
Уроки литературного чтения во 3-м классе  (Методические рекомендации для учителя). Авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева  (Москва «Баласс» 2012 г)
«Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст» (Пособие для учителей начальных классов).  Автор О.В. Соболева (Москва «Баласс» 2012 г.)
Общая характеристика учебного предмета
Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;
3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.
Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения, принцип актуализации тематики чтения, принципа идейно-художественной значимости, принцип целостного восприятия художественного произведения, а также монографический принцип.
В 3-м классе дети читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го класса, позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу. Реализация принципа идейно-художественной значимости достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, когда дети работают с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом.
Для заучивания наизусть учащимся будут предлагаться все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие отрывки прозы (от 3-4 до 7-8 предложений).
Цели, задачи и содержание курса литературного чтения в начальной школе
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать;
развивать художественно – творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений; формировать эстетическое отношение к искусству слова; совершенствовать все виды речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать, рассказывать и импровизировать;
способствовать овладению осознанным, правильным, беглым  и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формировать читательский кругозор и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитывать эстетическое отношение к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащать нравственный опыт младших школьников, формировать представления о добре и зле, справедливости и честности; развивать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России.
Приоритетной целью обучения литературному чтению  является формирование читательской компетенции младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средству самообразования.
Достижение этих  целей предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Содержание предмета «Литературное чтение» включает следующие разделы:
Круг детского чтения.
Техника чтения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Литературоведческая пропедевтика.
Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Техника чтения
На  момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3)  скорость чтения –  установка на  нормальный для  читающего темп  беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для  передачи точного смысла высказывания.
Правильное, осознанное, достаточно беглое  и выразительное чтение  целыми словами про  себя  и  вслух. Выбор  интонации,  соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»:  нахождение авторского  заглавия в ряду  данных).
Обучение прогнозированию содержания  произведения  на  основе заглавия,  иллюстрации, ключевых слов;  самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова  в тексте или  в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
–  самостоятельно делить  текст  на  части,  озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или  прослушанного текста;
–  самостоятельно формулировать вопросы к тексту,
прогнозировать  содержание по ходу чтения или  слушания;
– использовать выборочное чтение для  подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа.
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова  и выражения, которые использует автор  для описания или  характеристики.
Обучение работе  над  образом литературного героя. Что  и как рассказывает автор  о герое:
– портрет;
– детали биографии (что известно о его жизни);
– черты личности (какой он?).  Как эти свойства личности проявляются  в поступках, мыслях, словах;
– речь  героя как средство его характеристики;
– отношение автора к герою;
– собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем,  умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).
Высказывание и  аргументирование своего  отношения к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика.
На уроках учитель знакомит детей  со следующими понятиями:
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа.
Пьеса. Признаки драматического произведения.
Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на  новом  литературном материале понятий, введенных  во 2-м классе.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Обучение:
– подробному и краткому пересказу текста по плану;
– выборочному пересказу текста;
– словесному рисованию картин к художественным текстам;
–составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев;
–составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и  выразительное чтение стихотворений и
небольших  отрывков  прозы  с  использованием  соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи  и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к  сочинению: обдумывание и  обсуждение темы,  формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений, иллюстрирование, инсценирование.
В 3 классе личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;
–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.
Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;
–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для  характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;
–высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика   автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 3 классе обучаются дети, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся данного класса любознательны, при подготовке  к урокам используют дополнительную литературу. На уроках они активно вступают в дискуссию, умеют приходить к согласию, контролировать и оценивать свою работу и работу друг друга. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Организация учебного процесса по предмету
Сроки реализации рабочей учебной программы по чтению: 1 (один) учебный год
Количество часов на изучение программы           102
Количество часов в неделю                                     3
Типы уроков:
Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, контроль и мониторинг знаний учащихся, урок - исследование, урок проектной деятельности, урок защиты проектов, урок – экскурсия, киноурок.
Формы организации образовательного процесса:
Интерактивные технологии;
Метод сотрудничества;
Методики проектирования;
Использование ИКТ;
Деятельностный подход;
Работа по алгоритму.
Используемые технологии:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Групповая работа
На  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом
I этап. Работа  с текстом до чтения.
1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его  героев  по  названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации  с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся  к работе.
II этап. Работа  с текстом  во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.  Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего  текста или  его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа  с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.  Соотнесение читательских интерпретаций  (истолкований,  оценок) произведения  с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
В качестве учебного оборудования на уроках литературного чтения  планируется использование:
наглядных пособий (таблицы, иллюстрации);
справочных средств (словари: «Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» 3-4 класс». Авторы Н.А. Шестакова, Т.В. Кулюкина)
электронных ресурсов (ПО «Уроки Кирилла и Мефодия», ЦОР)
дидактический и раздаточный материал
портреты писателей
Требования к уровню подготовки по данной программе
Основные знания, умения, навыки на конец третьего года обучения.
Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующий строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого текста 75-80 слов в минуту.
Знать что такое рассказ, повесть и её отличие от рассказа.
Знать что такое пьеса, признаки драматических произведений.
Уметь работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла; самостоятельное придумывание заглавия).
Уметь выделять ключевые слова находить связь ключевых слов и главной мысли.
Уметь самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом.
Уметь составлять простой план (повествовательные предложения, план из вопросов, план из предложений текста).
Уметь выбрать из текста нужный отрывок для подтверждения какой-либо мысли, а также выборочное чтение по конкретному заданию.
Уметь создавать образ литературного героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь, отношения автора к герою, его обоснование).
Уметь понимать образные выражения, представлять картины нарисованные автором.
Уметь высказывать своё отношение к прочитанному.
Заучивать наизусть и выразительно читать небольшие отрывки прозы и стихотворения.
Уметь писать сочинения на заданную тему, выполнять творческие работы (сочинение сказок, стихов и т.д.)
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по литературному чтению используется таблица предметных требований.        
Таблица предметных требований
к умениям учащихся 3 класса по литературному чтению
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»



овладение функциональной грамотностью;
овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;
овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
приобщение к литературе как к искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания
умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений


Показатели обученности (учебные компетенции) по литературному чтению, которые, соответствуя целям курса, подлежат проверке и оцениванию.
1. Навык чтения. Умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое) – условия не только полноценного восприятия и понимания изучаемых произведений, но и получения информации о мире, а следовательно, успешного обучения в школе.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:
знание изученных произведений, рекомендованных Федеральным компонентом государственного стандарта содержания начального образования по литературному чтению в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения и вошедших в нашу программу;
представление о литературоведческих понятиях (в объеме, определенном обязательным минимумом содержания начального образования по предмету), их использование и понимание;
знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках (рубрика «Книжная полка») и учебных хрестоматиях для каждого класса.
умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.
навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне).
В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика (его рост как читателя) и, главное, его литературно-творческое развитие (способность выразить точно и образно свои мысли и чувства в слове, создать собственные мини-произведения разных жанров и т.д.).
Таким образом, продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии определяется триадой: «знаю, понимаю, могу».
Виды и формы контроля
В рабочей программе предусмотрена следующая система учета знаний учащихся:
письменные проверочные работы - 11 (проводятся после завершения работы над каждым разделом);
чтение наизусть – 15, в т. числе:
-стихотворения – 13
- проза – 2
Контроль за уровнем достижений учащихся по литературному чтению проводится в форме:
тестовых заданий,
творческих работ,
сочинений,
устного опроса.
Содержание учебного материала по русскому языку
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Раздел программы
Содержание
Кол-во часов

Прощание с летом 
Стихи Б. Заходера, К.  Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
2

Летние   путешествия  и  приключения  
Стихи Ю.   Кима,  рассказы  и   отрывки  из   повестей  К.   Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
4

Природа   летом  
Стихи  С.  Есенина,  И.   Бунина, Б.  Пастернака, рассказы и  отрывки  из   повестей  И.   Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
2

Уроки и переменки
Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из  повестей Л.  Гераскиной, Г.  Куликова, Э. Успенского  о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень  увлекательных уроках.
3

«Глухая  пора   листопада...»  
Стихи  А.  Пушкина, Ф.   Тютчева,  К.   Бальмонта, Д.  Самойлова,  Г.  Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
3

«И кот ученый  свои мне сказки  говорил...»
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш.  Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
3

«Поет зима, аукает...»
Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
4

Животные в нашем доме
Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д.  Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
3

Мы с мамой  и папой  
Стихи А.  Барто, С. Маршака, Э.  Успенского, рассказы И.  Дика, В.  Драгунского, Ю.  Коринца  о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
3

«Наполним  музыкой   сердца...»  
Стихи  для   детей О.  Мандельштама, рассказы и  отрывки из  повестей И.  Тургенева, В.  Короленко, К.  Паустовского, маленькие сказки  Г.  Цыферова  о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу  человека.
2

День смеха
Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из  повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях,  о чувстве юмора.
1

«О, весна,  без конца  и без краю...»
Стихи Ф. Тютчева, А.   Блока,  В.   Маяковского,  О.   Мандельштама,  Саши   Чёрного, Б.  Окуджавы, А.   Макаревича,  отрывок  из   повести  А.   Толстого о весне, о весенней природе.
2

День  Победы  
Стихи-размышления А.  Ахматовой, А.  Твардовского, Б. Окуджавы, В.  Высоцкого о трагизме войны, о человеческих   судьбах,   через    которые   прошла   война;   рассказ В. Драгунского о военном детстве.
1

Родная  земля  
Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
1





Учебно-тематическое планирование по литературному чтению
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№ п/п
Содержание раздела
 (темы)
Кол-во часов





1.
Прощание с летом
2

2.
Летние путешествия и приключения
4

3.
Природа летом
2

4.
Уроки и переменки
3

5.
«Глухая пора листопада...»
6

6.
«И кот ученый свои мне сказки говорил...»
3

7.
«Поет зима, аукает...»
4

8.
Животные в нашем доме
3

9.
Мы с мамой и папой
3

10.
«Наполним музыкой сердца...»
2

11.
День смеха
1

12.
«О, весна, без конца и без краю...»
2

13.
День Победы
1

14.
Родная земля
1

15.
Итого:
34


Перечень учебно-методических средств обучения по курсу «Литературное чтение»
«Литературное чтение» («В одном счастливом детстве»)  Учебник для 3 класса в 2-х частях.  Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева  (Москва  «Баласс» 2013 г.)
Тетрадь по литературному чтению для 3 класса. Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева  (Москва  «Баласс» 2013 г.)
Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» 3-4 класс. Авторы Н.А. Шестакова, Т.В. Кулюкина  (Москва  «Баласс» 2013 г.)
Уроки литературного чтения во 3-м классе  (Методические рекомендации для учителя). Авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева  (Москва «Баласс» 2012 г)
«Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст» (Пособие для учителей начальных классов).  Автор О.В. Соболева (Москва «Баласс» 2012 г.)
«Тысяча мелочей Большой дидактики» (Е.В. Яновицкая);
«Новые результаты их проверка» (диск)
















Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 6

142002 Московская область, г. Домодедово, микрорайон Западный, ул. Текстильщиков, 13б, тел.:(496 79)5-46-09 факс: (496 79)5-46-09 электронный адрес: dom111-06@list.ru


УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Домодедовской СОШ №6 _______________________Т.В.Рязанцева
«___»__________20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Класс 3 - а
Учитель Рулла Римма Викторовна


Срок реализации 2013 – 2014 учебный год
Количество часов в неделю 4 час
Количество часов в год 136 часов

Тип школы средняя общеобразовательная
Особенность классов общеобразовательные


Автор программы Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеев


УМК: Рабочая программа «Школа 2100» Начальная школа 2класс / С. А. Шейкина, Е. С. Галанжина – М.: Планета, 2013 г, «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир») Учебник для 2 класса в 2-х частях Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Москва «Баласс» 2012 г. Тетрадь по литературному чтению для 3 класса Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Москва «Баласс» 2013 г.



Практическая часть программы
3- а класс
График контрольных работ по литературному чтению


п/п
Вид работы
Тема работы
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохожде
ния

1.
Проверочная работа №1.
Летние путешествия и приключения



2.
Проверочная работа №2.
Природа летом



3.
Проверочная работа №3.
Уроки и переменки



4.
Проверочная работа №4
Глухая пора листопада



5.
Проверочная работа № 5.
И кот учёный свои мне сказки говорил



6.
Проверочная работа №6.
Поёт зима, аукает



7.
Проверочная работа №7.
Животные нашего дома



8.
Проверочная работа №8.
Мы с мамой и папой



9.
Проверочная работа №9.
Наполним музыкой сердца



10.
Проверочная работа №10
О весне без конца и без краю



11.
Итоговый контроль






15